Как мы запустили международный образовательный проект во время пандемии

Запуск проекта во время пандемии можно сравнить с ездой на велосипеде по горящему полю c грузом, который весит несколько тонн. Это безумно сложный во всех смыслах слова процесс, но, если он уже запущен, обратного пути нет, надо ехать дальше. В этом материале https://lectera.com/ru поделится советами по запуску нового продукта в условиях кризиса и расскажет о своем опыте.

Среди бизнесов, которые начали работать в период расцвета COVID-19, можно выделить два типа: первый ‒ низкосортные проекты, чьи предприимчивые создатели увидели способ быстро подзаработать, встроиться в поток и монетизировать свою экспертизу вне зависимости от ее достоверности и качества; второй вид ‒ компании, которые на собственном опыте доказывают общеизвестную мудрость, что кризис ‒ это время возможностей.

Мы не только запустили проект в разгар пандемии, но и за первые три недели работы привлекли на образовательную платформу 50 000 пользователей. Оценив потребности рынка и новые реалии, мы ускорились, оперативно внесли изменения в текущую стратегию развития и представили на суд потребителей актуальный и столь востребованный сейчас продукт. Это был непростой путь, решения принимались на ходу и, надеюсь, наш опыт поможет другим быть более подготовленными к кризисным ситуациям.

  • Приготовьтесь менять планы и искать новые возможности на ходу.

Lectera планировала стартовать в начале мая, но коронавирус внес свои коррективы. Мы были вынуждены не только отложить запуск, но и полностью перестроить работу команд и саму структуру бизнеса. Наш стартап хоть и молодой, но совсем не маленький: 164 человека из 19 стран, так что пришлось «жонглировать» между компаниями, юридическими лицами и платежными системами, подстраиваясь под «дивный новый мир».

Из-за различных ограничений, которые одно за другим стали вводить разные страны, наш план по запуску проекта сразу во всех странах одновременно пришлось разделить. Например, поскольку испаноязычные страны не закрывались на тотальный карантин, PR-кампания там стартовала по графику, как и в Индии. Приятно удивила и Россия. В Москве все сработало четко и без проблем: финансовые организации продолжали открывать и обслуживать счета, госинституты не перестали функционировать. Однако в большинстве случаев лонч все же видоизменился, мы стали трудиться в два раза больше и усерднее, в срочном порядке меняли заготовленный ранее контент, маркетинговые акции и рекламные кампании, осуществляли индивидуальный запуск для каждого рынка, сейчас ведем параллельно несколько промо-кампаний на разной скорости.

  • Будьте готовы к дополнительным расходам и предупредите о них инвесторов.

Карантин значительно ударил по финансам. В общей сложности речь идет о $3-4 млн потерянной прибыли. Временами работать становилось элементарно неудобно. Так, из-за пандемии было невозможно подключить денежные переводы в «сердце» нашего проекта Дубай, потому что в Эмиратах внезапно закрылись все банки, а работа государственных органов была ограничена. Аналогичная ситуация произошла в Европе.

Сложнее всего дела обстоят в Америке. В связи с недавно введенными там ограничениями на получение рабочей визы иностранцам, старт рекламных кампаний и запуск Lectera в США мы не сможем провести до 2021 года, а это еще большие убытки. Как результат, мы скорректировали сроки самоокупаемости и предупредили инвесторов о том, что прибыль они начнут получать немного позже. В кризис всем сложно, и будьте уверены — ваши инвесторы и кредиторы это понимают. Не избегать проблемы, а садиться ее обсуждать, находить совместное решение — только так можно строить совместные бизнес.

  • Поддерживайте моральный дух в компании, покажите что вы заботитесь о своих сотрудниках.

На проблемы бюрократического, практического и финансового характера накладывалось и психологическое давление. С первых дней пандемии у Lectera было значительное преимущество — в компании большое количество сотрудников всегда работало удаленно из разных стран мира, и команда привыкла к взаимодействию друг с другом из разных часовых поясов. Однако новые технологии были не в силах уберечь людей от лишних переживаний. Так, мы стали проводить короткие регулярные десятиминутные звонки. Это помогало нам не только решать деловые вопросы, но и поддерживать моральный дух коллектива.

Активный набор кадров проходил также аккурат в тот период, когда казалось, что мир остановился, отовсюду сыпались тревожные новости про рост количества зараженных и принудительной самоизоляции. Наш HR-департамент работал в режиме «умножить на 10», занимаясь как поисками новых талантов в круглосуточном режиме, так и выступая в качестве психологов для своих коллег. Благодаря их трудовому подвигу, а по-другому это не назовешь, запуск проекта прошел на гигантской волне общего энтузиазма.

  • Действуйте на опережение. Измените себя, чтобы изменить бизнес.

На мой взгляд, в стартапе крайне важна вовлеченность руководителя. Я прилетела из Дубая в Москву на пороге закрытия границ практически последним рейсом, чтобы быть вместе с основным костяком нашей команды: с разработчиками, аналитиками, дизайнерами. Не скрою, что мне, как человеку, который привык примерно раз в неделю перемещаться между офисами, нелегко далось столь длительное пребывание в одной и той же локации, да еще в условиях обязательной изоляции. Жизнь без постоянных передвижений оказалась настоящей пыткой, но главное я оставалась рядом с коллективом. Каждый день я проводила видеоконференции с офисами разных стран, просматривала и редактировала бизнес-планы, организовывала интервью с соискателями. На удаленный режим пришлось перевести и урегулирование юридических моментов бизнеса, встречи с инвесторами — все то, что составляло мой обычный рабочий график до карантина.

  • Используйте этот кризис, чтобы лучше подготовиться к следующему.

Вынужденные изменения первоначальной долгосрочной стратегии дались нам нелегко. И даже сейчас мы продолжаем жить в рамках микро-планирования, отдельного управления по каждому региону и, конечно, морально готовимся к возможной второй волне эпидемии. Так, удаленный формат работы, видеоконференции, микро-планирование, редкие командировки и акцент на онлайн-продажах стали нашей новой реальностью.

Безусловно, у людей снизилась покупательская способность, но в то же время появилась жажда к обучению. Глобально за месяцы пандемии количество пользователей образовательных онлайн платформ выросло в пять раз — это невиданный рост! К тому же заметен тренд на такие направления, как soft skills и digital-навыки, ориентированные на увеличение личного дохода и карьерный рост. Мы видим, что бизнес старается наладить продажи, а люди хотят понять, как им увеличить свою конкурентоспособность и монетизировать свои знания наилучшим образом.

Резюмируя все вышесказанное, отмечу, что период пандемии для нас, как для нового бизнеса, стал очень непростым, но мы сумели адаптироваться под нынешние реалии и выстоять. Как говорил Ницше: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Автор: Мила Семешкина – международный эксперт в области создания и продвижения брендов, основатель и СЕО международной образовательной платформы Lectera, автор книги-бестселлера «Учись или уходи с рынка».

33
реклама
разместить
Начать дискуссию