Я задумался, а что дальше? Вот работаем-работаем, а к чему это приведёт? Случился своего рода кризис смысла.
Стал смотреть на другие компании, но, как это часто бывает, видел лишь внешнюю оболочку и упорно замечал только то, что хотел. Например, я отмечал, что все крупные фирмы имеют чёткое позиционирование, у них выстроенные рекламные стратегии, продуманный пиар. У них большой штат и каждый отдел отвечает только за свой фронт работ. У них есть красивые сайты, наконец.
Чем мы хуже, подумал я?
Пришёл к своему управляющему и сказал, что отныне будем работать по-другому.
Большую часть сотрудников-универсалов, которые могли и выкупить технику, и сами же её починить, мы уволили. Наняли большой штат профессионалов и поделили их на отделы. Это была команда настоящих специалистов: с опытом, образованием, крепкой хваткой. И высокими зарплатами соответственно.
Дальше мы перешли к фирменному стилю. У меня тогда практически отсутствовала финансовая грамотность, я не был в состоянии просчитать перспективы таких вложений, поэтому без зазрения совести отдал за бренд 1,5 млн рублей. Ещё 500 тысяч сверху добавил за новый сайт – чтобы уж точно всё как у «взрослых».
Казалось бы, сделал всё как надо. Единственное упущение: я не построил даже простейшую финансовую модель, чтобы понять, могу ли реально позволить себе сейчас такие траты.
А я не мог: через год моя прибыль стала составлять минус 500 тысяч рублей в месяц. Я регулярно докладывал свои деньги, для этого продал квартиру, машину и влез в кредит. Шёл на всё, лишь бы не признавать, что ошибся и прыгнул на эту ступень намного раньше времени.
В конце 2018 года пришло осознание: дальше так нельзя. Мы стали постепенно откатываться назад: сокращать раздутый штат, который был мне не по карману, сокращать издержки. Только к концу 2019 года мы смогли вернуться на прежние прибыли.
В итоге я потерял все личные активы, довёл компанию до предбанкротного состояния и упустил три года развития, ведь наши конкуренты не спали, пока я играл в «крупный бизнес».