Полный провал: две реальные истории предпринимателей, которые побывали на дне и смогли вернуться

Говорить о победах легко. Набраться смелости и поделиться историей поражения – гораздо сложнее. Но самое трудное – не сломаться после падения, а продолжить путь.

Полный провал: две реальные истории предпринимателей, которые побывали на дне и смогли вернуться

Предприниматели из разных сфер, резиденты бизнес-клуба «Атланты» рассказали про свои главные факапы: как из-за излишних амбиций и недостатка опыта они почти потеряли бизнес, и какие уроки вынесли из случившегося.

История 1: Как я искал смысл и потерял деньги

Дмитрий Дудников основал компанию по выкупу, ремонту и перепродаже ноутбуков в 2012 году. Умных книг по бизнесу не читал, действовал интуитивно, но компания росла весьма успешно, хоть и без резких скачков: стабильно на 20-30% в год.

Спустя пять лет в тихой гавани захотелось большего.

Я задумался, а что дальше? Вот работаем-работаем, а к чему это приведёт? Случился своего рода кризис смысла.

Стал смотреть на другие компании, но, как это часто бывает, видел лишь внешнюю оболочку и упорно замечал только то, что хотел. Например, я отмечал, что все крупные фирмы имеют чёткое позиционирование, у них выстроенные рекламные стратегии, продуманный пиар. У них большой штат и каждый отдел отвечает только за свой фронт работ. У них есть красивые сайты, наконец.

Чем мы хуже, подумал я?

Пришёл к своему управляющему и сказал, что отныне будем работать по-другому.

Большую часть сотрудников-универсалов, которые могли и выкупить технику, и сами же её починить, мы уволили. Наняли большой штат профессионалов и поделили их на отделы. Это была команда настоящих специалистов: с опытом, образованием, крепкой хваткой. И высокими зарплатами соответственно.

Дальше мы перешли к фирменному стилю. У меня тогда практически отсутствовала финансовая грамотность, я не был в состоянии просчитать перспективы таких вложений, поэтому без зазрения совести отдал за бренд 1,5 млн рублей. Ещё 500 тысяч сверху добавил за новый сайт – чтобы уж точно всё как у «взрослых».

Казалось бы, сделал всё как надо. Единственное упущение: я не построил даже простейшую финансовую модель, чтобы понять, могу ли реально позволить себе сейчас такие траты.

А я не мог: через год моя прибыль стала составлять минус 500 тысяч рублей в месяц. Я регулярно докладывал свои деньги, для этого продал квартиру, машину и влез в кредит. Шёл на всё, лишь бы не признавать, что ошибся и прыгнул на эту ступень намного раньше времени.

В конце 2018 года пришло осознание: дальше так нельзя. Мы стали постепенно откатываться назад: сокращать раздутый штат, который был мне не по карману, сокращать издержки. Только к концу 2019 года мы смогли вернуться на прежние прибыли.

В итоге я потерял все личные активы, довёл компанию до предбанкротного состояния и упустил три года развития, ведь наши конкуренты не спали, пока я играл в «крупный бизнес».

Дмитрий Дудников, основатель компании «Центр ноутбуков» и «Рефреш маркет-сервис»

Выводы:

· Из-за личных амбиций, непродуманности, бессистемности, отсутствия финансовой грамотности, можно легко потерять все личные активы, активы компании и годы жизни.

· Розовые очки всегда разбиваются стёклами внутрь. Нужно анализировать, думать и прописывать чёткие финансовые модели.

· Не нужно скакать на дохлой лошади. Одержимость идеей всегда плохо кончается. Важно уметь вовремя остановиться.

История 2: Как я взял на себя слишком много и чуть не потерял имя

Андрей Крупский занялся юридической практикой ещё в студенческие годы. В поисках дополнительного заработка брался за любые предложения, даже писал статьи о законах в различные СМИ.

Однажды после публикации о налоговой системе Испании в одном из журналов, раздался телефонный звонок.

Журнал с моей статьёй попал на стол людям, которые планировали серьёзный строительный проект в Испании. Они нашли автора – то есть меня, – решили, что раз я пишу для уважаемых изданий, значит, имею достаточный опыт работы, и позвонили в наш офис.

Офис наш, к слову, представлял из себя обычную квартиру, которую мы снимали на пятерых. Каким-то чудом нам удалось хорошо себя зарекомендовать в первом разговоре и на последующих встречах. Мы подписали контракт. В общем, классика любого стартапа: сначала ввязываешься в проект, а потом разбираешься, что с ним делать.

Для начала мы решили найти человека, который хоть что-то понимает на испанском и сможет перевести для нас юридические документы. На выручку пришёл знакомый знакомого брата – обещал посидеть пару ночей по доброте душевной над бумагами.

Разумеется, что-то пошло не так, наш переводчик сначала перестал выходить на связь, а потом просто отказался от работы.

Сроки давно полыхали огнём, выбора не оставалось: нужно было идти и признаваться заказчикам. Мы понимали, что неустойку заплатить придётся в любом случае, потери денег не избежать. Но как сохранить хотя бы лицо?

Тогда я беру телефон, звоню и говорю, что наш департамент по изучению испанского законодательства перекупила международная юридическая компания. В красках расписываю, как весь отдел просто встал и ушёл, и, разумеется, не сдал отчёт. Моего артистизма хватило даже на то, чтобы заказчики нам посочувствовали.

Андрей Крупский,

юрист, миротворец и управляющий партнёр «Лемчик, Крупский и Партнёры»

Выводы:

· Нужно объективно оценивать свои возможности. Выглядеть профессионалом и быть им – разные вещи. Выберите нишу, в которой у вас есть достаточные компетенции и развивайтесь в ней.

· От некоторых проектов нужно отказываться. Это не поражение, это разумный ход.

· Оценивайте риски. Испортить репутацию можно за минуту.

Историй провалов достаточно у каждого: на пути к успеху всем случается падать. Готовы ли вы также открыто рассказать о своих поражениях, и чему они вас научили?

Начать дискуссию