Стратегия бизнеса: для чего она нужна?

Компания без плана стратегического развития похожа на человека, который пытается добраться до нужной точки, не имея карты местности. Что же такое стратегия бизнеса? Чем она отличается от других видов планирования? Как её разработать?

На встречах бизнес-клуба <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fclub.atlanty.ru&postId=261516" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Атланты»</a> резиденты делятся опытом управления масштабными проектами и могут открыто обсуждать идеи развития. 
На встречах бизнес-клуба «Атланты» резиденты делятся опытом управления масштабными проектами и могут открыто обсуждать идеи развития. 

Ключевые виды планирования в бизнесе

1. Оперативное. Текущие срочные задачи, контроль соблюдения дедлайнов, планы погрузки продукции. Как правило временной горизонт оперативного планирования от 1 дня до 1 недели.

2. Тактическое. Охватывает более широкий спектр задач, например установку дедлайнов, обеспечение основных бизнес-процессов, подготовку к изменениям, предусмотренным стратегическим планом. Обычно охватывает более продолжительное время, чем оперативный план.

3. Стратегическое. Описывает, как на практике будут реализоваться положения стратегии компании. Куда будет двигаться компания в ближайшие несколько лет и как этого достигнуть.

Стратегия – это адаптация к будущему. Многие бизнес-гиганты дорого заплатили если не за отсутствие стратегии, то за то, что не учли в ней адаптацию к новым технологиям.

Например, могли ли в Kodak предвидеть эру «цифры»? Могли: цифровые фотоаппараты и телефоны с камерами появились не за один день. Если бы их стратегия это учитывала, они бы перестроились. Еще один пример – Nokia. Финны предпочли «не заметить» наступления эры смартфонов.

Если вы не хотите проснуться однажды утром и обнаружить, что безнадёжно отстали от времени, а конкуренты убежали далеко вперёд, садитесь за стратегию прямо сегодня.

Этап 1: определяем актуальное положение

Прежде, чем идти к какой-то цели, нужно четко понимать, где вы находитесь сейчас.

Что вы продаёте? Вопрос может показаться странным, но подумайте над ним глубже. Например, у вас сеть кофеен с оригинальным дизайном. Вы, очевидно, продаёте кофе. Но почему люди приходят именно к вам? Ради атмосферы, общения, возможно, необычного обслуживания.

Почему это так важно? Если ваш продукт – не эксклюзивный кофе, то конкурентом является ближайший супермаркет, и стратегию нужно выстраивать соответствующе. Если вы продаёте эмоции, то ваши конкуренты – другие заведения, где люди могут приятно провести время. А это уже совсем другая стратегия развития.

Кому вы продаёте? Без чёткого портрета своей целевой аудитории, вы не сможете выстроить эффективную стратегию. Что интересно вашим клиентам? К чему они стремятся?

Ваши сильные и слабые стороны. Хорошая идея – устроить мозговой штурм с коллегами, или даже пригласить специалиста со стороны, создать фокус-группу.

Дальше вам придётся решить, каким из двух основных путей пойдет ваша компания:

· работа над слабыми сторонами;

· усиление того, в чем вы и так лучшие.

Практика показывает, что ресурсов для усиления «абсолютно всего» часто не хватает.

Этап 2: определяем пункт назначения

Какой оборот вы хотите иметь через 5 лет? Какую чистую прибыль? Сколько новых направлений бизнеса открыть?

Убираем лишнее. Даже если у вас сразу несколько направлений деятельности, есть те, которые приносят основной доход и являются самыми перспективными, и есть явные аутсайдеры. Стоит ли тянуть последние? Они, правда, будут востребованы клиентами через 5-10 лет?

Оцениваем ресурсы. Главный ваш ресурс на пути развития компании – это не деньги. Инвестиции можно привлечь со стороны. Основной ресурс – это время менеджмента. Сосредоточьте большую часть времени своих ТОПов на наиболее прибыльных проектах.

Расставляем приоритеты. Чем вы собираетесь выделяться на фоне конкурентов в будущем? Например, скоростью доставки или экзотическим обслуживанием, применением самых современных технологий.

При попытке стать лучшими во всем, вы, скорее всего, получите средний результат без «изюминки».

Метим высоко. Цели, которые вы собираетесь включить в стратегию компании, должны выполнимыми, но в то же время вызывать прилив адреналина. «Поднять прибыль на 5%» – это не та цель, от которой загорятся глаза.

Этап 3. Строим маршрут

На этом этапе нужно превратить разработанную стратегию в стратегический план. Это разные вещи. Вы уже знаете, где находитесь и куда движетесь. Осталось создать чёткую инструкцию, как туда добраться.

Основной инструмент на данном этапе – декомпозиция целей и задач. Разбивая их на всё более мелкие задачи, вы постепенно доберётесь до тактического уровня и даже операционного.

Без стратегии и разработанного на её основе стратегического плана компания – это лодка, плывущая по течению. В то время как её обгоняют более технически совершенные моторные суда. Стратегия приносит бизнесу значительно больше, чем затраченные на её разработку ресурсы.

Планируйте и мечтайте! Где вы видите свой проект через 5-10 лет?

Начать дискуссию