Добро с умом. Благотворительность и социальное предпринимательство с позиции «эффективного альтруизма»

Константин Джимбинов, к.э.н.

Старший Партнер инвестиционной компании RB Partners

Лектор Московской Школы Управления Сколково

Уверен, что большинство людей, читающих эту статью, так или иначе в своей жизни участвовали в различных благотворительных проектах. Желание сделать что-то доброе и полезное для других людей и окружающего мира является важнейшей уникальной особенностью человеческой природы.

Заранее хочу сказать, что я не только с уважением отношусь ко всем людям, занимающимся благотворительностью, но и сам уже более пятнадцати лет участвую во многих таких проектах, что и послужило причиной написания данной статьи.

Но при этом хотелось бы отметить, что в нашем обществе укоренилось устойчивое понятие, что благотворительность — это «от чистого сердца», где люди доверяют друг другу. В бизнесе же все заточено под максимизацию прибыли, поэтому ему необходимы такие инструменты как расчет экономической эффективности, анализ рынка, методики мотивации персонала, доход на вложенные инвестиции и прочее.

Именно в этом, на мой взгляд, кроется существенная проблема. Большинство людей не относятся к благотворительным проектам с позиции эффективности, из-за чего задачи, которые они пытаются решить, не решаются в течение многих лет. В большинстве случаев удается немного минимизировать последствия проблемы, но не искоренить ее причину.

Эффективный альтруизм

Отрадно, что в последнее время этот вопрос находит все больше понимания среди организаций и людей, профессионально занимающихся благотворительными проектами. Несколько лет назад появился даже такой термин как «эффективный альтруизм». Сторонники этой философии стремятся учесть все возможные причины и возможности, чтобы выбрать те решения, которые будут иметь наибольшее положительное влияние на решение конкретных социальных проблем.

По возможности эффективные альтруисты стараются выбрать те благотворительные проекты, которые получают наибольшее количество пользы на единицу потраченных средств.

Принципы эффективного альтруизма советуют помогать в тех областях, где ваша помощь принесёт больше всего пользы. Например, если вы профессиональный финансист, то вам лучше не быть волонтером, раздающим бездомным еду на вокзалах, а лучше помочь в организации привлечения финансирования на реализацию данных проектов. Ваша эффективность в таком случае будет в тысячи раз выше, чем если бы вы лично ежедневно готовили и раздавали еду бездомным.

Как многие, наверное, знают, в западных странах в последние годы появляются такие некоммерческие организации, как GiveWell, которые занимаются оценкой эффективности благотворительных организаций и фокусируются на эффективном альтруизме. Эти организации учитывают и сравнивают эффективность различных программ - то, насколько большой эффект (измеряемый в количестве спасенных жизней, выздоровевших людей, улучшении качества жизни и т. д.) оказывает деятельность благотворительной организации относительно количества пожертвованных ей денег.

GiveWell старается найти самые эффективные проекты, проанализировать их состояние и перспективы, а также предоставить список лучших благотворительных организаций по четырем характеристикам:

· есть ли свидетельства, что данная благотворительная деятельность приносит пользу;

· эффективность относительно затрат;

· прозрачность;

· масштабируемость — насколько эффективно организация сможет использовать больше денежных средств.

Социальное предпринимательство

Рассматривая решение социальных проблем через призму эффективного альтруизма, мы объективно подходим к анализу такого важного понятия, как социальное предпринимательство, которое, по мнению многих экспертов, выводит на более эффективный и системный уровень решение данных проблем.

И если раньше связывать зарабатывание денег и альтруизм было не принято («делать добро можно только бесплатно, а заниматься бизнесом - исключительно ради собственной выгоды»), то сегодня два этих понятия начинают сближаться. В результате достигаются две цели: польза для общества и получение дохода. При этом, что особенно важно, не на единовременной, а на постоянной основе.

Опыт многих стран показывает, что зарабатывать на социальных проектах можно и даже нужно. Примером является компания Genesys Works — образовательная программа для детей из социально неблагополучных семей, которых обучают технологическим навыкам, после чего они устраиваются на работу в ведущие ИТ корпорации, выступающие в качестве партнеров проекта и которые платят за подготовленные квалифицированные кадры. Эта программа стартовала в 2002 году с десяти студентов, однако сегодня в нее вовлечены более 3 тыс. человек при поддержке свыше 300 корпораций. Это уже давно прибыльный и стабильный бизнес, построенный на добром деле.

Недостаток квалифицированных кадров и финансирования

К сожалению, подобных проектов пока мало. Две ключевые проблемы, с которыми сталкиваются социальные предприниматели, это -недостаток квалифицированных кадров и денег. Как мне кажется, они тесно связаны между собой. Чтобы привлечь большие деньги нужны профессионалы, а чтобы привлечь профессионалов нужны деньги.

В отличие от бизнес-проектов, некоторым социальным предпринимателям не хватает базового образования и практических знаний. Обучение таких предпринимателей стратегическому планированию, маркетингу, построению бизнес-процессов, анализу эффективности бизнеса и навыкам привлечения финансирования позволяет многократно увеличить их эффективность.

Отрадно заметить, что в последние несколько лет, уже начали работать несколько фондов, акселераторов и специализированных организаций, предоставляющих не только денежные гранты, но и профессиональные знания, а также прочую поддержку социальным предпринимателям.

Уверен, что многие богатые люди у нас в стране и за рубежом, как только увидят, что их деньги не просто раздаются, а начинают эффективно и прозрачно работать на постоянной основе, решая злободневные социальные проблемы, и при этом, принося хотя бы небольшую доходность, то финансирование подобных проектов может многократно увеличиться.

Привлечение необходимых компетенций

Конечно, только единицы благотворительных организаций и социальных предприятий могут позволить себе взять на работу высококвалифицированных управленцев, финансистов, юристов, маркетологов и прочих профессионалов. Безусловно, при годовом бюджете организации, например, в один миллион рублей невозможно привлечь такие кадры. Но стоит понимать, что именно такие профессионалы могут привлечь в сотни раз больше средств для ваших проектов, а также создать и управлять бизнес-процессами, обеспечивая удовлетворенность инвесторов и спонсоров.

В этой связи стоит рассмотреть возможность аутсорсинга высококвалифицированных специалистов на определенный срок. На рынке много известных юридических, маркетинговых, аудиторских и инвестиционных фирм, которые также желают внести свой вклад в решение актуальных социальных проблем. Многие из них готовы по минимальной символической цене оказать подобные услуги, предоставив своих специалистов на какое-то время для помощи благотворительным организациям и социальным предпринимателям.

Например, я лично знаю, как одна из компаний «Большой четверки» за символическое вознаграждение осуществила аудит одного большого благотворительного проекта и предоставила независимое аудиторское заключение, которое было условием привлечения значительной суммы от крупного спонсора.

Для всех людей и организаций, участвующих в подобных проектах, очень важно понимать, что точечная помощь тем, кто сегодня оказался в тяжелой ситуации очень важна, но намного важнее устранить или хотя бы значительно уменьшить причины возникновения подобных социальных проблем.

А это, в свою очередь, возможно сделать только при наличии высококвалифицированной команды, видящей картину целиком и знающей, что и как надо делать. Именно в подобных проектах, профессионально и системно решающих глобальные задачи, а также своим примером, демонстрирующих эффективность своей деятельности, сегодня особенно нуждается современное общество.

Konstantin Dzhimbinov

11
Начать дискуссию