Промышленный дизайн для медицинских изделий. Интервью с сооснователем, директором по развитию "Карфидов Лаб"

Количество обращений - десятки в год

- Начиная интервью, хотелось узнать насколько часто у вас бывают проекты, связанные с медицинским оборудованием как для госпиталей, так и для самого потребителя?

Д:- Очень часто! На самом деле, это наверное одна из самых горячих областей в нашей работе на данный момент, по которой наблюдается большое количество обращений - медицинские проекты к нам идут каждый месяц, у нас их десятки в год. Сейчас мы сотрудничаем со многими компаниями для разработки сложной медицинской техники, например Ростех и «Русатом Хэлскеа». Последний является подразделением Росатом и занимается разработкой медицинской техники, например, комплексами лучевой терапии, брахиотерапии и многими другими приборами. Так же в данный момент есть обращения из частных медицинских учреждений с запросом на разработку носимых гаджетов для пациентов. Параллельно с этим мы разрабатываем и собственный продукт в этой области - персональный автоматический инъектор «Комарик».

Стенд с макетами медицинских комплексов, разрабатываемых в Росатом. Дизайн и макетирование - "Карфидов Лаб".
Стенд с макетами медицинских комплексов, разрабатываемых в Росатом. Дизайн и макетирование - "Карфидов Лаб".

Катализаторы роста

- Как думаете, это связано со всем происходящим в этом году или в целом больше стало продуктов на рынке и все хотят присоединиться к гонке?

Д:- Мне кажется, что это связано с несколькими факторами одновременно. Во-первых, есть общий мировой тренд на Personal Healthcare, то есть на персональные медицинские девайсы. Во-вторых, есть тренд на отслеживание своего здоровья через смартфоны и благодаря подключению датчиков и сенсоров. Соответственно, платформа на смартфоне позволяет сводить все эти данные и делать выводы. В какой-то степени эти два тренда подогрели фитнес браслеты, которые оказались очень востребованы на рынке, через которые отслеживаются многие параметры здоровья и люди стали привыкать к таким вещам. Одним из пунктов можно так же добавить поток инвестиций в сферу медицины. Инвесторы поверили в то, что медицинский продукт может быть успешным и иметь большую маржинальность, так как порог входа сложный. То есть чтобы продукт попал на рынок, его нужно огромное количество раз протестировать, пройти все процедуры, испытания и сертификацию, получить все документы, а на Американском рынке это ещё сложнее. Процесс разработки и вывода на рынок медицинского изделия требует большое количество времени, денег, ресурсов, людей, но если ты вошёл туда, то там сумасшедшая маржинальность и отдача вложенных инвестиций.

Что касается специфики этого года и нашей страны, то мы всегда идём за остальным миром, а так как эти тренды есть в остальном мире, то они чувствуются и у нас. Сейчас появляются многие стартапы с различными медицинскими девайсами, но и многие крупные игроки на рынке начали разрабатывать свои проекты в сфере медицинских устройств. Этот год тоже, наверное, подогрел интерес к данной тематике. Взять в пример те же аппараты ИВЛ, которые никогда не получали столько внимания, как в этом году, когда весь мир столкнулся с нуждой в данном оборудовании и с их нехваткой.

Как строится работа над медицинскими изделиями

- Как у вас выглядит цепочка разработки продукции, особенно с такой специфичной направленностью? Получение заказа, первые идеи, скетчи, а дальше? Советуетесь ли с другими специалистами, теми же инженерами?

Д:- Мы занимаемся полным циклом разработки продуктов. То есть мы можем проводить дизайн исследования, делать эскизы, концепции, но так же у нас в штате есть конструкторы, электронщики и технологи. Поэтому когда дизайнер выполняет этап работы, в котором нужно сделать первые концепции, то мы привлекаем конструктора. Мы всегда делаем продукт пользователей и для медицинского персонала и тут конечно же важно советоваться с ними. Мы всегда глубоко погружаемся в тему, ходим общаться с врачебным сообществом, опрашиваем пациентов, смотрим есть ли подобные продукты на рынке, а если и есть, то смотрим как пользователи взаимодействуют с существующими вариантами, чем они им удобны, а в чём видят минусы. После погружения в тематику мы часто делаем мокапы (простые макеты), позволяющие дешево и быстро оценить гипотезы, проиграть сценарий использования продукта.

Работа над макетом сложного медицинского изделия. Студия "Карфидов Лаб" в Санкт-Петербурге.
Работа над макетом сложного медицинского изделия. Студия "Карфидов Лаб" в Санкт-Петербурге.

-То есть вы в обязательном порядке проводите User Testing и с врачами, и с пациентами?

Д:- Да, обязательно.

-Как вы тестируете готовый продукт? Используете фокус-группы? Насколько часто привлекаете врачей к разработке?

Д:- По-разному бывает и очень сильно зависит от проекта. Когда мы разрабатывали свой медицинский прибор, мы брали человека в штат. То есть у нас в команде был консультант по медицине, с которым мы советовались, поскольку вопросов всегда возникает много, а люди из медицины в силу своей профессии ориентируются в них и могут быстро дать ответы. Фактически в каждом проекте мы проводим опрос и берём интервью у врачей, в некоторых проектах мы приходим в больницы, наблюдаем за тем, как происходит диагностика, как работают врачи с приборами. Зачастую, люди просто не могут сказать что их не устраивает, так как за время работы они привыкли, но когда ты начинаешь наблюдать за происходящим, как выстроена работа, как выглядит процесс взаимодействия врача с оборудованием, то ты больше понимаешь что может быть неудобно персоналу. Поэтому в таких проектах всегда очень важно выходить «в поле» и смотреть на взаимодействие в тех условиях, где оно будет.

Проведение дизайн-исследования "Карфидов Лаб" в хирургическом кабинете. Наблюдение за реальной операцией.
Проведение дизайн-исследования "Карфидов Лаб" в хирургическом кабинете. Наблюдение за реальной операцией.

-Что самое специфичное и сложное в работе над такими проектами?

Д:- Самое специфичное и сложно то, что такие продукты недостаточно разработать, их нужно правильно испытать. То есть нужно пройти испытания токсикологии, технические испытания, испытания на электромагнитную совместимость, потом правильно описать процесс создания продукта, сформировать пакет документов и отнести в Росздравнадзор. Весь процесс создания медицинского изделия отличается в сторону повышенного внимания к деталям, к процессам, хранению информации, её обработке и к самому тестированию. Всё это делается гораздо тщательней, дольше, внимательней, осторожнее, а весь процесс занимает до года-двух больше по продолжительности, в сравнении с разработкой обычного продукта.

Источник инноваций - врач, инженер или дизайнер?

- Медицина всегда развивалась в контексте инноваций благодаря сотрудничеству инженеров и врачей. То есть читая исторический контекст, в основном всё шло от врачей/хирургов напрямую к инженерам и дальше уже делался первый продукт. Что изменилось сейчас?

Д:- Мне кажется, что на самом деле тут есть несколько важных моментов. Конечно многие врачи являются действительно выдающимися личностями, которые могут не только делать свою работу, но и придумывать какие-то новые концепции и дальше с инженерами их разрабатывать и внедрять в практику. Особенно часто это происходило в прошлом веке. Сейчас это происходит реже в связи с загруженностью врачей. То есть нагрузка настолько колоссальная, что даже если и есть какие-то идеи, то врач настолько загружен работой, что у него не хватает ресурсов заниматься ещё и разработкой новых продуктов. Поэтому всё чаще идеи приходят от студентов, аспирантов и от тех, кто имея специальное образование, смог увидеть проблему изнутри и собрать команду для решения данной проблемы. Для этого всегда нужно время, мотивация, желание и бесконечное терпение, чтобы сделать новый продукт. Мне кажется, инновациями в медицине все чаще занимаются молодые специалисты, которые только соприкоснулись с этой отраслью и у них ещё хватает времени на сторонние разработки, голова свежая, а фантазия и смелость способствуют появлению инноваций. Крупные технологические корпорации, занимающие львиную долю рынка, тоже занимаются постоянным улучшением существующей продукции и ее характеристик, конечно же, с участием врачей.

Что касается замены дизайнером инженера, наверное, дизайн просто начал играть важную роль. Многие пациенты платят за медицинское обслуживание и выбирают те клиники, в которых стоит современное оборудование, которая хорошо выглядит и где им приятно обслуживаться. Благодаря таким случаям пользователь подогревает интерес производителей всё больше обращать внимание не только на внутреннюю составляющую продукта, но и на его внешний вид, который будет отвечать потребностям рынка.

Концепция медицинского комплекса. Такие скетчи, нарисованные от руки, появляются только после того, как собрана полная картина о продукте. Так называемый "ДНК" продукта не изменяется, хотя визуальные концепции могут меняться.
Концепция медицинского комплекса. Такие скетчи, нарисованные от руки, появляются только после того, как собрана полная картина о продукте. Так называемый "ДНК" продукта не изменяется, хотя визуальные концепции могут меняться.

Будущее - за креативом, психологией и антропологией

-Каким вы видите развитие промышленного дизайна в России и что изменилось за время?

Д:- До этого отрасль находилась на низком старте, сейчас же появилось большое количество новых компаний, которые составили конкуренцию компаниям пионерам в направлении. Увы, многие уникальные талантливые люди разъехались по зарубежным компаниям, что так же доказало уровень Российского образования в сфере промышленного дизайна и востребованность наших специалистов на мировом рынке. В данный момент наш рынок промдизайна в тысячу раз меньше рынка в США и в сотню раз меньше рынка Европы, но он есть и он растёт, что показывает существующая статистика. Единственная существующая сложность заключается в том, что зачастую нелегко объяснить потенциальным заказчикам что такое промышленный дизайн, потому что многие воспринимают это как процесс рисования чего-то красивого и ничего более, когда на деле это абсолютно о другом. Это о взаимодействии человека с продуктом, про его эмоции, впечатления, ощущения, сценарий использования, про выстраивание экосистемы, продумывание мелочей, деталей и так далее. То есть это более сложная система, где рисование картинок является лишь небольшим этапом большой работы, поэтому мы делаем что можем, чтобы объяснить что такое промышленный дизайн.

Офис "Карфидов Лаб". Для создания успешных продуктов промышленные дизайнеры, конструкторы и электронщики работают бок-о-бок.
Офис "Карфидов Лаб". Для создания успешных продуктов промышленные дизайнеры, конструкторы и электронщики работают бок-о-бок.

-Изменился ли подход к разработке продуктов?

Д:- Если говорить в мировых масштабах, то мало что изменилось. В мире сложилось четкое понимание, что промышленные дизайнеры вносят существенный вклад в процесс создания любого продукта. Сформировалось представление, что продуктовая команда - это отдельная группа специалистов, в которой есть, помимо очевидных сотрудников - инженера, технолога и дизайнера, также маркетологи, психологи, антропологи - те, кто изучает человеческое поведение и психологию. Однако в России такого понимания пока не сложилось. В контексте России всё происходит по-старинке, то есть существует задача, на входе есть ТЗ, по которому нужно сделать продукт, инженер садится и делает. В таких случаях мало кого волнует неудовлетворённость пользователя, поэтому и мало продуктов, которые выстреливают. Только в лучших студиях, как у нас, процесс выстроен правильно и с точки зрения пользователя, что делает весь процесс более человеко-центричным, создавая продукт, который в первую очередь удобен потребителю, а не инженеру.

-Появились ли новые сферы, где понадобился промышленный дизайн или уже давно существующие сферы обратились к услугам дизайнеров?

Д:- На мой взгляд, подобная сфера, которая сейчас активно развивается за рубежом, является сфера упаковки. У нас было несколько кейсов, когда мы разрабатывали упаковку и нашли там очень много интересного в контексте разработки дизайна. То есть как сделать так, чтобы упаковка была максимально зелёная (то есть Eco-Friendly), состояла из меньшего количества элементов, чтобы было меньшее количество технологических операций при её изготовлении, была модульной, простой и дешёвой. Там очень много вопросов с точки зрения промышленного дизайна.

Концепция медицинской упаковки
Концепция медицинской упаковки

Так же одной из новых, неожиданных сфер я бы назвал учебное оборудование. В учебных целях создаётся много тренажёров, стендов и важность дизайна там существенна, так как подразумевается активное взаимодействие человека с продуктом. Заодно отмечу сферу транспорта и логистики, в связи с тем, что время сейчас стало самым дорогим ресурсом и все стремятся его сэкономить. Многие компании задумались о том, как решить насущные проблемы в части экономии времени, например, при доставке товаров. Взять в пример доставку посылок. Как сделать так, чтобы получатель не встречался с курьером вообще, какой продукт может помочь в этом? Боксы, ящики? Как сделать чтобы курьер, который пришёл в большой офис, не ждал по 10-15 минут пока спустится получатель, а получатель из-за этого не отвлекался от работы на существенный промежуток времени? Все думают как можно автоматизировать и упростить этот процесс, как и многие другие, которые появились с развитием технологий. Одним из насущных вопросов из сферы транспорта так же является то, как будет выглядеть интерьер автомобиля, если из его убрать руль, ведь всё больше автомобилей имеют функцию автопилота. Очевидно, что в автомобиле всё должно поменяться.

Промышленный дизайнер должен решать бизнес-задачи

-Каким вы видите будущее промышленного дизайна? Ведь много всего происходит, пандемия дала толчок многим компаниям взяться за те продукты, которые до этого не были востребованы. Пример тому служат те же маски, оборудование для очистки воздуха и так далее.

Д:- Мне кажется, что всё будет определяться человеком и его способностью мыслить творчески и креативно, а будущее продуктов будет зависеть от дизайнеров. Сейчас мы видим как возрастают требования к способности мыслить творчески, мало кому уже нужен просто красивый продукт, этого уже недостаточно, требуются новые идеи, переосмысление. В нашей практике было и такое, когда заказчик приходил с запросом на конкретный продукт, а в ходе общения промдизайнеров с заказчиком выяснилось, что проблема может решаться не предложенным продуктом, а другими путями. Кстати, возможно, так мы потеряем заказчика, но точно не потеряем его уважение. Так, дизайнеры уже становятся немного психологами и пытаются решать бизнес задачи, что очень важно. По моему мнению, промышленный дизайн будет идти от задач бизнеса, от бизнеса потребностей и проблемы. Я верю в то, что развитие промышленного дизайна в нашей стране будет складываться именно в такой парадигме.

Начать дискуссию