{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как менеджер продукта, я проверил гипотезу приложения за 2 часа — и вы сможете

Интро

Работаю продактом уже 8-й год, и часть работы — это проверять гипотезы. Нужно уметь быстро убедиться, сработает ли фича/бизнес идея или нет. Вот ситуации из жизни:

  • Есть своя идея приложения, нужно понять стоит ли ей заниматься.
  • По работе, у вас есть несколько идей/фич на текущий квартал и вы хотите узнать, какая наиболее перспективная. Ведь если команда работает над слабой фичей, в то же время она НЕ работает над чем-то сильным и нужным. А время идет.
  • Начальство спустило дурацкую идею сверху, надо аргументированно похоронить этот проект, чтобы не отвлекаться от важной работы.

Чтобы фича/идея имела смысл, ваш продукт должен быть кому-то нужен. Причем желательно часто, и сильно. В этой статье я покажу три простых шага проверки идеи, на примере приложения для выбора велосипеда.

Уровень сложности #начинающий (можно читать без опыта).

Возьмем идею

Приложение/ТГ бот, который экономит время на выбор исправного велосипеда ВТБ — показывает оценки пользователей, выбираешь сразу лучший.

Я езжу на работу на велосипедах ВТБ. Моя основная боль в том, что велосипеды часто убитые. Бывает нужно перебрать 4-5 велосипеда, прежде чем выберешь исправный. А время тикает.

Круто было бы оценить велосипед сразу после поездки, чтобы следующий водитель мог просто выбрать велосипед с самым высоким рейтингом.

Ожидать такой фичи от самого Велобайка наивно, почему бы не запилить свое приложение/бота в телеграмме, чтобы ездить уже на нормальных велосипедах — это и Велобайку поможет быстрее находить неисправные велосипеды, если там это кому-то нужно.

Основная ошибка на этом этапе

Самая большая ошибка на этом этапе — начать писать код.

(Наверное еще большая ошибка — это просто мечтать ничего не делая, но прокрастинация уже за рамками нашей статьи, подписывайтесь на мой Телеграм канал, я скоро об этом напишу)

В этот момент, у нас есть только идея, которая основывается на не подтвержденных предположениях. Тратить ресурсы, в виде трудочасов программиста, даже самого себя, на этом этапе еще не оправдано.

План действий

Шаг 01: Ключевые предположения/риски

Существует много разных фреймворков, для проверки гипотез, но в основе моего подхода лежит самая простая идея — целесообразность. Существует ли проблема, которую я собираюсь решать, и важна ли она для кого-то кроме меня.

Когда я думаю о новом продукте или фиче мне кажется, что это кому-то нужно, и что это принесет пользу. Но на самом деле это мое предположение.

Сначала надо четко понять, какие именно предположения заложены в моей идее — что должно обязательно сработать, чтобы продукт заработал:

  • Проблема неисправных велосипедов действительно существует. Должно быть много других людей, которые так же теряют время, перебирая велосипеды, пока не найдут исправные.
  • Люди готовы оставлять отзывы о велосипеде в приложении/боте. Этот продукт может жить за счет оценок других пользователей, если никто не будет оценивать велосипеды — оценок не будет

Можно посмотреть на те же предположения с точки зрения рисков. Риск — это когда наше предположение не сработало.

  • Риск в том, что проблемы с велосипедами на самом деле нет, и мне просто не везло.
    Или в том, что другие люди не видят этой проблемы — для них это нормально, выбирать велосипед 15 минут.
    Или в том, что ВТБ чудесным образом, как раз сейчас, починит все велосипеды, которые он не мог исправить все это время.
  • Риск в том, что люди заленятся оставлять отзывы в еще одном приложении/боте, и в у меня просто не будет оценок.

Шаг 02: Аудитория и где она обитает

Самый простой способ убедиться, что проблема существует — спросить людей. Для этого надо:

  • Попытаться представить кто будет пользоваться приложением
  • Предположить где они обитают и написать им туда

В моем случае — пользователи приложения те же, кто пользуются велосипедами ВТБ для поездок на работу, как их найти? Наверное много где, но мне нужен самый удобный и быстрый.

Иду в фейсбук, ищу группу Велобайка и вижу кучу лидов. Во-первых, у меня есть друзья, которые лайкали сообщество. Во-вторых я могу посмотреть топ фанов страницы.

Шаг 03: Спросить людей

Сразу же пишу людям в личное сообщение короткий текст, чтобы проверить основные гипотезы.

Набрав 10-15 подтверждений моей гипотезы я могу считать что этот риск снят и двигаться дальше. Для этого задаем следующий вопрос.

Получив 10-15 подобных ответов я вижу, что механика пользовательских отзывов в лоб не сработает. Вместо того, чтобы бросаться писать код, надо подумать над тем как заинтересовать людей оставлять отзывы о велосипедах. Может быть такого способа нет вообще, и вся идея целиком не рабочая.

В этот момент гипотезу можно считать опровергнутой, или отправить на пивот (доработку и повторное тестирование). Как это делать я напишу в следующей статье. Подписывайтесь на мой телеграмм канал, чтобы не пропустить.

Конечно, фейсбук не единственный способ поговорить с потенциальными клиентами, просто задайте себе вопрос — где обитают люди такого профиля, вот несколько быстрых идей:

  • Telegram каналы. Поищите тематические каналы велобайка или шеринга.Если нельзя писать в каналах, вы можете найти активных участников канала и написать им в личку.
  • Discord сообщества Если вы хотите поговорить с программистами, блочейн/NFT и гейм дизайнерами и игроками
  • Slack сообщества Сюда за дата сайнтистами и англоязычными маркетологам и growth хакерами.
  • Напишите мне, если не знаете как найти вашу аудиторию для быстрой проверки гипотезы, я вам помогу.

А что если аудитория зарубежом?

На самом деле поговорить с предполагаемой аудиторией в США или Европе не многим сложнее. Почитайте про то как организовать 20 скайп интервью в Америке за одну ночь.

Заключение

В прошлом я мог потратить 4 недели по 12 часов в день пиля edTech приложение с Computer vision лишь для того чтобы после запуска на Product Hunt убедиться, что это никому не интересно. Не будьте как я.

На все описанные в статье действия у вас может уйти не более 2х часов. После чего вы сразу получите ответ - стоит работать над идеей как есть, или стоит поискать другой угол.

Тренируйтесь в быстром тестировании гипотез, и скоро вы сможете проверять по несколько идей за день. Это поможет вам быстро запустить новый продукт или вырастить уже существующий.

Обратная связь

О чем мне еще написать?
Делитесь своим мнением в комментариях. Если вы хотите прочитать другие мои статьи, подписывайтесь на мой телеграмм канал. Всем добра.

0
2 комментария
Владимир Шатский

кайф, давай глубже!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пухов
Автор

Вова, спасибо за коммент. Посоветуй, пожалуйста, о чем мне ещё написать/копнуть глубже.

🤝🖖👍

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда