Эволюция концепций и методов стратегического планирования

Стратегия как архетип и как набор концепций, методов и инструментов применяется в бизнесе с 1950-х годов. В ту пору появились первые публикации по теме, например, Друкера, Эндрюса, а в программу экономических вузов введены основы стратегического планирования корпораций. Ранее термин «стратегия» использовался в политике и военном деле.

Выделим две причины усиления потребностей в стратегическом планировании и в стратегах, руководителях, обладающих стратегическим мышлением:

1. Усложнение структуры, процессов и связей внешней среды.

2. Усложнение корпоративного управления.

Усложнение внешней среды. Если проанализировать работы по менеджменту первой половины XX века, прежде всего, Тейлора, Форда, Гилберта, Ганта, Фоллет, Арджириса, обнаружим, что авторы фокусировались на производительности труда, взаимодействиях трудовых коллективов. В то время было важно научиться производить максимум на имеющихся ресурсах, а проблемы маркетинга и сбыта были вторичны. Кто первым предложил рынку дешевый массовый продукт, например, «Форд Т», тот автоматически занимал большую долю рынка.

Однако после трех лет Великой депрессии (1929-1932 гг.), оказавшей влияние на экономику США и других стран мира, стало понятно, насколько отдельное предприятие связано разнообразными нитями с внешней средой.

· ВНП США сократился в 1,9 раз за четыре года.

· Безработица в США охватила четверть работающих.

· Объем мировой торговли снизился в три раза.

· В кризис погрузились все без исключения отрасли экономики.

· Фондовые рынки перестали считаться условными индикаторами, не влияющими на реальный бизнес, а стали драйвером паники, индикатором недоверия, опережающим показателем кризиса.

Великая депрессия преподала государствам и частному бизнесу немало уроков. Изменился подход к экономике как науке. Кейнсианская экономическая политика надолго стала основной для капиталистических государств. На уровне компаний и корпораций возник спрос на эффективные методы прогнозирования и анализа внешней среды.

После Великой депрессии и Второй мировой войны в 1950-х зарождалась эра маркетинга. Увеличивалось предложение товаров и количество производителей, а для бизнеса приоритетным стал контроль сбыта, а не производства. В 1960-е годы появляются первые концепции и методы анализа внешней среды (SWOT, PEST, Матрица Ансоффа) и отдельно матрицы анализа рынка («маркетинг микс», см. схему «Эволюция концепций и методов стратегического планирования»).

Эволюция концепций и методов стратегического планирования
11
Начать дискуссию