Какие soft skills необходимы разработчику для развития карьеры

Какие soft skills необходимы разработчику для развития карьеры

Если когда-нибудь будет создан язык программирования, которым можно будет кодить на разговорном русском, окажется, что большинство программистов этот язык не знает.

Всё реже в ИТ можно встретить вакансию, в требованиях к которой будет обозначен только стек инструментов и технологий. Сегодня в описаниях большинства должностей работодатели сочетают требования хард и софт скиллов.

О том, как усилить свои преимущества на рынке труда и чего ждут от кандидатов в IT мы попросили рассказать Алексея Кузнецова, СТО Garpix. Алексей лично провел 200+ собеседований, а под его руководством трудятся более 100 человек. Эта статья будет полезна руководителями IT-компаний и HR в digital, а главное – с самими айтишниками, заинтересованным в развитии карьеры.

Итак, что такое хард и софт скиллы?

– Разработчики часто не самые общительные люди, а ведь софт скиллы необходимы для профессионального роста.

Хард скиллы связаны с конкретными техническими знаниями, это – измеряемые умения и навыки. Софт скиллы – это навыки, касающиеся преимущественно взаимодействия с окружающим миром. На первый взгляд кажется, что они не влияют на работу, но на самом деле лидерство, общение или управление временем влияют на решение задачи, не меньше, чем умение кодить. Оба типа навыков необходимы для работы и продвижения в большинстве IT-подразделений. В этой статье мы рассмотрим 9 софт-скиллов и расскажем, какие приемы используем для их развития у нас в Garpix.

Коммуникативные и переговорные навыки

Умение общаться – ключевой софт-скилл, на котором по сути «завязаны» все остальные. Какой бы у нас не был IQ, людьми нас делают, в первую очередь социальные навыки. В современном бизнесе умение коммуницировать упрощает жизнь и ведет к профессиональному успеху. Аргументация идей в переписке и личном общении, навык деловых переговоров – все это превращает вас из сотрудника в ценного сотрудника.

Для развития этого навыка важно как можно больше общаться, причем с конкретной целью. Например, вступите в клуб дебатов или запишитесь на курсы переговорщиков, устройте дискуссию на волнующую тему за обедом, поставьте себе напоминалку «Задать два вопроса на следующем еженедельном собрании». Успех – в регулярных тренировках. Готовьтесь к переговорам, думайте над аргументацией, представляйте возражения оппонентов. Лучшая импровизация – подготовленная заранее. Рано или поздно вас обязательно услышат.

Понимание ценности для клиента

– «Нормальные» люди не обязаны разбираться в тонкостях функционирования интерфейсов, поэтому они часто видят их как-то по-своему, и это может быть ни фига не логично.

Мы привыкли жить в системе тасков и часто решаем задачу буквально, «как написано в ТЗ», не задумываясь, зачем нужно реализовывать ту или иную функцию. А ведь «Зачем?» - ключевой вопрос разработки: ответ на него проясняет задачу, сокращает время на ее выполнение, экономит бюджет. Именно мы, IT-специалисты, должны уметь четко сформулировать задачу клиента. Заказчик приходит с размытыми требованиями не из вредности, а из-за недостатка опыта. Так что не ленитесь при чтении ТЗ, особенно если его писала сторонняя компания, задавать вопросы, например:

- Зачем нужен этот функционал? А если это бизнес-требование можно удовлетворить иначе? Смотрите, мы делали похожую задачу, там была иная логика… Может быть, лучше реализуем вот так?

Такой подход выгодно выделяет специалиста из ряда программистов, кодящих «от сих до сих».

Эмоциональный интеллект (EI)

Эмоциональный интеллект – это умение поставить себя на место другого человека, понять, что он чувствует и использовать это в общении. Высокий EI нужен, например, для понимания, будет вас сейчас бить Ильдар или не будет. А если серьезно, внимание к эмоциям других людей помогает снизить количество стрессовых ситуаций, грамотно вести переговоры, мотивировать команду, не допускать возникновения неконтролируемых рабочих конфликтов. Сами знаете, тяжело работать в компании, где никто вам не доверяет, руководитель может повысить голос, вокруг постоянные склоки.

Старайтесь слушать человека и пытаться понять, какие эмоции он испытывает. И потихоньку к вам придет осознание, что человек хочет сказать, к чему он ведет, как комфортнее выстроить с ним общение.

Умение работать в команде

Сотрудники с развитым эмоциональным интеллектом гораздо лучше работают в команде, а разработка, как ни крути, работа не для одного. Гораздо логичнее, прежде чем зарываться в дебри, спросить коллег, не было ли у них похожей задачи. Решение может найтись за 15 минут. Бэкэндер может пилить одни и те же компоненты из раза в раз, а может запилить что-то и поделиться с коллегами, вполне возможно, они начнут это использовать. Программист может предложить пиэму пересогласовать часть ТЗ с клиентом, чтобы итоговый продукт лучше решал бизнес-задачи. Все это – работа в команде, и она помогает сократить время на разработку, повысить эффективность продукта, то есть в конечном счете увеличить прибыль компании, а значит – ее капитализацию и ваш личный доход.

Попробуйте приучить себя, прежде чем хвататься за задачу, обсудить ее с пиэмом. Необязательно обставлять это как митинг, бронировать переговорку, просто скажите ему в лифте «Я тут думал над задачей, мне кажется, картографию можно сделать на основе OpenStreetMap, давай обсудим».

Тайм-менеджмент

Мы хотим не только работать, мы хотим жить за пределами работы: гулять, читать, смотреть кино. Чтобы найти этот work/life баланс, надо в каждый момент времени понимать, какие у вас есть задачи и какие из них самые важные. Куча не задокументированных задач заставит тратить на них время, которое вы планировали потратить на что-то другое. Поэтому у нас все в Jira, и я советую использовать матрицу Эйзенхауэра, а то в конце квартала все стратегические задачи оказываются в статусе «О, черт!» Старайтесь следить за задачами, каждое утро понедельника вы должны понимать, чем будете заняты на этой неделе. Старайтесь декомпозировать задачу, в процессе может прийти понимание, как ее упростить. Не бойтесь предлагать перераспределение задач. И не стесняйтесь говорить руководителям проекта, чтобы они ставили для вас задачи в таск-менеджере.

Гибкость и креативность

Подойти к тимлиду и сказать: «Давай не будем эту дичь делать» – это тоже решение. А идеальное решение: «Давай эту дичь немножко по-другому сделаем».

Речь об умении предложить нестандартное решение задачи, чтобы сделать ее быстрее, проще, дешевле, то есть – эффективнее. Это очень сильно поднимает вас в глазах руководства.

Приведу пример: наняли разработчика и дали ему пилить модуль. И он пилил месяц: покрыл его тестами от и до, реализовал кучу всего вокруг этого модуля. А через месяц ему сказали: «Парень, прости, ты не прошел испыталку». Потому что за месяц человек выполнил один таск, который можно было сделать за 2-3 дня, такой сотрудник просто нерентабелен для компании.

Прежде чем решать какую-то шаблонную задачу, остановитесь и подумайте, как можно сделать ее эффективнее. Попробуйте зайти с другой стороны.

Проактивность

Проактивность – это инициативность и умение смотреть на пару шагов вперед. Фактически это подход, при котором вы не плывете по течению, просто разгребая задачи, а смотрите, что есть на рынке, как можно развить тот или иной функционал, что нового можно предложить для роста эффективности компании. Например, вы изучили какую-то новую технологию. Сэкономьте время коллег, сделав демо-пример и презентовав его.

Это не только для того, чтобы руководство вас заметило, это для собственного развития: пока вы реализуете демку, познакомитесь еще с десятком инструментов.

Навыки презентации

Это – способность рассказать о чем-то, заинтересовать, удивить и в конечном счете вовлечь людей в проект. Проще всего навыки презентации развить сначала просмотром чужих крутых выступлений, благо сейчас нет недостатка в хороших онлайн-конференциях и митапах, а затем самому начинать выступать. Первый раз будет очень сложно, в десятый проще, к сотому вы привыкнете. Начинать лучше с маленькой знакомой аудитории, рассказывая об интересных и понятных вещах: над чем вы сейчас работаете и почему это важно, например. Мы в Garpix практикуем своеобразный мини-питчинг, когда дизайнер или разработчик рассказывает, почему та или иная фича реализована именно так. Интересно можно рассказать о чем угодно. А подготовка к презентации поможет прокачать коммуникативные скиллы, в том числе навык прохождения собеседований, тайм-менеджмент.

Менторинг

Третий раз ему объяснил – сам понял!

Менторинг – это навык передачи знаний другим сотрудникам, он особенно ценится в крупным компаниях с большим штатом, а значит, с большим количеством джунов. Остановиться, объяснить кому-то, как можно реализовать ту или иную функцию, указать на источники информации, проявить участие и натолкнуть на свежие идеи – все это сделает вас не только ценным сотрудником, но и приятным в общении человеком. Важно помнить, что вы привыкаете к профессиональному общению и вам может быть сложно объяснить свою идею человеку из другой сферы. Менторинг – отличная тренировка коммуникативного навыка.

Главное для развития навыка менторинга – терпение. А еще важна хорошая память: вы тоже не родились высококлассным специалистом, вы учились сами и вас учили другие люди, благодаря которым вы стали профессионалом. Люди часто приходят в IT из других сфер и менторинг таких ребят поможет вам прокачать креативность: человек может переложить свой опыт из другой сферы на разработку, тестирование, аналитику. А когда этот сотрудник вырастет в супер-профи, он не забудет, кто ему в этом помог.

Для тех, кто хочет побольше узнать о софт-скиллах и развить их, мы собрали небольшой список книг, которые помогли мне, моим коллегам и подчиненным прокачать новые навыки:

  • Савкова З.В. Искусство оратора

    Устинов Д. Работа с аудиторией, или Как отвечать на вопросы и возражения

  • Никольская С.Т. Техника речи (методические рекомендации и упражнения для лекторов)

  • Глебов В.В., Родионова О.М. Особенности речевой агрессии

  • Гандапас Р. Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично

  • Багрунов В.П. Азбука владения голосом для болельщика

  • Сергеечева В. Азы общения: стратегия и тактика

Начать дискуссию