Как сделать школу для студентов во время пандемии, или 5 стереотипов онлайн-обучения

После введения локдауна произошёл бум онлайн-курсов во всех сферах. Корпоративные программы тоже ушли на удалёнку. Чтобы выделиться по-настоящему крутым продуктом, нужно заранее проработать все риски. Для тех, кто с нового учебного года планирует запускать онлайн-проекты, мы собрали топ-5 мифов о трудностях организации дистанционного обучения. Рассказываем, как дать студентам реальную ценность, вовлечь экспертов компании в образовательный процесс и не только - на примере нашей ежегодной Летней ИТ-школы.

Как сделать школу для студентов во время пандемии, или 5 стереотипов онлайн-обучения

Для полноценного курса уже давно недостаточно только показать лекции по видеосвязи. Необходимо предоставить интересный контент в не избитом и интерактивном формате и что даже сложнее — создать комфортную среду для обучения. Это особенно важно, если вы работаете с аудиторией студентов и школьников. В КРОК мы наработали большой опыт общения с молодёжью: в рамках суббренда BrainZ bу CROC бесплатно проводим образовательные программы для молодых ребят, которые делают свои первые шаги в ИТ. Мы всегда проводили курсы оффлайн и неплохо в этом прокачались. Когда 2020 поставил нас в жесткие рамки конференцсвязи, оставался только один путь: использовать знания и переводить Летнюю ИТ-школу в онлайн.

Что такое Летняя ИТ-школа?

Уже семь лет каждое лето мы собираем талантливых студентов, которые бесплатно проходят двухнедельную программу обучения и практики. Для чего нам это нужно? Во-первых, мы развиваем собственных сотрудников: опытные эксперты заряжаются энергией молодых ребят, лучше понимают подходы будущих коллег. Во-вторых, мы знакомим сотни студентов с возможностями КРОК и самым активным и талантливым участникам школы предлагаем позиции в нашей компании.

Как сделать школу для студентов во время пандемии, или 5 стереотипов онлайн-обучения

Мы всегда видели этот проект как возможность погрузить студентов в жизнь компании прямо внутри офиса. В апреле стало ясно, что офис будет закрыт, а общение на расстоянии ближе 1,5 метров друг от друга уже не про нас. Но проектировать с нуля для нас не уникальный опыт, так что мы стали продумывать все с самого начала. Тут же столкнулись с целым списком страхов и ограничений, которые в итоге оказались мифами. Делимся нашей подборкой решений, которые мы применили в Летней ИТ-школе.

Стереотип 1. Снизится вовлеченность участников

Школа была запланирована на летние месяцы, когда студенты уже стали выходить на улицы и проводить время где угодно, но не у компьютера. Мы знали, что надо решать вопрос с вовлеченностью. Кроме того, в онлайн-формате меньше возможностей для интерактива. Было крайне важно не превратиться в видеоролики с записями лекций на YouTube..

  1. Групповой проект и тимбилдинг. За основу программы взяли практическое групповое задание, к решению которого мы готовили ребят на интерактивных вебинарах. Попрактиковаться можно было на онлайн-тренингах и лабораторных занятиях. Отдельно заложили время на QA-сессии после каждой темы. То, что раньше можно было спросить индивидуально после встречи, сейчас включалось в занятия.
  2. Общая среда обучения. Для оперативной коммуникации с каждым направлением был чат в Телеграм, к чатам мы подключили канал для автоматического постинга. Занятия проходили в формате конференций в Zoom, участников с первой встречи мы готовили к работе с включенными камерами, чтобы оставался эффект присутствия.
  3. Интерактив и внеучебное время. Для большего вовлечения спикеры проводили игры и конкурсы в Menti и Kahoot, а для совместной работы использовали залы в Zoom и доски Miro. Ребята были не просто слушателями, а активно включались в процесс.
Как сделать школу для студентов во время пандемии, или 5 стереотипов онлайн-обучения

Стереотип 2. Эксперты не готовы к вебинарам

Если опыт в выступлениях и проведении занятий офлайн имели почти все эксперты, то большой практики в вебинарах не было почти ни у кого. Как убедить коллег участвовать в онлайн-формате? В этот раз нам нужно было объяснить и показать, что онлайн можно учить и получить результат.

  1. Трансформировали курс вместе с экспертами. Для коллег-экспертов подготовили и презентовали общую концепцию организации занятий. Вместе с ними мы определили риски и ограничения и пришли к общему пониманию нашей модели онлайн-занятий. Поняли, например, что направление по ИТ-инфраструктуре все-таки провести в онлайне нельзя: «теряется вся романтика работы с железом», а оставлять только теорию — бессмысленно.

  2. Обучили экспертов фишкам презентации онлайн. Мы не оставили без помощи тех экспертов, которые никогда не проводили вебинары. Для этого организовали тренинги по выступлениям онлайн и рассказали, как включать интерактивы в занятия, чтобы студенты не скучали. Попробовали всё на практике — страхов и сомнений не осталось.

  3. Поддержали во время выступлений. Несмотря на подготовку многим все равно было сложно и непривычно. Нам нужно было создать среду, в которой эксперт будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Мы пообещали (и сдержали слово), что с экспертами будет кто-то из организаторов в качестве технической поддержки, если что-то пойдет не так. В 9/10 случаев, конечно, поддержка была больше моральной.

Стереотип 3. Контакта с компанией не будет

Обучение в Школе всегда проходило в тесном контакте участников и экспертов, было много совместных переживаний, историй. Участники занимались в офисе КРОК, а значит сами погружались в нашу среду, знакомились с культурой компании. Как сохранить все это в онлайне?

  1. Ввели карьерный блок. Важно было показать ребятам, какие возможности и пути развития есть для них в КРОК, и заодно рассказать о нашей корпоративной культуре. Тут было две активности. Сделали митапы с сотрудниками, которые за 20 минут рассказывали, как начинали свою работу. Студенты из первых уст узнали, какие есть подводные камни и как с ними справлялись старшие коллеги. А также провели воркошопы по карьерной стратегии с профессиональными консультантами. Здесь поговорили про то, какие ставить перед собой цели и какие навыки развивать для их достижения.
  2. CROC-BINGO. Чтобы сохранить тусовку и показать, что внутри компании мы тоже любим общаться и вне работы, сделали игру. 12 ежедневных заданий, которые падали участникам в чат их направления. Здесь и онбординг-активности, и таски, подталкивающие к общению. Посмотрите на итоговое Бинго: трек для плейлиста, полезные каналы в тг, сторис о Школе, самодельный мерч, впечатления от программы и мемы (последнее выстрелило так сильно, что можно выпускать мем-сборник Школы). А тест “Кто ты из сотрудников КРОК” можно пройти и сейчас.
Как сделать школу для студентов во время пандемии, или 5 стереотипов онлайн-обучения

Стереотип 4. Нетворкинга не получится

Для групповой работы ребятам были необходимы сильные горизонтальные связи: нужно не просто познакомить участников, а создать среду для взаимодействия. Поэтому организация площадок для нетворкинга была одной из приоритетных задач при подготовке Летней школы. И, конечно, пришлось выйти за рамки простой презентации себя или онлайн-квеста.

  1. Первая встреча. У нас был всего час, чтобы сблизить участников программы, поэтому сначала были упражнения на «раскрытие себя»: не только рассказ о себе, но и о своих планах, целях, kpi на Школу. Во второй части мы отправляли ребят на доску в Miro, где предлагали составить небольшой team canvas и определиться с тем, как мы будем работать в ближайшие две недели.

  2. Подведение ежедневных итогов и рефлексия. Кто-то из участников пошутил, что Итоги похожи на вечерние свечки в лагере. Да, мы хотели порефлексировать вместе с участниками о прошедшем дне, создать пространство для неформального общения и задать более близкую атмосферу. Причём, каждый день — новый формат, чтобы это не стало рутиной.
  3. Неформальные встречи и общение. Собрали участников на онлайн-завтрак, а на третий день предложили остаться в зуме до конца дня. А для того, чтобы ребята из разных смен познакомились друг с другом, делали вечерние мероприятия: онлайн-мафия и пошаговая стратегия в Zoom «Стражи галактики». Так мы создали пространство для общения, дали ребятам понять, что они – часть большой Летней ИТ-школы КРОК, а не только своего направления.


Стереотип 5. Подвести итоги и обсудить результаты не выйдет

Встречают по одежке, а провожают по финалу. К этому моменту мы уже поняли, что и с этим сможем справиться. Было важно поставить красивую точку в конце.

  1. Финальное общение. В конце были встречи с экспертами, которые рассказывали про свой карьерный путь, презентации проектов команд и подведение итогов программы. Вечер мы завершали онлайн-квизом, в который включили вопросы про ИТ (в кино, в истории, в трендах) и прошедшую программу.

  2. Подарки для всех участников Школы. Это всегда была очень приятная часть на всех наших очных мероприятиях, и мы решили, что не стоит от нее отказываться в онлайне. Стильный мерч отправился экспресс-доставкой в разные уголки страны.

Участники Школы по ИТ-аналитике на очной встрече после завершения программы, 2020
Участники Школы по ИТ-аналитике на очной встрече после завершения программы, 2020

Что в итоге у нас получилось?

Можно сказать, что эксперимент удался: 73 студента прошли обучение по одной из четырех программ. Мы подтвердили свою гипотезу о том, что такие школы могут жить и в удаленном формате. Вряд ли этот проект навсегда перейдет в онлайн, но часть инструментов мы возьмем в следующий сезон. Главные слагаемые успеха: общий позитивный настрой, бесстрашные эксперты и крутые участники.

Общение участников, которое складывается в ходе таких проектов, как Летняя ИТ-школа, в итоге приносит больше, чем только знания и опыт успешного решения кейса. Результатом становится сообщество, которое формируется в процессе. Причем не только внутри одного проекта. Мы работаем над большим единым коммюнити образовательных программ BrainZ by CROC, где ребята из любых школ и университетов с различным опытом и компетенциями находятся в постоянном контакте и могут быть полезны друг другу.

Как сделать школу для студентов во время пандемии, или 5 стереотипов онлайн-обучения
1616
1 комментарий

Было действительно классно, а главное - эффективно! Рад, что по результатам школы удалось присоединиться к этому крутому коллективу! Вообще, подобную практику стоит взять на вооружение и другим компаниям. Будучи студентом,  не всегда удаётся пройти скрининг в крупные компании по разным причинам, а в летней школе есть возможность показать себя и продвинуться дальше.

8