Как писать резюме: Базовые принципы и запрос для ChatGPT
Потенциальный работодатель видит ваше резюме в ~15 раз чаще, чем вас. Иметь сильное продающее CV очень важно, чтобы получить хорошую высокооплачиваемую работу. В статье вы найдете самый подробный гайд о том, как этого добиться.
Привет, меня зовут Даша, я работаю продактом менеджером в европейском финтех стартапе Finom и веду маленький, но гордый телеграм канал Даша пытается понять про карьеру и жизнь.
Одно время я много помогала своим знакомым, малознакомым и совсем незнакомым отредактировать резюме. Экспертиза у меня в этом есть — мое CV в 50-60% случаев проходит скрининг и меня приглашают на следующий этап. По индустрии это очень высокий показатель — успешным можно считать конверсию от 20-30%.
Я точно знаю, как писать сильное резюме, которое позволит вам получить работу мечты. В данной статье поделюсь этим знанием с вами.
Так как я продакт менеджер, то мои советы будут актуальны, в первую очередь, моим коллегам. Но основные принципы универсальны для любой IT специальности и не только. Даже если вы начинающий специалист или пока студент, то следуя принципам из статьи и нескольким советам из моего специального поста, вы сможете собрать идеальное резюме.
Disclaimer: Умные люди говорят, что CV и резюме это разные вещи. Я не настолько умная — у меня есть один документ, который я рассылаю в компании. Поэтому далее по тексту, когда я пишу “CV” и “резюме” — я подразумеваю одно и то же.
Базовые принципы при составлении продающего CV
Однажды проснувшись утром или, наоборот, после бессонной ночи, вы решили, что пришло время что-то изменить в жизни. Самое простое — поменять работу. А может быть вам стало скучно, захотелось драйва и вы решили немного развлечься — сходить пособеседоваться. Первая вещь, которая вам нужна для этого — резюме.
1. Резюме должно быть коротким. Золотое правило: 10 лет опыта = 1 страница резюме. Если опыта у вас больше, то 1,5 страницы. Самый край, если у вас 20+ лет опыта — 2 страницы. Больше нельзя.
2. Лучше всего оформлять резюме в обычном ворде. Поверьте, вам не нужны красивости и сложные инструменты для оформления своего опыта. На рынке это не ценится. Берите самый обычный шаблон. Фишка не в дизайне, а в содержании. Когда отправляете резюме, выгружайте в формате pdf.
3. Отдельно напишу про резюме на HeadHunter. Если вы ищете работу в России, иметь страницу в HH — это ок. Но если вы подаете резюме за пределами этого ресурса, не присылайте выгруженный оттуда документ. Он обычно получается огромным, там много ненужной информации. Да и в целом выглядит так, как будто вы не потрудились достаточно, а использовали шаблон.
4. Фотография в резюме занижает конверсию. Лучше вообще ничего не ставить. Есть еще мнение, что если вы симпатичная девушка и отправляете резюме в серьезную корпорацию, то это может быть воспринято не верно.
5. Если вы ищете работу в России, можно составлять резюме на английском. Нормальная практика — иметь резюме на русском в HH и отдельно на английском в ворде. Этим вы убьете сразу двух зайцев: выпендритесь перед российским работодателем и сократите себе работенку, если решитесь подаваться зарубеж.
6. Не нужно указывать свою ожидаемую зарплату. По лучшим правилам переговоров: тот, кто первый называет цену — проиграл. Поэтому постарайтесь максимально оттянуть этот момент, а лучше дождитесь когда работодатель сам скажет вилку. Кстати, про стратегию как получить большой оффер писала подробно в этой статье.
7. Заведите профиль на LinkedIn. Когда оформите резюме на английском, можете просто скопировать всю информацию оттуда и добавить ее в профиль. В России LinkedIn заблокирован, но думаю никому уже не надо рассказывать про VPN. Есть еще отдельное расширение для браузера.
Пишем шаблонную часть резюме
Итак, вы решили искать работу, создали шаблон в ворде и у вас уже не дрогнула рука, чтобы вставить фотку. А что вообще писать?
1. Имя, фамилия и контакты. Тут не сложно. Из контактов:
- почта [приличная, puse4ka13@mail. ru не подойдет]
- телефон [обязательно с +7, не 8 — иначе из-за границы вам не дозвонятся]
- ссылка LinkedIn [еще одна причина, почему он вам нужен].
Город и страну можно не указывать.
2. О себе. Поле, с которым по моему опыту большего всего проблем. Не нужно писать, что вы ответственный, пунктуальный и стрессоустойчивый. Это должно быть максимально короткое описание вас:
- кто вы [например, Product Manager]
- сколько у вас суммарно опыта в этой профессии [with 4+ years of experience]
- в чем ваша экспертиза [focused on ML products]
- 1-2 главных достижения [по пунктам в несколько слов с цифрами].
Если пока с экспертизой и достижениями не очень — можете пропустить этот пункт полностью. Хороший тон — под каждую конкретную вакансию чуть-чуть менять это описание. Но я так обычно не делаю — для этих целей я использую сопроводительное письмо.
3. Опыт работы. Дальше идет описание опыта по компаниям в обратном хронологическом порядке, где должно быть
- название должности
- название компании
- период работы в компании. Лайфхак: чтобы упростить жизнь рекрутеру, проведите вычисления за него — пишите с какого месяца по какой работали + сколько это было в месяцах/годах. Например: April 2020 — May 2021, 1 year 1 month.
- чем занимается компания. Тут вам надо ответить на вопрос — почему это круто, что вы там работали. Дайте немного контекста, если компания в которой вы работали не самая известная.
- за что вы были ответственные. Пара-тройку слов о том, что вы делали. Не расписывайте все ваши обязанности тут.
- основные ваши достижения по пунктам. Тут должны быть именно результаты в цифрах, не просто обязанности. Как правильно их писать — ниже в статье.
4. Образование. Пишите высшее образование — университет, месяц и год окончания, специальность. Если гордитесь своими оценками — пишите GPA [средний балл]. Не стоит писать абстрактную фразу — “сдал на отлично”. Используйте любой момент в резюме как доказательство, что вы не субъективны, а вообще-то нацеленный на данные.
5. Навыки. Только если у вас осталось место, можно поиграться с навыками. Навыки нужны для того, чтобы оптимизировать свое резюме и рекрутер вас нашел. Лайфхак: идете в LinkedIn, ищете человека на своей должности из компании вашей мечты, например “Product manager Google”. Первые в списке — ребята с хорошо оптимизированным профилем. Смотрите на их навыки и, краснея, списывайте.
6. Доп. образование. В принципе вставить можно, но не обязательно. Это покажет, что вы старались расширить свои знания и получить навыки даже после окончания основного образования. Особенно полезен данный пункт, если ваша основная учеба не соответствует работе, которую ищете. Зарубежом наши курсы никто не знает.
Самое важное — как описывать достижения
Итак, переходим к мясу — к описанию опыта работы. Это основная часть вашего резюме, уделите ей особой внимание.
Самое важное в описании своего опыта — это указывать не обязанности, а результаты. Даже если вы делали сто раз полезные штуки, но они ничего существенного не дали компании — забудьте про них.
Достижения должны быть оценены в денежном или метричном эквиваленте. Постарайтесь оценить любой ваш результат в деньгах, которые вы принесли компании — сколько заработали или сколько сократили расходов для компании. Даже если вы делаете какую-то внутреннюю штуку или оптимизируете процессы — постарайтесь оценить полезность вашей работы в деньгах / человеко-часах / процентах.
Лайфхак: старайтесь писать в формате — “Accomplished [X] as measured by [Y], by doing [Z]” или по-русски [вольный перевод] “Добился [X], что измеряется в [Y], делая [Z]”
Например, “Improved the first purchase conversion rate by 15% and bring the company additional $100K revenue, by testing more than 10 hypotheses in A/B experiments” -> “Улучшил конверсию в первую покупку на 15% и принес компании дополнительные $100K выручки в год, проверив больше 10 гипотезы в рамках А/Б экспериментов”
Для описания того, что вы сделали, используйте глаголы в прошедшем времени. Есть полезный список таких глаголов на английском языке — пользуйтесь.
Запрос ChatGPT для описания достижений
Я знаю: писать достижения в такой форме сложно. Но на этот случай у нас замечательные AI помощники.
Я придумала и потестировала promt для ChatGPT, который помогает из плохо сформулированного пункта CV создать конфетку. Работает хорошо пока только для GPT-4, для бесплатной версии работает хуже, но тоже может помочь.
Запрос:
Ответ ChatGPT-4:
В принципе, это все, что я могу вам предложить, в отличие от того же ChatGPT. Желаю вам, использовав мой живой опыт, создать самое выдающиеся резюме и никогда не получать отказов.
Если статья показалась вам актуальной и даже полезной или, хотя бы не вызвала сожаление о зря потраченном времени, то предлагаю вам свою дружбу и кучу всевозможных советов как устроиться на работу мечты. Подписывайтесь на канал и читайте мою большую подборку про поиск работы.
Резюме - это то, что не может быть написано при помощи нейросети.
Ваша статья многим будет очень полезна!