Что нужно знать интернет-маркетологу, чтобы устроиться на работу? Владение какими инструментами чаще запрашивают работодатели и где их можно освоить? Как подготовиться к тестовому заданию? Мы в Otzyvmarketing провели анализ рынка и готовы рассказать, каких специалистов ждут компании.Минимальный набор инструментов, которым должен владеть любой интернет-маркетолог, составить просто. Для этого достаточно изучить десяток вакансий.Яндекс.Метрика и Google AnalyticsВо-первых, от соискателя требуют отличного знания Яндекс.Метрики и Google Analytics.В 2019 году вакансий с требованием знания Яндекс.Метрики на hh.ru мы нашли 1437, в 2020 число доходило до 1800, а в середине этого года — таких почти 2200. С Google Analytics ситуация схожая: в 2019 году искали 2720 специалистов со знанием инструмента, в 2020 году требовались 3187 сотрудников. Сейчас уже 3500.Сервис «Яндекс.Метрика»Для быстрого освоения «Метрики» можно воспользоваться обучающими курсами «Яндекса». Также рекомендуем почитать статьи в интернете. Но эффективнее всего осваивать сервис в рамках курсов по сквозной аналитике и, конечно, на практике.Для Analytics также есть свои курсы. Рекомендуем использовать пошаговые руководства самого Google и много-много практиковаться на зайцах (любых подходящих проектах). Для начала можно даже поработать бесплатно.Яндекс.Директ и Google AdwordsВо-вторых, специалист по интернет-маркетингу должен уметь размещать рекламу в поисковиках. «Директ» и Adwords — это еще два базовых инструмента (в дополнение к «Яндекс.Метрике» и «Аналитике» Google), которыми в обязательном порядке должны владеть все интернет-маркетологи. Важно здесь учесть, что вакансий именно контекстологов достаточно много. И не всегда они подразумевают какой-то конкретный инструмент. Скорее, оба.В любом случае, исходя из нашего анализа, знание платформ Директ и Adwords настолько же востребовано, как и аналитика.Яндекс.ДиректЧто изучили: из чуть более 2 тысяч вакансий «интернет-маркетолога» и 5 тысяч вакансий «маркетолога» анализировали по 10 свежих вакансий с разными зарплатными ожиданиями и отдельно вакансии с упоминаниями конкретных инструментов: изучали описания вакансий (раздел требований) и необходимые ключевые навыки. В сумме мы собрали чаще упоминаемые инструменты среди 120 вакансий.Чтобы быстро освоить Яндекс.Директ, можно пойти в Школу Директа. Или изучать различные книги и курсы.У Google.Adwords есть свое полное руководство. Заодно можно пройти курсы от одной из 14 площадок.Про опыт работы и востребованные сервисыОчень важным условием для большинства работодателей является наличие у соискателя опыта работы интернет-маркетологом.При этом для тех компаний, которые нанимают маркетолога впервые, не важно, как будут привлекаться новые клиенты — контекстом, SEO, email-маркетингом или SMM. Важно, чтобы специалист умел генерировать лиды. Другое дело — компании, которые имеют опыт интернет-продвижения, и где уже сложились определенные подходы к этой работе. Такому работодателю нужны точно описанные в вакансии компетенции.Photoshop в прошлом году упомянули в 4684 вакансиях из сферы маркетинга, сейчас цифра перевалила за 6000. Около 2000 вакансий размещены с упоминанием CorelDRAW. Но нас заинтересовали примеры действительно маркетинговых сервисов в вакансиях с HeadHunter:Статистика из вакансий hh.ruПолагаю, что вряд ли стоит срочно бросаться осваивать все перечисленное. По моему опыту, для успешного трудоустройства достаточно хорошего знания базовых инструментов интернет-маркетинга. Остальные можно будет освоить уже на рабочем месте.Power BIКомплексное средство бизнес-анализа. Есть десктопный вариант для разработки модели данных и отчетов, и онлайн-аналог, который помогает с мониторингом и анализом готовых отчетов. Умеет загружать в себя кучу данных и строить графики.Освоить сервис можно за 1-4 месяца, или в рамках полноценных обучающих программ. Курсы по этой теме есть у Convert Monster, GeekBrains, Skillbox, SkillFactory, Нетология, LABA и других школ.RoistatСервис сквозной аналитики. Объединяет данные в нужную форму. Здесь целый набор отчетов по 40+ показателям, отслеживание звонков и писем, пачка интеграций, даже можно управлять ставками в Яндекс.Директ и делать сплит-тесты по прибыли.Как и в случае с Метрикой, проще освоить в рамках курса по сквозной аналитике.TildaЭто частично работа дизайнера, конечно, создавать сайты. Но конструктор Tilda вполне можно доверять маркетологу. Если это не огромный маркетплейс.Сервис позволяет за пару часов сделать достойный лендинг и отправить контекстологу на запуск рекламы.Освоить сервис можно за 2-4 месяца.Остальные инструменты лучше осваивать по видеоурокам, книгам или курсам по профессии, чтобы получать знания в комплексе.Semrush — платформа для управления видимостью сайтов и контент-маркетинга, исследования ключевых слов и конкурентов.Mailchimp — сервис email-маркетинга с шаблонами, богатым функциями по вовлечению клиентов в цепочки, средствами создания постов и лендингов.Key Collector — программа для создания семантического ядра и аудита сайта.Церебро Таргет — сервис поиска аудитории для качественной настройки таргетированной рекламы во «ВКонтакте».Calltouch — сервис веб-аналитики. Отслеживает эффективность рекламы, учитывает обращения и ведёт воронку конверсий.CoMagic — сервис собирает и анализирует информацию из рекламных систем, CRM и телефонии для повышения эффективности рекламы.Как пройти тестовое заданиеЧасто для того, чтобы оценить возможности соискателя, работодатель предлагает испытание в виде тестового задания. Для того, чтобы успешно справиться с задачами, необходимо:Уметь работать с сервисом Wordstat «Яндекс». Для его освоения достаточно прочитать развернутые статьи в интернете. В целом ничего сложного в сервисе нет. Легче всего изучать Wordstat на практике, занимаясь созданием семантического ядра для сайта.Уметь использовать любой из сервисов анализа сайтов. Лучше Similarweb, Topvisor, Pr-cy.ru.Владеть одним из инструментов аналитики сайтов конкурентов: тем же Spywords.Понимать, как строится воронка продаж, какие сервисы подходят, что за Customer Journey Map.Подчеркну, что навыки работы только с тремя инструментами не позволят решить все стоящие перед интернет-маркетологом задачи. Но для того, чтобы пройти тестирование при устройстве на работу, этого может быть вполне достаточно.Трафик из поиска забываютВ последнее время все чаще встречаются вакансии, в которых особенно востребованы навыки привлечения трафика из соцсетей. Однако не стоит переоценивать этот канал, поскольку самый толстый трафик до сих пор дают поисковики: оттуда приходит в шесть раз больше посетителей, чем из соцсетей.Вот почему основная часть работы интернет-маркетолога связана с расширением поискового трафика.Тренды в профессииЕсли проанализировать типичные требования работодателей, можно понять следующее: интернет-маркетолог должен уметь генерировать трафик на сайт и поток заявок, привлекать посетителей и покупателей. При этом инструменты, с помощью которых этот поток генерируется, могут быть самыми разными.В идеале над продвижением сайта должен трудиться целый отряд:SEO-специалист должен работать над тем, чтобы количество интернет-пользователей, приходящих на сайт из поисковых систем, постоянно росло.Трафик-менеджер — над тем, чтобы количество людей, которые приходят на сайт с платных каналов, постоянно росло, а цена каждого из них снижалась.Специалист по контекстной рекламе (или директолог) — настраивать рекламные кампании в Яндекс.Директ и Google Adwords, ориентируясь на запросы пользователей.Таргетолог — настраивать таргетированную рекламу, точно зная, какой пользователь ему нужен: его пол, возраст, профессию, увлечения и так далее.Специалист по SMM — представлять интересы компании в социальных сетях.Копирайтер — работать над текстами.E-mail маркетолог — заниматься e-mail рассылками.Аналитик — анализировать эффективность интернет-маркетинга.Руководитель отдела интернет-маркетинга — организовывать эффективную работу отдела.Очень многие работодатели мечтают о том, чтобы специалист-маркетолог в единственном лице владел всем этим набором компетенций. Лично мне таких супергероев-универсалов встречать не доводилось. А вам?Всё-таки идеальный вариант — каждый занят своим делом. Для этого мы делали даже раздел про каждую из digital-профессий.Тем не менее, очень часто интернет-маркетологу приходится брать на себя частично или полностью функции следующих специалистов:Контент-менеджера,Копирайтера,Немного верстальщика,Немного дизайнера.Поэтому не будет лишним научиться писать продающие тексты, разобраться в HTML, освоить Photoshop и так далее.Есть гипотеза о том, что число специальностей в сфере интернет-маркетинга достигло пика и скоро пойдет на спад. Подавляющая часть рынка будет закрываться двумя специалистами: креативщик будет отвечать за то, что не поддается оцифровке, а другой — решать задачи, связанные с цифрами и технологиями.Но пока такой расклад далек от реальности.Коротко о главномСпециалисты по продвижению в интернете по-прежнему остаются одними из наиболее востребованных на российском рынке. Для того, чтобы претендовать на вакансию интернет-маркетолога, необходимо, как минимум, уметь работать с:Яндекс.Метрикой,Google Analytics,Яндекс.Директом,Google Adwords,Wordstat,Photoshop,Сервисом анализа сайтов,Сервисом аналитики сайтов конкурентов.Этот список можно продолжать еще долго: в арсенале хорошего специалиста должно быть множество инструментов.Кстати, а какие инструменты интернет-маркетинга используете вы или требуете от маркетологов?
"Констекстолог" и Интернет-маркетолог немного разные вещи
Если разбирать детальнее профессии, то безусловно)