Какие инструменты маркетинга чаще упоминают в вакансиях, и как их быстро освоить

Что нужно знать интернет-маркетологу, чтобы устроиться на работу? Владение какими инструментами чаще запрашивают работодатели и где их можно освоить? Как подготовиться к тестовому заданию? Мы в Otzyvmarketing провели анализ рынка и готовы рассказать, каких специалистов ждут компании.

Минимальный набор инструментов, которым должен владеть любой интернет-маркетолог, составить просто. Для этого достаточно изучить десяток вакансий.

Какие инструменты маркетинга чаще упоминают в вакансиях, и как их быстро освоить

Яндекс.Метрика и Google Analytics

Во-первых, от соискателя требуют отличного знания Яндекс.Метрики и Google Analytics.

В 2019 году вакансий с требованием знания Яндекс.Метрики на hh.ru мы нашли 1437, в 2020 число доходило до 1800, а в середине этого года — таких почти 2200. С Google Analytics ситуация схожая: в 2019 году искали 2720 специалистов со знанием инструмента, в 2020 году требовались 3187 сотрудников. Сейчас уже 3500.

Сервис «Яндекс.Метрика»
Сервис «Яндекс.Метрика»

Для быстрого освоения «Метрики» можно воспользоваться обучающими курсами «Яндекса». Также рекомендуем почитать статьи в интернете. Но эффективнее всего осваивать сервис в рамках курсов по сквозной аналитике и, конечно, на практике.

Для Analytics также есть свои курсы. Рекомендуем использовать пошаговые руководства самого Google и много-много практиковаться на зайцах (любых подходящих проектах). Для начала можно даже поработать бесплатно.

Яндекс.Директ и Google Adwords

Во-вторых, специалист по интернет-маркетингу должен уметь размещать рекламу в поисковиках. «Директ» и Adwords — это еще два базовых инструмента (в дополнение к «Яндекс.Метрике» и «Аналитике» Google), которыми в обязательном порядке должны владеть все интернет-маркетологи. Важно здесь учесть, что вакансий именно контекстологов достаточно много. И не всегда они подразумевают какой-то конкретный инструмент. Скорее, оба.

В любом случае, исходя из нашего анализа, знание платформ Директ и Adwords настолько же востребовано, как и аналитика.

Яндекс.Директ
Яндекс.Директ

Что изучили: из чуть более 2 тысяч вакансий «интернет-маркетолога» и 5 тысяч вакансий «маркетолога» анализировали по 10 свежих вакансий с разными зарплатными ожиданиями и отдельно вакансии с упоминаниями конкретных инструментов: изучали описания вакансий (раздел требований) и необходимые ключевые навыки. В сумме мы собрали чаще упоминаемые инструменты среди 120 вакансий.

Чтобы быстро освоить Яндекс.Директ, можно пойти в Школу Директа. Или изучать различные книги и курсы.

У Google.Adwords есть свое полное руководство. Заодно можно пройти курсы от одной из 14 площадок.

Про опыт работы и востребованные сервисы

Очень важным условием для большинства работодателей является наличие у соискателя опыта работы интернет-маркетологом.

При этом для тех компаний, которые нанимают маркетолога впервые, не важно, как будут привлекаться новые клиенты — контекстом, SEO, email-маркетингом или SMM. Важно, чтобы специалист умел генерировать лиды.

Другое дело — компании, которые имеют опыт интернет-продвижения, и где уже сложились определенные подходы к этой работе. Такому работодателю нужны точно описанные в вакансии компетенции.

Photoshop в прошлом году упомянули в 4684 вакансиях из сферы маркетинга, сейчас цифра перевалила за 6000. Около 2000 вакансий размещены с упоминанием CorelDRAW. Но нас заинтересовали примеры действительно маркетинговых сервисов в вакансиях с HeadHunter:

Статистика из вакансий hh.ru
Статистика из вакансий hh.ru

Полагаю, что вряд ли стоит срочно бросаться осваивать все перечисленное. По моему опыту, для успешного трудоустройства достаточно хорошего знания базовых инструментов интернет-маркетинга. Остальные можно будет освоить уже на рабочем месте.

Power BI

Комплексное средство бизнес-анализа. Есть десктопный вариант для разработки модели данных и отчетов, и онлайн-аналог, который помогает с мониторингом и анализом готовых отчетов. Умеет загружать в себя кучу данных и строить графики.

Освоить сервис можно за 1-4 месяца, или в рамках полноценных обучающих программ. Курсы по этой теме есть у Convert Monster, GeekBrains, Skillbox, SkillFactory, Нетология, LABA и других школ.

Roistat

Сервис сквозной аналитики. Объединяет данные в нужную форму. Здесь целый набор отчетов по 40+ показателям, отслеживание звонков и писем, пачка интеграций, даже можно управлять ставками в Яндекс.Директ и делать сплит-тесты по прибыли.

Как и в случае с Метрикой, проще освоить в рамках курса по сквозной аналитике.

Tilda

Это частично работа дизайнера, конечно, создавать сайты. Но конструктор Tilda вполне можно доверять маркетологу. Если это не огромный маркетплейс.

Сервис позволяет за пару часов сделать достойный лендинг и отправить контекстологу на запуск рекламы.

Освоить сервис можно за 2-4 месяца.

Остальные инструменты лучше осваивать по видеоурокам, книгам или курсам по профессии, чтобы получать знания в комплексе.

  • Semrush — платформа для управления видимостью сайтов и контент-маркетинга, исследования ключевых слов и конкурентов.
  • Mailchimp — сервис email-маркетинга с шаблонами, богатым функциями по вовлечению клиентов в цепочки, средствами создания постов и лендингов.
  • Key Collector — программа для создания семантического ядра и аудита сайта.
  • Церебро Таргет — сервис поиска аудитории для качественной настройки таргетированной рекламы во «ВКонтакте».
  • Calltouch — сервис веб-аналитики. Отслеживает эффективность рекламы, учитывает обращения и ведёт воронку конверсий.
  • CoMagic — сервис собирает и анализирует информацию из рекламных систем, CRM и телефонии для повышения эффективности рекламы.

Как пройти тестовое задание

Часто для того, чтобы оценить возможности соискателя, работодатель предлагает испытание в виде тестового задания. Для того, чтобы успешно справиться с задачами, необходимо:

  • Уметь работать с сервисом Wordstat «Яндекс». Для его освоения достаточно прочитать развернутые статьи в интернете. В целом ничего сложного в сервисе нет. Легче всего изучать Wordstat на практике, занимаясь созданием семантического ядра для сайта.
  • Уметь использовать любой из сервисов анализа сайтов. Лучше Similarweb, Topvisor, Pr-cy.ru.
  • Владеть одним из инструментов аналитики сайтов конкурентов: тем же Spywords.
  • Понимать, как строится воронка продаж, какие сервисы подходят, что за Customer Journey Map.

Подчеркну, что навыки работы только с тремя инструментами не позволят решить все стоящие перед интернет-маркетологом задачи. Но для того, чтобы пройти тестирование при устройстве на работу, этого может быть вполне достаточно.

Трафик из поиска забывают

В последнее время все чаще встречаются вакансии, в которых особенно востребованы навыки привлечения трафика из соцсетей. Однако не стоит переоценивать этот канал, поскольку самый толстый трафик до сих пор дают поисковики: оттуда приходит в шесть раз больше посетителей, чем из соцсетей.

Какие инструменты маркетинга чаще упоминают в вакансиях, и как их быстро освоить

Вот почему основная часть работы интернет-маркетолога связана с расширением поискового трафика.

Тренды в профессии

Если проанализировать типичные требования работодателей, можно понять следующее: интернет-маркетолог должен уметь генерировать трафик на сайт и поток заявок, привлекать посетителей и покупателей. При этом инструменты, с помощью которых этот поток генерируется, могут быть самыми разными.

В идеале над продвижением сайта должен трудиться целый отряд:

  • SEO-специалист должен работать над тем, чтобы количество интернет-пользователей, приходящих на сайт из поисковых систем, постоянно росло.
  • Трафик-менеджер — над тем, чтобы количество людей, которые приходят на сайт с платных каналов, постоянно росло, а цена каждого из них снижалась.
  • Специалист по контекстной рекламе (или директолог) — настраивать рекламные кампании в Яндекс.Директ и Google Adwords, ориентируясь на запросы пользователей.
  • Таргетолог — настраивать таргетированную рекламу, точно зная, какой пользователь ему нужен: его пол, возраст, профессию, увлечения и так далее.
  • Специалист по SMM — представлять интересы компании в социальных сетях.
  • Копирайтер — работать над текстами.
  • E-mail маркетолог — заниматься e-mail рассылками.
  • Аналитик — анализировать эффективность интернет-маркетинга.
  • Руководитель отдела интернет-маркетинга — организовывать эффективную работу отдела.

Очень многие работодатели мечтают о том, чтобы специалист-маркетолог в единственном лице владел всем этим набором компетенций. Лично мне таких супергероев-универсалов встречать не доводилось. А вам?

Всё-таки идеальный вариант — каждый занят своим делом. Для этого мы делали даже раздел про каждую из digital-профессий.

Тем не менее, очень часто интернет-маркетологу приходится брать на себя частично или полностью функции следующих специалистов:

  • Контент-менеджера,
  • Копирайтера,
  • Немного верстальщика,
  • Немного дизайнера.

Поэтому не будет лишним научиться писать продающие тексты, разобраться в HTML, освоить Photoshop и так далее.

Есть гипотеза о том, что число специальностей в сфере интернет-маркетинга достигло пика и скоро пойдет на спад. Подавляющая часть рынка будет закрываться двумя специалистами: креативщик будет отвечать за то, что не поддается оцифровке, а другой — решать задачи, связанные с цифрами и технологиями.

Но пока такой расклад далек от реальности.

Коротко о главном

Специалисты по продвижению в интернете по-прежнему остаются одними из наиболее востребованных на российском рынке. Для того, чтобы претендовать на вакансию интернет-маркетолога, необходимо, как минимум, уметь работать с:

  • Яндекс.Метрикой,
  • Google Analytics,
  • Яндекс.Директом,
  • Google Adwords,
  • Wordstat,
  • Photoshop,
  • Сервисом анализа сайтов,
  • Сервисом аналитики сайтов конкурентов.

Этот список можно продолжать еще долго: в арсенале хорошего специалиста должно быть множество инструментов.

Кстати, а какие инструменты интернет-маркетинга используете вы или требуете от маркетологов?

22
2 комментария

"Констекстолог" и Интернет-маркетолог немного разные вещи

Ответить

Если разбирать детальнее профессии, то безусловно)

Ответить