{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как правильно рассчитать себестоимость продукции

Нестабильность и частая смена тенденций в экономической ситуации вынуждает предпринимателей искать актуальные преимущества перед конкурентами. Это могут быть как маркетинговые мероприятия, так и снижение цены, повышение рентабельности и сокращение издержек производства. Чтобы успешно справляться с такими задачами необходим точный расчёт себестоимости, так как ей отведено ключевое место в общей системе показателей, характеризующих эффективность производства.

Расчёт себестоимости – одна из главных задач предприятия, которое занимается выпуском продукции. О том, как рассчитать себестоимость продукции, об оптимальных вариантах расчета, а также о программных продуктах, которые помогут вам ее рассчитать, расскажем в нашей статье.

Что такое себестоимость

Себестоимость – это сумма, которую предприятие расходует на производство товара и продвижение его до конечного потребителя. Проще говоря, себестоимость – это деньги, потраченные на изготовление продукции и доведение ее до потребителя. Чем меньше денег потрачено на производство и сбыт продукции, тем больше возможностей для снижения цены, а это серьезное конкурентное преимущество. Если вы знаете, как посчитать себестоимость продукта, то сможете найти решение как ее снизить.

После расчёта себестоимости вы сможете:

· Обосновать цену на продукцию

· Оценить рентабельность

· Рассчитать потенциальную прибыль

· Оценить эффективность производства

Типы себестоимости

Не существует единой классификации себестоимости. Однако если за основание классификации взять данные, используемые для расчёта, то себестоимость принято делить на плановую, фактическую и сметную.

Плановая себестоимость – ориентировочная стоимость услуг, материала, сырья – ресурсов, которые будут затрачены на производство товара в будущем.

Фактическая себестоимость – сумма фактических расходов, уже затраченных на производство. Рассчитывается на конец отчетного периода. Возможна ситуация, когда фактическая и плановая себестоимость не совпадают. Для выявления причин расхождения нужно проводить сравнительный экономический анализ.

Сметная себестоимость – вариант плановой себестоимости, при котором рассчитываются расходы на конкретную продукцию или заказ.

Для правильного расчёта себестоимости продукции нужно произвести классификацию затрат.

Классификация статей затрат

Классифицировать затраты можно с учетом вида расходов – по элементам затрат или по статьям калькуляции.

Поэлементная классификация

Группировка по этому типу предполагает разделение затрат на:

· Затраты на оплату труда

· Материальные затраты. Сюда могут входить материалы, сырье, топливо, электричество или другая энергия на производственные цели

· Социальные взносы. Это отчисления в различные социальные фонды: ТФОМС, ПФР, ФСС и др.

· Амортизация основных средств. Это объем амортизационных отчислений на восстановление амортизационных фондов за конкретный период

· Прочие прямые затраты – все остальные расходы, которые напрямую относятся к производству продукции

Классификация по элементам позволяет:

· Рассчитать структуру затрат и сформировать смету затрат

· Обосновать капитальные вложения

· Спланировать объем оборотных средств

· Разработать комплекс мер для снижения себестоимости

Существенный минус этого метода заключается в том, что с его помощью можно лишь выявить объем расходов, но для полноценного планирования производства, а также для фактического снижения себестоимости продукции нужно также установить взаимосвязь расходов и мест их возникновения. Более информативным методом является расчет затрат по статьям калькуляции.

Калькуляционная классификация

В отличие от поэлементной классификации калькуляционная отражает именно места возникновения затрат по статьям калькуляции. Расходы сгруппированы так же, как и список статей калькуляции. Это позволяет комплексно планировать производство и производить расчет себестоимости единицы продукции. При составлении списка статей калькуляции учитывается характер и структура производства. В качестве примера мы рассмотрим список статей расходов, который широко применяется в производственных предприятиях.

1. Материалы и сырье (за вычетом отходов)

2. Закупленные изделия/услуги или полуфабрикаты от поставщиков

3. Оплата труда работникам производства

4. Отчисления в социальные фонды и налоги

5. Топливо и энергия

6. Расходы на модернизацию оборудования и развитие имеющихся мощностей

7. ОХР (общехозяйственные расходы)

8. ОПР (общепроизводственные расходы)

9. Потери от брака и недостачи

10. Другие производственные расходы

11. Расходы вне производства

Затраты по всем 11 статьям составляют полную себестоимость, подразумевающую также коммерческие расходы: транспортные затраты и сбыт продукции.

Формула расчета себестоимости

На примере покажем, как посчитать себестоимость продукции при помощи формулы.

Простая формула расчёта себестоимости:

Себестоимость = Стоимость производства изделия + расходы на его реализацию.

Более сложная формула расчёта себестоимости предоставляет более точные данные и позволяет оценить реальную стоимость производства товаров.

ПС = С + Э + А + ЗП + ОЗП + СбР + ПР,

где:

• С – сырье

• Э – энергоносители

• А – амортизация

• ЗП – заработная плата

• ОЗП – отчисления от з/п

• СбР – сбытовые расходы

• ПР – прочие расходы

Для примера возьмем предприятие, которое занимается выпуском хлебной продукции. Рассмотрим, какие расходы могут быть на производство партии хлеба в количестве 100 000 штук:

1. Сырье и материалы – 1 392 682 руб.

2. Электроэнергия на технологические цели – 28 000 руб.

3. Вода на технологические цели – 46 800 руб.

4. Затраты на оплату труда – 137 485 руб.

5. Отчисления от заработной платы – 41 246 руб.

6. Амортизация – 32 172 руб.

7. Прочие расходы – 15 850 руб.

8. Сбытовые расходы – 34 118 руб.

Тогда себестоимость всей партии хлеба составит:

1 392 682 + 28 000 + 46 800 + 137 485 + 41 246 + 32 172 + 15 850 + 34 118 = 1 728 353

Расчёт себестоимости единицы продукции:1 728 353 / 100 000 = 17,28 руб.

Теперь вы знаете как посчитать себестоимость продукции на производстве. Кажется, что для этого достаточно калькулятора, листка бумаги и ручки. Однако это работает лишь в теории. Промышленные производства обладают сложной структурой и множеством финансовых операций – без современных средств автоматизации тут не обойтись.

Как с помощью программ учета рассчитать себестоимость продукции

Рассчитать себестоимость продукции можно и в Excel, однако этот вариант подойдет лишь совсем небольшим предприятиям. Для предприятий с большим объемом продукции фирма 1С разработала комплекс программных решений, с помощью которых легко провести расчеты как затрат, себестоимости, так и валовой прибыли, а самое главное – автоматизировать эти процессы.

1C:ERP

1С:ERP – современное программное решение для автоматизации средних и крупных предприятий различных отраслей. Этот комплекс особенно полезен для крупных предприятий с большим объемом продукции и сложными циклами производства.

С помощью 1C:ERP можно оценить как трудовые, материальные, так и денежные расходы. В программе реализован расчет в разрезе подразделений и различных сфер деятельности – они выступают местами затрат.

Рассмотрим как в 1C:ERP можно рассчитать себестоимость продукции.

Нужно учитывать, что до регламентных операций по закрытию месяца в отчете о себестоимости мы будем видеть только количественные показатели. Для получения суммовых оценок необходимо рассчитать себестоимость. Этот расчет формируется автоматически при помощи документа "Расчет себестоимости товаров". (рис. 1)

рис. 1

Расчет себестоимости товаров производится по организации – в соответствии с методом оценки стоимости, который указан в ценовой политике организации.

Себестоимость в программе можно рассчитать тремя методами (рис. 2):

· средняя за месяц;

· ФИФО (взвешенная оценка)

· ФИФО (скользящая оценка)

рис. 2

В документе "Распределение материалов и работ на себестоимость продукции" разносятся расхождения планового выпуска от фактического, а также здесь можно перевести номенклатурные затраты в постатейные – списать материалы на затраты. (рис. 3)

рис. 3

Несмотря на комплексный подход в 1С:ERP при расчете себестоимости необходимо упомянуть определенные особенности:

· Несмотря на гибкие настройки учета, отсутствует функционал по распределению расходов "из статьи в статью". Приходится создавать еще одну статью, что увеличивает справочник.

1С:Управление холдингом

В программе 1С:Управление холдингом процесс расчета себестоимости в целом проще и имеет более гибкие настройки. Себестоимость считается после настроек перечня прямых затрат в разрезе организаций, подразделений и статей затрат. Также здесь можно указать затратные счета.

В зависимости от настроек учетной политики организации себестоимость также будет считаться по-разному. В этом разделе нужно задать методы распределения косвенных расходов, учет ОХР и настройки учета себестоимости выпуска. (рис. 4)

рис. 4

Какое программное решение выбрать?

Особенности механизмов учета себестоимости не являются ключевой характеристикой при выборе программы. В первую очередь нужно ориентироваться на задачи и особенности предприятия.

Так 1С:УХ подойдет крупным компаниям, холдингам, группам компаний для комплексной автоматизации процессов управления финансами. В то же время 1С:ERP может использоваться предприятиями с производством, так как в этом программном продукте есть широкий функционал по планированию производства.

Механизм расчета себестоимости также реализован в 1С:Бухгалтерия 8.3. Затраты для учета делятся на прямые (стоимость сырья, зарплата сотрудникам производства и др.) и косвенные – относятся ко всему цеху или производственному участку. Они не выделяются в отдельную номенклатурную группу. Такие расходы относят на 25 счет.

Номенклатурные группы включают в себя однотипную продукцию. Организация сама решает, что будет входить в состав таких групп. Большое количество групп повышает детальность и точность учета, но есть и обратная сторона – учет становится более сложным, а это может повлечь за собой ошибки. (рис. 5)

рис. 5

Внедрение программ 1С

Программные продукты от 1С обладают большим функционалом по расчету себестоимости, валовой прибыли, рентабельности и других экономических показателей. Предприниматель будет владеть ситуацией и сможет не только грамотно планировать производство и закуп, но и улучшить финансовые показатели, в том числе за счет снижения себестоимости.

Кроме подбора самой программы важно также грамотное внедрение – лучше обращаться к профессионалам.

Мы имеем более чем 20-летний опыт работы внедрения систем 1С, в том числе на крупных предприятиях и холдингах со сложными бизнес-процессами (BIOCAD, Siemens и др.). Мы осуществляем внедрение "под ключ" – дополнительно вам не придется ни о чем беспокоится.

Специалисты assino адаптируют самые современные системы 1С под специфику работы любой компании и производства, а также консультируют по всем вопросам.

Остались вопросы? Оставляйте заявку на консультацию – подберем оптимальный вариант для вашего бизнеса и рассчитаем стоимость внедрения.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда