Такой вопрос стоит перед двумя типами предпринимателей — компании, которые уже работаю в сфере рядом (системные интеграторы, кибербезопасность и т. п.) и крепкие фрилансеры с полной загрузкой, способные отдавать часть заказов субподрядчикам.
Начнем с общих «за» и «против»
➖ Рынок заказной разработки просел — зарубежные заказчики недоступны, отечественных становится больше, но всплеска нет. Пока экономика не развивается, а старается удержать то, что есть, или снизить урон, новых проектов будет мало. Как следствие — искать заказы для молодой компании будет сложно. У вас не устаканены каналы поиска, нет проверенного позиционирования, не упакованы кейсы. Со всеми этими «не» вы проигрываете тем, кто на рынке уже больше пяти лет и четко знает себя и своего клиента.
➖ Вы не увидите результат быстро. В продвижении B2B услуг вообще быстрого результата нет, а когда рынок обороняется, пробиваться еще сложнее.
➕ В просевший рынок заходит меньше новых конкурентов, а некоторые старые не справляются с новыми условиями и уходят. У вас есть возможность быстрее нащупать новые окупаемые связки спроса и предложения.
➕ Государство скорее благоволит сфере разработки, чем нет, а значит, можно будет воспользоваться инициативами или их плодами.
На чем сфокусироваться сейчас
Общее правило — укрепляйте фундамент.
Если вы компания в смежной сфере
🔸 проанализируйте ваши ресурсы — какие задачи веб-разработки вы можете закрывать, для каких не хватает одного-двух специалистов? Если хотите взять людей в штат, убедитесь, что сможете перекрыть их зарплаты прибылью от других направлений работы. Начинайте с поиска заказчиков под те задачи, с которыми вам будет проще справиться теми силами, что уже есть.
🔸 посмотрите, что делают конкуренты, и создайте похожую упаковку услуг. Протестируйте предложение в тех каналах продаж, с которыми планируете работать.
🔸 если вам постоянно отказывают (а скорее всего так и будет) , найдите возможность пригласить хотя бы трех потенциальных клиентов на проблемное интервью. Так вы и завяжете связи (возможно, этот человек не станет вашим клиентом, но порекомендует кому-то) и узнаете реальные барьеры к покупке у вас и поймете, что не так с позиционированием сейчас.
Если вы фрилансер, создающий компанию с нуля
🔸 действуйте маленькими шагами. Переходите от формата «все сам» к «команда» только в комфортном темпе. У вас большие риски — субподрядчик может подвести, не справится в срок или вообще откажется от заказа, но тренироваться отдавать зону ответственности вам на чем-то нужно. Выделите бюджет на ошибки и обязательно найдите трех, а лучше 5-7 дублеров на все задачи, которые планируете отдавать.
🔸 создайте одностраничный сайт о компании. На нем не будет активного трафика, но вы будете переводить сюда потенциальных заказчиков, которые начнут воспринимать вас не как ИП, а как компанию.
🔸 развивайте не больше двух каналов продаж одновременно. Не распыляйте бюджет на тестирование нескольких каналов на крошечные суммы. Проведите исследование, тщательный отбор площадок, которые работают у ваших конкурентов. Познакомьтесь с 15 бизнес-менеджеров компаний разработчиков, разговорите их, чтобы узнать честно, откуда идут лиды, а что не работает? После этого включайтесь в два канала, которые кажутся вам наиболее перспективными.
Что в итоге? Заходить или нет?
«Самое лучшее время, чтобы посадить дерево, минуло двадцать лет назад. Следующий подходящий момент — сегодня.» Китайская пословица
Если вы очень этого хотите, если готовы морально и финансово — обязательно пробуйте. Как бы ни шатало рынок вообще, выигрывают команды, которые верят в себя и в то, что они делают.
Кроме того, когда рынок пойдет вверх (а он точно пойдет, ведь технологии развиваются) вы будете уже готовы к тому, чтобы подняться вместе с ним.
Не забудь поставить ❤