{"id":13523,"url":"\/distributions\/13523\/click?bit=1&hash=8755fdb177272621dfa92b2d592326f34b3b1645321498435e3293b9936cdd7f","title":"\u0421\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441\u044b \u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u044f\u0442\u0441\u044f \u043b\u0443\u0447\u0448\u0435, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u0438\u0445 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0441\u0447\u0430\u0441\u0442\u043b\u0438\u0432\u044b","buttonText":"\u041a\u0430\u043a \u044d\u0442\u043e","imageUuid":"14067312-9e88-5810-bc8d-2e6040bd9670","isPaidAndBannersEnabled":false}
Tech explorer

Как прошла первая программа Сколково для стартапов в области ИИ и больших данных

В конце августа завершилась первая программа развития Фонда «Сколково» для ИТ стартапов, создающих решения с использованием технологий искусственного интеллекта и больших данных.

Команда Tech Explorer

В этой статье мы расскажем, какой была программа и как в ней проходили подготовку стартапы. Своими впечатлениями поделились организаторы, менторы и сами участники Tech Explorer.

Как появилась идея и какие задачи решает программа?

«Уже 10 лет «Сколково» поддерживает развитие российских технологических стартапов. За это время мы накопили огромный опыт и сформулировали набор стандартных проблем, с которыми стартапы сталкиваются на каждом этапе развития:

  • Компании тратят много времени на общение с заказчиками, но у них не получается закрыть сделку.
  • Компании создают технологию, а не продукт, который нужен рынку.
  • Из-за ограниченного финансирования компании вынуждены браться за кастомные проекты, а не развивать собственный продукт.
  • Компании создают продукт необходимый только на локальном рынке, с сильно ограниченными возможностями на международном рынке.

Мы видели истории сотен компаний и хотим сохранить и передать этот опыт. - рассказывает Сергей Ходаков, операционный директор ИТ-кластера Фонда «Сколково» и содиректор Tech Explorer.

Сергей Ходаков, содиректор Tech Explorer.

«Ключевой вопрос, стоящий перед каждым стартапом, - это выбор правильного пути к рынку в условиях неопределенности и ограниченного времени. Цель нашей программы – помочь молодым компаниям найти свой путь» - дополняет Евгений Шеенко, содиректор и создатель методологии программы.

Создавая Tech Explorer, мы задавались целью передать накопленный опыт стартапам, чтобы они смогли избежать базовых ошибок и создать устойчивый бизнес

Как стартапы попадают в Tech Explorer

Наш опыт и лучшие практики подсказали наиболее оптимальный формат работы - это интенсивная программа в 9 недель для группы в 10-15 стартапов.

Результаты программы определяются качеством участников. Именно поэтому мы постарались отбирать стартапы максимально тщательно: все заявки проходили формальный отбор, за которым следовало интервью с старшим менеджером программы Павлом Кривозубовым.

Для успешного прохождения отбора проект должен был соответствовать трем основным критериям:

  • укомплектованная команда,
  • начальные вариант продукта,
  • использование технологий искусственного интеллекта или больших данных.

Отбор компаний проходил очень тщательно. Помимо зрелости компании и продукта, старались на этапе собеседования также прояснить ожидания от участия в программе. Тем самым глубже понимали потребности конкретной компании и выстраивали для них индивидуальный трек, подбирая нужных менторов. В этом треке мы учитывали пожелания участника, его отраслевую специфику, рынки, бизнес-модели и технологические особенности.

Павел Кривозубов

На интервью оценивались также мотивация и уровень амбиций команды. По мнению Сергея Ходакова, уровень амбиций основателей критически важен для успеха проектов ранних стадий: за свой жизненный путь любой стартап проживает целый ряд неудачных решений и не подтвердившихся гипотез. Способность преодолевать кризисы, способность продолжать развивать проект, искать новые бизнес возможности - это ключевой фактор, который определяет реализуемость и успех проекта.

На первую программу было отобрано 12 компаний:

  • Seowork - платформа для аналитики и контроля онлайн-маркетинга в онлайн-ритейле на основе ИИ,
  • Start Exam - интеллектуальная HR-платформа развития сотрудников для малого и среднего бизнеса,
  • RTsim - компьютерные тренажеры для нефтегазового сектора, основанные на достоверных математических моделях технологических процессов и принципах игровой механики,
  • RaMTech - решение комплексного анализа изображений человека на основе ИИ, позволяющую сегментировать аудиторию социальных сетей и других веб-сервисов по расширенному перечню параметров,
  • Cera Marketing - система на основе ИИ и машинного зрения для автоматизации и анализа ключевых процессов в торговых точках,
  • Phishman - система автоматизированного дистанционного обучения сотрудников распознаванию противостоянию кибератак,
  • Аватек Cофт - решение на основе технологий обмана (Deception) и машинного обучения (ML) для обнаружения компьютерных атак в технологической сети,
  • Эмбиот - программно-аппаратная платформа автоматизации управления освещением «Ambiot»,
  • Online-express - система динамического пакетирования туристических услуг,
  • NeoLabs - платформа для обеспечения комфорта и безопасности пассажиров в аэропорту на базе многомерного анализа данных,
  • Smart Player - единая платформа для реализации мультимедийных проектов и централизованного управления устройствами в местах продаж,
  • Konnektu CDP - SaaS продукт для сбора, накопления и агрегирования всех доступных данных о потребителе в единую базу.

Как работает программа

За основу методологии программы был взят подход Disciplined Entrepreneurship, созданный профессором MIT Биллом Олетом (Bill Aulet), который был адаптирован с учетом работы в онлайн и дополнен опытом работы со стартапами по корпоративным акселераторам.

Я впервые узнал о методологии MIT на онлайн мероприятиях MIT Enterprise Forum Cambridge. Подход привлек меня своей системностью и большим количеством инструментов, которые можно использовать в работе со стартапами. Безусловно, работа в онлайн-режиме заставила адаптировать программу, и мне очень помогла в этом библиотека материалов Y Combinator.

Евгений Шеенко

На старте программы стартапы проходят диагностику. Здесь жюри оценивает «входные» питчи фаундеров, по которым анализирует текущее состояние компании. На диагностике выявляются сильные и слабые стороны проектов, намечается дальнейший вектор работы: на чем стоит сфокусироваться, а что пока не требует внимания. Жюри ставит оценки и дает комментарии, часто очень критичные. Всего участники проходят 3 диагностики за программу.

Мои основные переживания пришлись на стартовую диагностику. Я никогда в жизни не выступал перед инвесторами и жюри, не готовил инвестиционных презентаций и вообще более силен в том, чтобы понудеть про бизнес-процессы в аэропорту (стартап из авиаотрасли – прим. автора), чем излагать про то, чем мы интересны инвестору.

Поэтому на подготовке мой питч ни разу не уложился меньше, чем в 8 минут, а на диагностике за первые 4 минуты я осилил выдать только рассказ про рынок...Обратная связь от коллег пришла быстро и беспощадно! А за ней посетило и ощущение описавшегося на дорогом ковролине пуделя...Неприятное, но иногда очень полезное!

Когда через полтора месяца я ждал своей очереди на демо-дне, с аккуратно вычищенной и отрисованной презентацией, с ноутбуком, установленным на коробку, с предпрогоном питча за 4,5 минуты и с четким пониманием что и когда говорить, и какой призыв выдавать в конце - волнение было только за нормальный интернет и за соседский перфоратор.

Антон Хромов

Девять недель программы были разбиты на 3 модуля. Первый модуль посвящен детальному разбору проекта и формулированию гипотез, второй – сбору информации и подтверждению гипотез, третий – формированию итоговых презентационных материалов, финансовой модели и инвестиционного меморандума.

Каждый понедельник участники посещали обучающий семинар с инструкциями на неделю и получали чек-листы с набором вопросов и задач на неделю. Со вторника по четверг проходили индивидуальные встречи и работа с менторами, в ходе которых стартапы валидировали гипотезы, проводили кастдев и тренировали питчи. Каждую пятницу команда программы проводила фидбэк-сессии (Office Hours), где участники могли задать вопросы о программе, попросить помощи или дать совет по улучшению программы.

В программу также были включены блоки инвестиционного менторинга от Skolkovo Ventures, где стартапы могли получить обратную связь по инвестиционной привлекательности проектов и помощь в подготовке презентации и других материалов для инвесторов. Приятным бонусом шли консультации по интеллектуальной собственности и подготовке финансовых моделей.

"Кто бы ни говорил, что презентация не имеет значения, я в это не верю. То есть если вы ходите больше, чем к 2-3 инвесторам, то презентации стоит уделить максимум внимания, потому что она показывает проработанность вашей идеи. И не важно, красиво или некрасиво сделана эта презентация. Мне важно, есть ли ответы на вопросы, которые я для себя там ищу как инвестор." - из вводной лекции об инвестиционном менторинге Skolkovo Ventures

Станислав Колесниченко

«Возможность отточить инвестиционный питч с экспертами, получить обратную связь от потенциальных заказчиков и инвесторов – ценный ресурс для стартапа. Ведь венчурный рынок России очень небольшой, а значит шансов на ошибку практически нет: фаундер должен с первого раза питчить правильно» - соглашается Павел Кривозубов.

Роль менторов в программе

Успешную компанию почти невозможно создать без опыта и внешней экспертизы менторов, именно поэтому в программе участвует более 60 опытных менторов – успешных предпринимателей, представителей российских корпораций, венчурных фондов, ведущих университетов страны и институтов развития.

За программу каждый стартап провел, как минимум, 16 встреч с менторами. Со многими экспертами команды продолжили общаться и за рамками программы. Благодаря работе с менторами участники получают:

  • Доступ к большому предпринимательскому комьюнити. Менторы готовы делиться контактами и представлять понравившиеся стартапы “полезным” знакомым.

  • Возможность учиться на чужих ошибках. Менторы готовы делиться своим уникальным опытом и предостеречь от неверных решений.

  • Практику питча и переговоров. Менторы укажут на слабые места и расскажут, как их улучшить.
  • Возможность собрать лиды. Ментор - это потенциальный заказчик или инвестор стартапа. Многие на программе ищут стартапы в свой портфель или вариант покупки технологии в корпорацию.
  • Возможность получить инвестиции еще до Демо-дня. Многие менторы являются бизнес-ангелами или представителями венчурных фондов.

"Опыт показывает, что предпринимательские компетенции практически не развиваются через традиционную академическую модель обучения, основанную только на лекциях и семинарах. Предпринимательство как бокс: посещение лекции по боксу не приведет вас на кубок UFC, на бой с Хабибом Нурмагомедовым или Конором Макгрегором" - отмечает Сергей Ходаков.

Очень крутой акселератор с интересной, мотивирующей программой. Жесткая, но справедливая критика помогла нам более трезво оценить проект, и ускорить работы в наработке кейсов и улучшении технологии. Было очень непросто, но это того стоило на все 100%. Нетворкинг со специалистами из самых разных областей позволил обрести новые, интересные контакты, со многими продолжаем общение и после курса. Спасибо!”

Александр Рябченко

Обратная связь от менторов вызвала волну инсайтов, которые сформировали совершенно иное понимание продукта, рынка и клиентов, по сравнению с тем, что было до участия в программе.

Калиниченко Андрей

Сейчас мы ведем набор на вторую программу Tech Explorer, которая начнется 28 сентября. Вы можете подать заявку на участие или получить всю дополнительную информацию на нашем сайте.

В рамках подготовки к запуску второй программы, 15 сентября пройдет открытый митап с организаторами Tech Explorer, на котором мы поговорим про основные проблемы, препятствующие развитию технологических стартапов в нашей стране, а также о реальных примерах их решения. Приходите!

Мероприятие пройдет в онлайн, требуется регистрация.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null