Голос — самый недооцененный инструмент убеждения

Голос — самый недооцененный инструмент убеждения

Как вы думаете, почему для рекламных роликов нанимают профессионального диктора? Разве только за четкую и разборчивую речь?

Давайте вместе подумаем. Действительно, дикция важна. Она избавит вас от просьб повторить сказанное. Развитая дикция гарантирует, что вас услышат и правильно поймут. Важно ли это? Конечно да. Сделает ли дикция вас более убедительным? Вопрос.

Это речь Юрия Левитана. Прослушайте её. Это важно для дальнейшего разбора.

Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!

Какую эмоцию вы получили при прослушивании? Сделайте паузу. Попробуйте ответить на этот вопрос самостоятельно.

Если мы представим, что не знаем русского языка. Что мы сможем сказать об этой речи? Этот человек явно говорит что-то важное. Что-то грандиозное, но явно что-то нехорошее. Можно было бы подумать, что умер король или лидер страны. Но в голосе слышится интрига и неоконченность. Смерть лидера, это скорее скорбь и спокойствие.

Давайте ее разберем по трем признакам:

  • Тембр голоса.
  • Скорость интонации и паузы.
  • Мелодика речи (мелодия которую вы “поёте” когда говорите)

Чтобы перейти к разбору мне нужно объяснить подробно каждый пункт.

Тембр голоса.

Каждый голос уникален. Фактически, тембр голоса так же уникален как и отпечатки пальцев

Из чего он складывается?

Его высота. Представим клавиши рояля. Каждая клавиша издает свою ноту. Каждая нота как с точки зрения музыки, так и с точки зрения физики имеет свою высоту (частоту). Звук это волны (колебание воздуха). чем меньше расстояние между волнами (или реже колебания) тем ниже звук, и наоборот. Больше колебаний — выше звук.

Если играть клавиши поочередно от крайне левой до крайней правой. Звук будет поочередно меняться. От более низкому к более высокому.

Голосом мы можем повторять высоту звука пианино. В музыке это называется унисон. Т.е. частота колебания наших голосовых складок будет совпадать с частотой колебания струны в рояле.

В отличие от рояля, в голосе не так много “клавиш”. Т.е. мы не можем спеть в унисон со всеми клавишами рояля. Физически ограничены. У всех людей диапазон голоса разный. Девушки поют в правом диапазоне (те клавиши которые правее), парни поют ближе к левой стороне рояля. Есть исключения, но это не наш случай.

Вы наверняка слышали что есть некие баритоны, сопрано, тенора и т.п. Это категории певческих голосов. Основная признак определяющий категорию, это удобный для пения (насыщенный) диапазон нот, которые вы поете. Есть мужчины которые говорят очень глубоко или низко (басы), есть мужчины которые говорят чуть выше (баритоны) и т.п.

Так же есть такое понятие как звонкость. Насыщенность. Знаете, когда говорят “у мужчины такой бархатистый голос” или “чувствуется металл в голосе”, или “такой яркий и звонкий голос” заслуга этому обертона. Чем они громче, тем более красивый, полетный голос.

Спектрограмма голоса. Слева направо от низких частот к высоким. Снизу вверх громкость.
Спектрограмма голоса. Слева направо от низких частот к высоким. Снизу вверх громкость.

Оказывается голос звучит не на одной ноте. Оказывается голос звучит на разных нотах. Вот в чем фантастика. Да, есть основная нота, но от нее отходят те самые обертона. Забавно то, что все остальные ноты располагаются согласно золотому сечению.

Чем они громче тем более насыщенный звук. Чем они тише, тем голос более глухой.

Если вы подумали, что это некие природные данные. У кого то голос яркий и звонкий, а у кого то он глухой. Нет, это не правда. Природой заложена только высота голоса да и то, диапазон можно расширять. Звонкость есть у всех. Но многие её теряют благодаря психологическим зажимам вследствие которых возникают зажимы челюстные, гортанные, плечевые и т.д.

Отдельно вопрос зажимов я не буду описывать. Но вот тут есть упражнения которые помогают их снять. И важно помнить что физические зажимы являются следствием психологических. И пока вы не снимите психологические, физические будут к вам постоянно возвращаться.

Скорость речи.

Как бы не казалось странным, но скорость речи также влияет на впечатление о человеке. Вспомните, когда вы опаздывали или боялись чего то. Что происходило с вашей речью? Она убыстряется, вы пытаетесь вместить как можно больше информации в один и тот же промежуток времени. Когда вы видите опасность, вам важно донести как можно больше и как можно быстрее. Естественно, это откладывается в подсознание.

Поэтому когда мы слышим быструю речь, она нас немного пугает. Теряется доверительный эффект.

И напротив. Если вы говорите размеренно, вдумчиво, с паузами. Это расслабляет собеседника, вы демонстрируете свою уверенность, показываете свою независимость. Опытный переговорщик знает правило, не показывай свою "нужду". В голове должно быть одно — отказ или провал не повлияет на вашу жизнь.

И голос в этом вам поможет. Ранее я писал про “бесплатный тренинг сервис” под названием чат рулетка (аудио). Отличное поле для экспериментов.

Важно заходить туда с мыслью, что это просто тренажер, там будет много неадекватов, они будут агрессировать, хамить и т.д. И все что они скажут, не имеет реального веса. Это важно. Ваше внутреннее состояние должно быть неизменным, что бы вам не сказали.

Как то раз я решил поэкспериментировать со скоростью речи. И о чудо, соблюдая это правило. Двое из трех общались со мной на “вы”. Один даже сказал, “я говорю с тобой как с начальником на работе”.

Паузы, это важно. Паузы помогают захватить внимание и в тоже время подчеркнуть слово которое стоит перед ней.

Человек стремиться закончить начатое. Дофамин стимулирует к этому. Поэтому важно делать первый шаг в любом деле. В голове проноситься “раз уж я начал, надо закончить”. Это правило работает и с паузами.

Мы слушаем собеседника и когда он делает паузу, эта тишина стимулирует узнать что будет дальше. Т.е. наше внимание концентрируется на этом моменте.

-Как вы думаете, сколько стоит этот торт?
-(пауза)
-Сколько?
-Много!

Такая пауза привлекает дополнительное внимание. Она активирует собеседника. Во время паузы, он понимает что нужно ответить на вопрос. А ответ “много”, добавляет иронию в разговор (ирония подразумевает действие противоположное ожидаемому).

Мелодика речи.

Наш мозг очень интересная штука. С каждый днем я удивляюсь все больше и больше. Задавались ли вы вопросом, почему скрипка так драматично звучит? Потому, что её звучание похоже на плачь. В отличие от рояля в котором звуки распределены четко между собой по клавишам или гитары у которой ноты четко разграничены порожками. У скрипки и виолончели их нет. Музыкант нажимает ноты левой рукой ориентируясь исключительно на звук. Это дает свои привилегии и сложности. Например, на скрипке переход от одной ноты к другой можно сделать абсолютно плавным. И делать вибрато (быстрое перемещение высоты звука вверх и вниз). И когда человек плачет, он так же плавно и протяжно скользит снизу вверх и сверху вниз своим голосом.

Вспомните как звучит скрипка и посмотрите это короткое видео:

А теперь к конкретике. Помните интонацию вашего голоса когда вы задаете вопрос? Ваш голос в конце фразы идет вверх. Так собеседник интуитивно понимает что ему задают вопрос.

Вообще если мы повышаем тон голоса в конце фразы мы привлекаем внимание к фразе. Опять же повышение тона голоса ассоциируется в том числе и с опасностью. Когда мы кричим повышается не только громкость но и высота тона (ноты). И наш мозг воспринимает высокочастотные звуки громче чем низкочастотные. Вспомните плачь ребенка. Ответ на вопрос почему так, мне кажется кроется в предыдущем тезисе. но это сугубо мое мнение.

Но не стоит этим злоупотреблять как Бродский.

А что если мы будем понижать тон голоса в конце фразы? Это придаст вес фразе. Ну а если у вас еще и от природы басовитый голос, в голове у собеседника прозвучит “Лучше с ним согласиться, по хорошему”.

Обратите внимание как дикторы произносят слоганы в рекламе. Снизу вверх. Это добавляет “крутость” или весомость фразе.

Анализ речи Юрия Левитана.

Тембр голоса.

Его тембр я отнесу к баритону. Самый распространенный мужской голос. Его голос насыщен большим количеством обертонов. Это свойственно всем дикторам. Можно сказать свойство профессии. Подача голоса сильная. С такой громкостью делали заявления на площадях. Это важно отметить. Такая громкость подразумевает важность сказанного.

Скорость речи.

Предельно медленная. Сама речь звучит ровно минуту. За это время он произнес 47 слов. Для русского человека средняя скорость речи 120 слов в минуту. Т.е. речь Левитана медленнее речи среднестатистического человека в 2,5 раза.

Например Юрий Шевчук говорит в среднем со скорость 81 слово в минуту. Скорость речи Бориса Акунина 92 слова в минуту. У блогера Руслана Соколовского этот показатель 180 слов в минуту, быстро однако.

На мой взгляд. Здесь идет борьба объема информации и её усвоения. Да, если вы будете говорить быстро вы сможете в своей речи уложить больше информации. Однако качество её усвоения будет заметно снижена. К тому же, большой объем информации перегружает голову слушателя. Речь должна строиться из ярких, емких и понятных аргументов.

Такая речь будет более убедительна. Человек слушающий вас не должен задаваться вопросом, а что вы имели в виду, что все это значит. Что это за слово. Да, вы можете подчеркнуть свою компетенцию профильными терминами, но их нужно обязательно объяснять простым языком.

Мелодика речи.

Вот мой разбор речи Левитана:

“↑” — тон голоса повышается относительно начала слова.

“↓” — тон голоса понижается относительно начала слова.

“●” — пауза

Внимание,↑ ● говорит↑ Москва.↑ ● Передаем↑ важное↑ правительственное↑ сообщение.↓ ● Граждане↑ и гражданки↑ Советского↑ Союза↓! ● Сегодня↑ в 4↑ часа↑ утра↑ ● без всякого↑ объявления↑ войны↑ ● германские↑ вооруженные↑ силы↑ ● ата-ко-ва-ли↑ ● границы↑ Советского↑ Союза.↓ ● Началась↑ Великая↑ Отечественная↑ война↑ ● советского↑ народа↑ ● против↑ немецко↑-фашистских↑ захватчиков↑. ● Наше дело правое↑ ● , враг↑ будет↑ разбит↑ ●. Победа↑ будет↑ за↑ нами↑!

Комментарий к разбору.

Тон голоса преимущественно идет вверх. Этот факт окрашивает речь величественными красками. Ровно как и такие длительные паузы. В обычной жизни такую мелодику по большей части никто не использует. Она звучит очень официально и сама по себе тревожна. В обычной жизни мы говорит быстрее, мелодика голоса идет то вверх, то вниз. Чаще чередуется. Смысловые паузы, практически не делаем.

Если прочесть текст речи между строк. То смысл будет такой:

Внимание — само слово говорит за себя. Тон идет вверх, большая пауза. Такое сочетание привлекает максимальное количество людей.

Говорит Москва — фраза подчеркивает официальность сообщения. Пауза в конце, добавляет весомость, акцентирует внимание.

Передаем важное правительственное сообщение — акцент как на официальности так и на привлечение внимания. Дополнительный стимул для внимание добавляет слово “важное”.

Граждане и гражданки Советского Союза! — определяет адресат сообщения. Каждый человек видит себя в адресатах т.к. он ассоциирует слово гражданин с собой.

Сегодня в 4 часа утра — фраза отвечает на вопрос когда случилось происшествие. Это важная информация, ее должны услышать. Поэтому делается пауза.

Без всякого объявления войны — эту фразу по смыслу можно расшифровать как “агрессия” или “бесчестие”. Подчеркивает статус врага. Формирует его образ.

Германские вооруженные силы — если предыдущая фраза формирует образ врага. То тут название самого врага.

Ата-ко-ва-ли — действие. Что враг сделал. На этом слове большой акцент. Диктор произносит его по слогам. Акцент сделан не просто так. Самые яркие образы формируют именно глаголы. И важно его подчеркнуть.

Границы Советского Союза — подчеркивание глагола “атаковали”. Прикрепление образа страны. То, с чем ассоциируют себя граждане. В часть их жизни вторглись.

Началась Великая Отечественная война — статус. Здесь идет разлом времени на до и после. С этого момента, ваша жизнь измениться. Это исторический момент который коснулся всех и каждого. “Велика” - подчеркивает важность события. “Отечественная” - ассоциация с адресатами сообщения. В тоже время в слово встроено слово отец то есть связь с родом. Для большинства родственники это святое, что то очень дорогое, что нужно защищать.

Советского народа — социальная группа к которой относится адресаты сообщения.

Против немецко-фашистских захватчиков — обозначения негативного ярлыка. Кем является враг.

Наше дело правое — аналогия “с нами Бог”. Т.е. все что мы предпримем против врага является правомерным.

Враг будет разбит — вера в победу. Нет никаких сомнений что мы сильнее.

Победа будет за нами! — усиление предыдущего сообщения. Таким образом происходит мобилизация общества. Люди должны быть оптимистами, потому что пессимизм приводит к бездействию. Важно чтобы люди были активны.

Вывод

Голос это инструмент усиления информации. Это важный элемент, про который стоит помнить. Раскрепощайте свой голос, убирайте зажимы. Делайте его насыщенным тембрально. Помните про паузы, и то какую функцию они выполняют. Разнообразьте “мелодию” вашего голоса. Убирайте монотонность. Сделайте его интересным. Это поможет вам быть еще более убедительным.

Следует знать, что правильно говорить, похоже на умение держать спину прямо. О нем нужно всегда помнить.

В нашей группе вы сможете не только изучать теорию убеждения, но и оттачивать навыки на практике. Еженедельно мы проводим онлайн-конференции где выполняем упражнения, моделируем ситуации, устраиваем дебаты и многое другое. Все бесплатно.

Теория закрепленная практикой — навык. Именно его, мы получаем здесь.

Дополнительные материалы.

https://www.forbes.ru/forbeslife/382631-korol-govorit-issledovanie-pokazalo-kakoy-golos-nuzhen-dlya-uspeshnoy-karery - статья посвященная научному исследованию. Какой голос больше нравиться людям и с чем он ассоциируется.

Начать дискуссию