Какие данные нужны бизнесу

Камень в огород тех, кто нанимает CDO и прочих data аналистов, сайентистов и инженеров из числа скучных “профессионалов с гигантским опытом в предметной области и глубоким знанием технологий”

Данные ради данных

Вы наверное уже слышали мем о том что “данные - это новая нефть” (или газ, или уголь, или… литий). Речь не о том, что “разведанные запасы” данных растут, или “технологии добычи” данных совершенствуются и удешевляются. Дело даже не в том, что данные покупаются и продаются, и этот рынок может быть весьма спекулятивным. Ожидается, что умение использовать данных приведёт к такой же мощной революции (смене парадигм и укладов) в экономике и жизни, как когда-то умение не просто сжигать нефть, а преобразовывать её и синтезировать из её продуктов много полезного, полностью изменило образ жизни большей части людей.

Если продолжать аналогию с нефтью, то большая часть данных сейчас просто хранится. Данные накоплены (“разведаны”, иногда даже - размечена), но добываются они как правило для того чтобы их “просто сжечь”. Ну, или сжечь, например, маркетинговый бюджет. Как иначе назвать назойливую рассылку рекламы кредитов наличными по всей аудитории большинством банков? Если это не заговор маркетологов-антиглобалистов, то это очень похоже на неумение извлекать из данных пользу.

Данные ради карьеры

Кто за всё это отвечает? За то что клиент банка, например, пользующийся кредитной картой и имеющий в банке депозиты получает предложение о кредите наличными, которое ему не нужно и не интересно. Правильный ответ - “никто”! Почему? Потому что в отсутствии культуры извлечения пользы из данных каждый занимается “своим делом” - кто-то добывает нефть (собирает данные), кто-то строит нефтехранилища (dwh, data lake и прочие витрины и дашборды), а кто-то черпает оттуда мазут (“дайте мне выборку активных клиентов”) грязным ковшом для того чтобы поскорее его сжечь (“отправим им всем рекламу того что босс хочет продать как можно скорее в максимальных количествах”). И каждый - профессионал, эффективный на своём участке. По крайней мере, планы выполняет, зарплату и премии получает регулярно.

Данные ради гармонии

Речь не только о том, чтобы сделать лучше жизнь клиента, но ещё и о том как сделать бизнес гармоничнее - меньше ресурсов тратить впустую. В приведённом выше примере не хватает одной маленькой, но важной детали - правильного целеполагания. Именно это мешает поставить правильные задачи каждому “профессионалу” и получить синергетический эффект от их “использования”.

Что такое гармония и с какой она стороны

В нашем примере гармония - это когда клиент получает то что ему нужно, а бизнес тратит при этом минимум ресурсов, получая (возможный) максимум прибыли.

Для того чтобы двигаться в направлении этой гармонии нужно изучить потребности клиента - проанализировать имеющиеся (уже собранные) данные о клиенте для того чтобы получить (синтезировать) данные, характеризующие клиента и его потребности и предпочтения; отправлять клиенту только те предложения, которые могут его заинтересовать - сегментирование аудитории и моделирование поведения клиентов из различных групп, разумеется, на основе уже имеющихся данных; сформировать индивидуальные предложения для каждого клиента (или хотя бы группы), от которых он “не сможет отказаться” - просто потому что они идеально соответствуют его потребностям.

Ваш CDO говорит, что “сегодня это невозможно”? Увольте его, а лучше наймите человека с продуктовым мышлением, который будет определять правильные цели и ставить соответствующие задачи - как CDO с его data-профессионалам, так и маркетологам с продавцами.

Начать дискуссию