Как геймификация помогает продвижению и продажам

В этой статье разберем применение игр в чат-ботах: для чего используются, какие задачи решают, как сделать и интегрировать игру в общую стратегию маркетинга.

Задачи геймификации

Геймификация — это использование игровых подходов, которые широко распространены в компьютерных играх, для неигровых процессов, что позволяет повысить вовлеченность участников в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг, усилить лояльность клиентов. В чат-ботах можно разделить геймификацию на два подхода: игру и игровые механики. Под игровыми механиками, подразумеваются: квесты, квизы, тесты. Сами игры - это более законченный продукт с уровнями, с начислением игровой валюты и сюжетом. Игровой контент получил широкое распространение среди пользователей социальных сетей и мессенджеров. Игра с продуманным сюжетом и стратегией использования закрывает одну или сразу несколько задач:

- изучение потребностей и болевых точек целевой аудитории;

- увеличение необходимых ассоциативные связей с продуктом/брендом/компанией;

- создание дополнительных точек касания с контентом;

- привлечение новых клиентов и удержание старых;

- формирование потребностей в продукте;

- увеличение числа продаж, повторных продаж и среднего чека;

- формирование положительного отношения к бренду;

- повышение лояльность и доверие пользователей;

- обучение в случае, если есть сложный процесс и продукт.

Условия применения игр в чат-ботах

Геймификация чат-бота опирается на несколько основных принципов:

- это часть общей маркетинговой стратегии;

- удовлетворение одной или нескольких потребностей целевой аудитории;

- применение геймификации процессов в чат-боте обосновано и целесообразно, исходя из позиционирования вашего продукта или бренда и нужд целевой аудитории;

- в результате применения игры в качестве маркетингового инструмента компания получит пользу с возможностью оценки по заранее запланированным KPI.

Как создать игру в чат-боте: ключевые шаги

Игра в чат-боте может быть простой или состоять из множества ходов. Иногда достаточно сделать генератор промокодов, который вполне удовлетворит ваши потребности и потребности ваших клиентов. Ниже приведены кейсы, которые иллюстрируют геймификацию чат-бота. Для создания игры предлагаем алгоритм, который есть возможность адаптировать под ваши задачи:

1. Продумываем цель игры

Возможно, это будет часть воронки продаж, например прогрев аудитории, или вся воронка целиком. Обращаем внимание на то, что игра является одним из инструментов маркетинга, который применяется в общей стратегии.

2. Продумываем основной результат и дополнительные результаты игры для компании.

Например, мы хотим повысить лояльность клиентов, которые делают заказ через бота. Новым посетителям предлагаем поиграть в генератор скидок и промокодов. Основным результатом будет привлечение новых клиентов, дополнительными результатами будет клиентская база контактов, улучшение отношения клиентов к компании, повышение вероятности возврата клиентов.

3. Описываем портрет целевой аудитории и ее сегментов, которые будут взаимодействовать с контентом.

Целевая аудитория - люди, потребность которых удовлетворяет ваш продукт или услуга. Именно эти люди с большей вероятностью купят продукт, воспользуются услугой. Чаще всего вашу целевую аудиторию нужно будет разбивать на сегменты. Сегментирование целевой аудитории – это разделение аудитории на группы, где они объединены по признаку схожих потребностей (запросов). Разбивка на сегменты поможет понять, для кого вы делаете вашу игру. Возможно это будет один сегмент, или вам удастся сделать алгоритм игры для нескольких сегментов. Выделяем сегменты целевой аудитории, отвечая на несколько вопросов:

Демографические признаки – возраст, пол, семейное положение и размер семьи, профессия, образование. Кто ваши потребители: мужчины или женщины? В какой они возрастной категории? Семейное положение?

Географические признаки – местоположение, динамика развития региона, численность и плотность населения, доступность средств массовой информации, структура коммерческой деятельности, климат, развитость транспортной сети. Где живут ваши клиенты и удобно ли им будет воспользоваться вашим продуктом с географической точки зрения?

Экономические признаки – занятость, уровень дохода, покупательная способность. На какой уровень дохода рассчитан ваш товар?

Социальные признаки – поведенческие привычки, темперамент, черты характера, жизненная позиция, образ жизни, система ценностей.

4. Анализируем боли клиентов, которые возникают во время прогрева в воронке

Например, страх похода к психологу мешает принять решение о приеме, на который пойти хочется. Для построения уникального торгового предложения делаем полный анализ. В предложении выделяем свои достоинства, подмечаем недостатки клиента и отрабатываем возражения.. Возможно дополнительное исследование в каналах общения целевой аудитории, чтобы понимать стиль общения, основные страхи, боли и представления о жизни.

5. Готовим сюжет и пишем по нему сценарий

Продумываем, за что отвечает каждый блок или поворот сюжета в сценарии. Здесь обязательно учитываем язык общения и представления о жизни целевой аудитории, чтобы выбрать персонажей и нужный tone of voice в игре.

Примером интересного и релевантного персонажа в боте служит кот Алекс, которого компания SendPuls создала для трехдневного марафона по медитации.

6. Обозначаем в начале игры, что будет являться основным и дополнительными вознаграждениями

Например, во время игры пользователь копит баллы за прохождение этапов, которые в конце обменивает на скидку в рублях. В качестве примера можно привести предложение поиграть дальше за увеличение скидки или за дополнительный купон.

7. Продумываем по каким KPI будем оценивать результаты игры

Здесь же продумываем, какие сведения можно собирать с помощью игры, чтобы использовать в дальнейшем.

8. Создаем прототип в любой mindmap, придумываем тексты сообщений, тестируем бота.

Для любого чат-бота важно для начала создать схему. Вы всегда можете переделать или дополнить схему, созданную в mindmap. В ней сразу бывают видны некоторые недочеты, как в структуре, так и в контенте. Контент бота - тексты, изображения, gif. На этапе создания схемы бота намного легче редактировать и менять контент, вы можете увидеть недочеты логического построения и повествования. Тестировать бот можно на всех этапах создания.

9. Помните, что в каждом мессенджере есть свои правила отправки сообщений, учитывайте это при создании игры

Например, в Facebook вы можете отправлять сообщения пользователю не чаще одного раза в сутки, если он вам не отвечает. Далее практически все сообщения можно отправлять за деньги, исключая сообщения о мероприятиях, обновлении статуса заказа и информацию об учетной записи пользователя. Пользователям, которые не были активны больше 6 месяцев, ничего отправлять нельзя. В ВК вы не имеете право отправлять сообщения неподписанным пользователям. Уточните правила отправки сообщений в выбраннома вами мессенджере или нескольких, чтобы избежать бана аккаунта.

10. Выбираем способ интеграции игры в чатбот

Определяем, будет ли это действующий бот или делаем нового. В зависимости от структуры игры, подбираем конструктор.

Примеры и кейсы

Геймификация - интересный, нативный и полезный инструмент для взаимодействия с клиентами. По ссылкам ниже предлагаем посмотреть несколько кейсов и полезных материалов на эту тему.

- Примеры чат-ботов для бизнеса: 9 самых полезных кейсов - https://spark.ru/startup/it-agenstvo-index/blog/52725/primeri-chat-botov-dlya-biznesa-9-samih-poleznih-kejsovСтатья, где подробно разобраны плюсы и минусы девяти чатботов для различных компаний. Подготовлена агентством Index.

- Игровой чат-бот Угадай Слово - https://habr.com/ru/post/437564/Пример игрового чат-бота для сбора дополнительных подписок.

- Бот-игра от психолога - https://www.chatforma.com/bot_tl-gameБот психолог для продажи индивидуальных консультаций психолога. Для начала пользователи проходят бесплатный блок. После затем 61% пользователей проходят платный блок.

- Игры в Telegram - https://tlgrm.ru/blog/games.html Ресурс рассказывает технические подробности для создания ботов в Telegram.

- Игра на чат-боте с конверсией в подписку 95% - https://ai-news.ru/2019/09/igra_na_chat_bote_s_konversiej_v_podpisku_95.htmlПо данной ссылке вы найдете подробный кейс с игрой для компании, которая занимается подготовкой школьников к ЕГЭ. В результате они получили хорошую конверсию и повысили лояльность аудитории.

- Как игровые боты помогают повысить показатель удержания игроков и добиться успеха с моментальными играми? - https://www.facebook.com/fbgaminghome/blog/how-game-bots-can-help-you-boost-retention-and-grow-your-instant-games?locale=ru_RU Разработчики компании Nordeus хотели поэкспериментировать с моментальными играми и выпустить продукт с социальными элементами, который был бы интересен не только поклонникам футбола. В результате была создана Golden Boot — игра о забивании голов, которая за первые 4 месяца привлекла около 30 млн игроков. 30 % сеансов включали общение между игроками, а показатель удержания увеличился на 35 % благодаря игровому боту.

- Как мы настроили бота для игрового сообщества и получили рекордную активность в первые сутки - https://vc.ru/marketing/142264-kak-my-nastroili-bota-dlya-igrovogo-soobshchestva-i-poluchili-rekordnuyu-aktivnost-v-pervye-sutki История о том, компания хотела увеличить охват, а получила ожесточенное игровое сражение и 5700 комментариев всего за 12 часов.

- Мы придумали Telegram-бота для монетизации сайта и подняли конверсию в два раза - https://vc.ru/tribuna/106469-my-pridumali-telegram-bota-dlya-monetizacii-sayta-i-podnyali-konversiyu-v-dva-raza Кейс от компании по онлайн обучению английскому. Этот способ позволил более нативно рекламировать нужные сервисы и не загаживать сайт рекламой. Кроме того, прогревает аудиторию, так как просто рекламная ссылка на бесплатный вебинар не заставит пользователя моментально идти учиться английскому, необходимо было добавить стимул.

- Как сделать викторину для болельщиков с помощью QR-кода и чат-бота «ВКонтакте», кейс ХК «Динамо» - https://vc.ru/marketing/99653-kak-sdelat-viktorinu-dlya-bolelshchikov-s-pomoshchyu-qr-koda-i-chat-bota-vkontakte-keys-hk-dinamo Кейс по увеличению подписчиков в группе спортивного клуба по хоккею. Чат-бот ВКонтакте, который создавался как развлечение для болельщиков, оказался полезным smm-инструментом: люди стали активнее подписываться на группу, смотреть фотографии и другие разделы. Активность в группе «Динамо» возросла в день матча в том числе благодаря викторине.

- Как собрать крутого образовательного чат-бота, который работает даже в офлайне: некраткое пособие - https://vc.ru/marketing/90009-kak-sobrat-krutogo-obrazovatelnogo-chat-bota-kotoryy-rabotaet-dazhe-v-oflayne-nekratkoe-posobie Игра от школы бизнеса для детей из Подольска «Поколения Z». Задача – набрать группу для курса финансового образования. Подробности в статье.

* - Чат-бот (англ. chatbot) — это программа, которая имитирует реальный разговор с пользователем. Чат-боты позволяют общаться с помощью текстовых или аудио сообщений на сайтах, в мессенджерах, мобильных приложениях или по телефону;

* - mindmap - метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы;

* - KPI(Key Performance Indicator) — это показатель достижения успеха в определенной деятельности или в достижении определенных целей. Можно сказать, что KPI — это количественно измеримый индикатор фактически достигнутых результатов.

2
1 комментарий

Отличная статья, которая систематизировала опыт геймификации ботов!

1
Ответить