Облачные технологии — новый скачок в развитии бизнеса

Эксперты облачных технологий рассказывают, как бизнес может использовать виртуальные сервисы, и какие задачи можно решить с помощью облаков.

В сентябре 2021 года в Казани прошел международный форум Kazan Digital week. Ак Барс Банк курировал секцию «Экосистема финтех» и делился опытом цифровизации бизнеса. На секции от имени банка выступил Тимур Колёскин, директор департамента информационных технологий, а также другие эксперты по облачным технологиям: Павел Селиванов из VK Cloud Solutions, Павел Кутаков из huawey, Алена Дробышевская из Yandex.Cloud, Булат Газаиров из Innostage и Андрей Шиллинг из Центра цифровой трансформации РТ.

Эксперты обсудили вопросы цифровой трансформации и внедрения облачных технологий. Наиболее яркие моменты обсуждения приводим в статье.

Что такое цифровая трансформация

Цифровая трансформация ― это интеграция digital-технологий во все бизнес-процессы организации. Переход на новые рельсы не ограничивается инвестициями в новые технологии и перестройкой IT-отделов. Цифровая трансформация касается всего бизнеса, продуктов, услуг, работы подразделений и каждого сотрудника.

Лидерами цифровой трансформации стали банки и финансовые организации, ЖКХ, телеком, страхование и нефтегазовая отрасль.

Собственники бизнеса сталкиваются в работе с огромным количеством информации. Поэтому им нужна высокая скорость обработки и передачи данных, а, значит, и дорогостоящее IT-оборудование. В условиях цифровизации повышаются требования к безопасности и возникают сложности с квалифицированным персоналом.

Оптимальным решением для них становится переход на облачные технологии, который экономит деньги и человеческие ресурсы. Облачные модели разработки и эксплуатации IT-систем способны адекватно поддерживать требуемую скорость изменений.

Прогнозы роста рынка искусственного интеллекта ― флагмана цифровизации
Прогнозы роста рынка искусственного интеллекта ― флагмана цифровизации

Что такое облачные сервисы

Облачные сервисы ― компьютерные ресурсы и мощности, которые предоставляются через интернет. С хранением данных в сети рынок работает уже много лет — компании арендуют виртуальные серверные мощности у хостинг-провайдеров. Но в отличие от хостинга облачные сервисы ― это более высокий уровень использования интернет-ресурсов.

Интерфейс и инфраструктура. Хостинг ― это возможность вычислительных ресурсов с минимальным интерфейсом и функционалом инфраструктуры. То есть хостинг-провайдер выделяет клиенту виртуальный сервер — пространство на диске с оговоренной полосой пропускания. Вычислительные ресурсы и оперативная память хостинга равномерно распределяются между всеми клиентами.

Облачная платформа может быть частной и публичной. На публичном облаке кластер серверов используют несколько клиентов, на частном ― один.

Настройка ПО и приложений. Клиент хостинга получает виртуальный сервер в свое распоряжение. Он может установить на него программное обеспечение, добавить пользователей, вписать нужные конфигурации и запустить приложение.

Клиенту облака не нужно настраивать программы с нуля — современные провайдеры предоставляют инфраструктуру в готовом виде. Например, готовые к использованию сервисы: manager containers, базы данных, очереди сообщений, поддержку со стороны провайдера.

Основные отличия хостинга и облачных платформ
Основные отличия хостинга и облачных платформ

Расходы на цифровизацию. При цифровой трансформации владельцы бизнеса понимают, что выгоднее работать с готовым сервисом, а не держать в штате огромный IT-отдел.

На облачных платформах проще запускать сложные и технологичные проекты. При работе с облаком не нужно закупать необходимое IT-оборудование, оно виртуальное. Проще масштабировать проект, когда он переходит от пилотной версии к рабочей. Облачные платформы позволяют экономить на инфраструктуре, службе поддержки, на обновлении системы. В облачных сервисах работают специалисты, заполучить которых себе в штат очень дорого.

Задачи, которые можно решить с помощью облачного сервиса

Облачные сервисы ― быстроразвивающаяся технология, перед которой постоянно ставят новые задачи.

Перевод legacy на рельсы виртуализации. Это ответственная и долгосрочная задача ― перенести старые коды в новую систему. Порой на перенос одного проекта уходит до 300 рабочих часов. Поэтому компании часто передают эту задачу на аутсорсинг облачным серверам.

Миграция данных с зарубежного облачного сервиса. Появился тип клиента, который мигрирует в новое «облако» из других сервисов, чаще всего из европейских или американских облачных структур. Клиент привык к тому количеству услуг, которые предоставляют зарубежные сервисы, и пока российским «облакам» с ними конкурировать сложно. Однако такая конкуренция подталкивает развитие отечественных облаков.

Запросы на цифровизацию от государственных структур. У госструктур возникает острая потребность переходить на облачные технологии. Специалисты говорят, что федеральные и муниципальные предприятия ― одни из самых сложных клиентов, потому что госструктуры могут работать только в рамках тендеров и коммерческих закупок. Эти закупки проходят долго. После тендера нельзя вносить изменения в контракт, а требования к облакам могут меняться в ходе развития проекта.

У госструктур особые требования к условиям безопасности — они сами должны контролировать кибербезопасность, поэтому не могут всю инфраструктуру размещать в облаке. Специалистам приходится строить каналы связи между стационарными и облачными серверами, а это дорогостоящая услуга. Однако есть интересные государственные проекты, которые уже работают. Например, правительство Татарстана активно использует в своей работе облачные технологии.

Консалтинг от облачных сервисов. Эта услуга становится востребованной. Не всякая организация может позволить себе держать в штате специалистов по облачным технологиям, информационной безопасности, разработчиков высокого уровня. Им легче часть вопросов переадресовать облачным сервисам. Например, подбор необходимого оборудования, аудит систем защиты информации, услуги по информационной безопасности, помощь в прохождении аттестаций.

Облачные сервисы и информационная безопасность

Некоторые компаний до сих пор не переходят к облачным технологиям, потому что боятся утечки информации. Сейчас информационная безопасность ― одна из первейших задач на рынке услуг цифровой трансформации.

Облака предлагают отличное решение ― сделать IT-безопасность частью сервиса. То есть создавать инфраструктуру, в которую уже вшита кибербезопасность. К сожалению, реалии таковы, что пока невозможно создать абсолютно защищенную IT-систему. Сервисы становятся все более публичными, невозможно организовать периметр и никого туда не впускать.

Эксперты предлагают перед началом работы с облачным сервисом обсудить с клиентом все бизнес-процессы, понять возможные риски, и определить, что является недопустимым событием. Также необходимо обсудить сотрудничество облачного сервиса и службы безопасности клиента; проговорить, на каких аспектах необходимо сосредоточиться.

Сотрудники службы кибербезопасности должны хорошо знать инфраструктуру сервиса; понимать, откуда может прийти угроза и быстро ее ликвидировать. Основные риски, с которыми сталкиваются клиенты облачных сервисов, — это кража информации и денег, вывод системы из строя. При настройке инфраструктуры клиент должен понимать, через какие элементы может быть взломана система, и как злоумышленник может достичь цели.

Самые частые угрозы, от которых нужно защищать бизнес, когда часть информации он хранит в интернете
Самые частые угрозы, от которых нужно защищать бизнес, когда часть информации он хранит в интернете

Сотрудники службы безопасности задают определенные требования к инфраструктуре:

  • средства защиты информации подключены и настроены;
  • дизайн инфраструктуры учитывает задачи безопасности;
  • конфигурации безопасны и постоянно обновляются.

При соблюдении этих требований безопасники должны осуществлять микросегментацию и контроль сетевых потоков, алгоритмизировать и автоматизировать все, что можно.

Хотя еще существуют сомнения и сложности, российский бизнес встает на цифровые рельсы. Облачные технологии помогают бизнесу развиваться. Их преимущества показательны: доступность, надежность и экономичность — это именно то, что сегодня необходимо большинству современных предприятий.

11
Начать дискуссию