Роман Грушенков, основатель Кодемика: наша цель - дать возможность обучаться разным детям

Правильно ли было введение ЕГЭ в России? Стоит ли вернуть систему образования, применявшуюся в СССР? Должны ли дети обучаться религии в школе? Почему онлайн-занятия в обычной школе с треском провалились?

Что привело к желанию создать собственную IT-школу?

Я очень люблю детей и это не пафосные слова, это правда, у меня своих пятеро. В детстве я хотел стать компьютерщиком, как я это называл тогда, но в процессе увидел, что путь весьма тернист и непонятен. После окончания института я не понимал в какую сторону двигаться. Развитие хорошего разработчика, программиста зависит от преподавателей, от среды, в которой оказался учащийся, от одногруппников и т.д. Пройдя этот путь, я понял, что хочу поделиться своим опытом, ведь попал я в сферу образования тогда, когда это не было столь прибыльно, как сейчас. Если сегодня в профессию идут часто, чтобы зарабатывать, то я начинал преподавать в 2004 году, когда за зарплатной в школу иногда даже лень было идти.

Свой опыт вы решили вложить в школу Кодемика?

Да, я понял, что нужно делать свою IT-школу, в которой будут обучать не только программированию, но и другим предметам, потому что очень важно, чтобы ребенок получал не разрозненные знания. Необходимо создавать экосистему, внутри которой ребенок в едином пространстве может получать много знаний и эти знания между собой будут интегрированы.

Роман Грушенков, основатель и преподаватель, Кодемика
Роман Грушенков, основатель и преподаватель, Кодемика

То есть вы хотите сделать полноценную замену общеобразовательной школе?

Да, я об этом мечтаю. И мы идем к этому.

Когда-то вы работали в другом образовательном проекте и оттуда ушли, в чем была причина?

Я возглавлял отдел разработки, потом занимался развитием онлайна и фактически с нуля его поднимал. Но в какой-то момент я ощутил, что мне не хватает свободы. Я хотел многое изменить, начиная от треков для учащихся и заканчивая добавлением новых предметов. В определенный момент я понял, что я не могу делать то, что я вижу правильным.

Сегодня можно наблюдать ситуацию, когда дети в школе перегружены и с трудом справляются с программой, при этом, как вы сами сказали, немногие выходят из школы действительно образованными людьми, как это получается?

Главный вопрос — чем дети перегружены? Можно просто оттачивать навыки, чтобы пройти тесты и давать тысячу однообразных примеров, а можно фундаментально подходить. Могу привести пример: ребенок приходит в школу, ему говорят: «давай будем проходить сложение». И начинают огромное количество примеров решать. Совершенно другой подход, когда ребенок приходит в школу, ему говорят: «давай разберемся, а что такое число». Начинают разбираться что из себя представляет число, что число может быть относительным, что это мерка и т.д. Помните мультфильм советский про то, как удава мерили попугаями? Дети понимают, что удав может быть разной длины, в зависимости от того, какую мерку мы будем применять. И только после этого, они начинают складывать, вычитать, делить и т.д. Такой подход гораздо более эффективный, потому что ребенку не нужно будет просто зазубривать, а у него будет понимание, позволяющее ему гораздо более сложные вещи изучать. Тот ребенок, который просто зазубривает — очень сильно ограничен. А тот, кто концептуально понял, как это работает, более свободен.

Сегодня много говорят, что в СССР система образования была эффективнее, что стоит ее вернуть, так ли это?

Идти по пути возвращения советской системы образования нельзя, это тупиковый путь. Не потому, что она была плоха, а потому что мир изменился. Технологии изменились, объемы информации, с которой мы работаем вырос колоссально. И сами дети сейчас другие. В советские времена ребенок шел в школу и учился там читать, а сегодня, когда ребенок в 3-4 года читает – норма. Образование должно совмещать разные подходы и это именно то, что мы делаем в Codemika. Прежде всего нужно объяснять базовые принципы. Если мы говорим про технологию или алгоритм, нужно фундаментально в нем разобраться и понять как он устроен. Параллельно нам нужно давать детям практичные навыки, но не с точки зрения дрессировки, как это делается сегодня с ЕГЭ. А опираясь на фундаментальную базу, давать практические задания, в которых есть и творчество, когда мы разбираем ошибки. Надо достаточно рано давать делать практические проекты, чтобы дети понимали как эти фундаментальные знания приложить.

На ваш взгляд ЕГЭ – хорошо или плохо?

Сама идея ЕГЭ неплохая. То, что у ребят из разных регионов выравниваются шансы, появляется возможность поступать, не гоняясь по разным ВУЗам. Но у нас возникла очень серьезная проблема с реализацией. Вся система образования стала подстраиваться под ЕГЭ. Произошла подмена понятий — ЕГЭ стал целью, а не инструментом, позволяющим нам достичь каких-то целей. Вся школа стала существовать ради того, чтобы сдать ЕГЭ. Школа сегодня не обучает, а готовит к ЕГЭ.

Как вы относитесь к религиозному образованию в школах?

Я отношусь с большой долей скепсиса, хотя сам христианин. Сама идея изучить со школьниками основы религий мира, узнать во что верят сотни миллионов людей, конечно, позитивная. Ведь, как минимум, это позволит лучше понять историю множества народов, причины многих конфликтов в обществе и основу мироустройства в целом. Но с реализацией этой идеи, я уверен, будет множество проблем. В общеобразовательной школе, в которой я учился проходили факультативы, на которых изучались основы христианской веры. Однако за год проведения факультатива, ни разу преподаватель нам не рассказал о Христе.

Невозможно рассказать о христианстве, если не говорить о Христе. Если не объяснить историю грехопадения и разрушения отношений между человеком и Богом, историю проявления Богом любви к Своему творению: в рождении Христа, Его смерти и воскресении. Если бы религиозное образование разъясняло суть религий и их историю, то это было бы полезно. В противном случае религиозное образование в школах может лишь ухудшить отношение людей к теме веры.

Кто целевая аудитория Кодемика?

Наша основная аудитория – школьники 1-11 классов, но к нам приходят и студенты, и взрослые. Некоторые взрослые говорят, что хотят учиться со школьниками, если школьники поняли, то и мы поймем.

Насколько эффективно учатся взрослые?

Как правило, взрослые приходят готовыми к долгосрочным программам. Сейчас много школ, которые обещают за 2 месяца сделать из вас программиста, люди приходят туда, но выходят так ничего и не поняв. И уже осознанно приходят к нам, готовыми к обучению.

Вы берете всех или надо сдать вступительный экзамен?

Мы работаем не только с одаренными детьми или с детьми с высоким уровнем знаний, но и с теми, у кого слабая подготовка, и с теми, кто не сталкивался с IT вовсе. В этом и есть ценность качественного образования - дать возможность обучаться разным детям. Мы стараемся помогать, ведь к нам приходят дети из разных школ и некоторые ребята приходят с очень плохим бэкграундом. Скажем, 9-й или 10-й класс, а математики нет вообще. Мы довольно быстро понимаем уровень подготовки ребенка и выбираем для них группу. Тем ребятам, которые начинают отставать, мы проводим дополнительные консультации и даем индивидуальные рекомендации. Между занятиями ребята могут обращаться к учителю, и задача преподавателя не просто ответить на вопросы ученика, а понять почему такой вопрос вообще возник. Чаще вопрос возникает не на уровне технологий и программирования, а в более глубинных процессах.

У вас очные занятия или онлайн?

У нас есть очные занятия, но они на сегодняшний день проходят в закрытом режиме. Это проект, в котором мы обучаем детей из детских домов. Но основная форма – это онлайн обучение. И должен сказать, что онлайн-обучение – это очень эффективный инструмент, если его правильно реализовать. Иногда можно добиваться результатов лучше, чем в офлайне.

Сколько стоит обучение в Кодемика?

Стоимость обучения составляет от 2500 рублей в месяц.

Сколько человек в группах?

В младших группах около 10 человек, если говорить про старших – 15-20 человек. Дело в том, что программирование и многие другие дисциплины во-многом позволяют автоматизировать проверку. И речь не про тестирование, когда человек выбирает правильный ответ, а про более глубокую проверку. Наши ребята загружают свою программу, и эта программа по многим параметрам автоматически проверяется, а преподаватель сразу видит статистику и понимает как ребята поняли тему, как они справились с задачей, у кого какие проблемы, кто с какой попытки решил. Это позволяет обучать в группе больше людей, делая обучение доступнее по цене.

Почему человек должен выбрать вашу школу?

Первое – Codemika изначально создавалась не для того, чтобы это был бизнес-проект. Это был один из ответов на вопрос «Где я сам буду обучать детей?». Я это делаю во-многом для своих детей, поэтому я вкладываюсь по-максимуму. Второе – мы не пытаемся развлекать детей. Мы делаем занятия интересными, но мы даем фундаментальное образование. Дети видят, что они не просто за кем-то повторили, а они сделали что-то сами, потому что понимают как это устроено. Это вызывает в ребенке еще больший интерес. И третий момент – мы стараемся держать невысокие цены. На рынке мы одни из самых недорогих и это связано с тем, что мы понимаем, что для многих потянуть обучение детей довольно трудно. Мы для многодетных семей делаем скидки, учебу можно оплатить материнским капиталом, также у нас есть обучение детей с ограниченными возможностями. Сейчас мы запускаем программу для неслышащих детей, мы уже нашли преподавателя. Такие кадры – большая редкость.

Обучение людей с ограниченными возможностями – социальный проект или обучение платное?

Мы прорабатываем модель, но это будет практически социальная история, мы понимаем важность этого проекта.

Кто ваши преподаватели?

Наши преподаватели по программированию – это практики. Это люди, которые на сегодняшний день где-то еще трудятся. Кто-то разработчик в банке Тинькофф, кто-то является архитектором систем в Сбербанке, кто-то в WildBerries разработчиком работает. У нас есть требование, чтобы у человека был опыт преподавания и дальше мы уже пытаемся это подстроить под те нужды, которые есть у ребят.

Сейчас в Кодемика обучают программированию и английскому языку. Какой следующий шаг?

В ближайшее время планируем ввести в программу математику. Хорошую, глубокую математику.

Как повлияла пандемия COVID-19 на систему образования и на ваш проект? Многие родители в штыки восприняли удаленное обучение, почему на ваш взгляд?

Мы увидели как отрицательное, так и положительное влияние. Негативное – это когда приходят родители и говорят: «Это онлайн? У нас дети в школе учились онлайн, и мы увидели, что это вообще не работает». Нам приходится объяснять, что вас обучали те преподаватели, которые ничего до пандемии не знали про онлайн. Преподаватель в онлайне – это и сценарист, и режиссер, и актер. Это человек, который должен завлекать детей, он должен любить это, потому что это совершенно иной формат. Он должен уметь замотивировать ребенка, уметь увидеть, что ребенок зевает, не видя его. Но есть и позитивная сторона. Многие родители вдруг увидели то, чем их дети занимаются в школе и в какой-то момент начали переживать за будущее своих детей и стали искать дополнительное образование. Некоторые задумались о том, чтобы полностью ребенка на удаленку перевести.

22
1 комментарий

Школа сегодня не обучает, а готовит к ЕГЭ - к сожалению, так и есть...

1
Ответить