В шаге от цели: какие стартапы продолжат участие в акселерационной программе Гознака и дойдут до итогового Демо Дня

Акселерационная программа Гознака стартовала в начале июля этого года — в нее вошли 10 проектов из 179 претендентов. 6 стартапов уже прошли большую половину этого пути, 4 выбыли в процессе. Юрий Володин, директор по стратегическому развитию Гознака, руководитель Goznak Startup Lab рассказывает, о взлетах и падениях участников акселерации, а также главных составляющих успеха при работе с госкорпорацией.

На протяжении 3 месяцев стартапы активно взаимодействуют с профильными экспертами Гознака, рынком и потенциальными клиентами, выявляя реальные потребности своей целевой аудитории. По прошествии второго промежуточного Демо Дня можно подвести предварительные итоги данной работы.

На новый этап акселерационной программы перешли 6 проектов из 10. Один стартап в направлении «Биометрия и идентификация» (Iris Devices), два – в направлении «BigData и ML» (PigData и DGT), еще два – в направлении «Печатной электроники» (E-Style и TENFlex) и один – «Роботизации» (Custody Bot). Перечисленные проекты справились с поставленными в начале акселерации задачами, начиная от самых первых этапов и заканчивая успешной презентацией на втором промежуточном Демо Дне. Этому способствовало их максимальное погружение в работу, однако это лишь часть их пути.

Оставшимся стартапам предстоит пройти акселерационную программу до финала и, на мой взгляд, ключевую роль в этом играют их мотивация, взаимопонимание внутри команды, максимальное погружение в отрасль и освоение новых компетенций. При этом нельзя забывать, что реализация любых проектов, в том числе с использованием гибких подходов, эффективна при наличии отлаженных бизнес-процессов. Поэтому участникам Goznak Startup Lab важно четко следовать намеченному в начале программы плану. В этом им могут помочь следующие аспекты:

  • Наличие четкого вектора развития

Одна из важнейших задач для стартапа, участвующего в акселерационной программе: научиться понимать рынок и ориентироваться на бизнес-потребности заказчиков, а не на технологии. Например, у PigData — проекта текущей программы Goznak Startup Lab, в начале акселератора было много вопросов и не было четкого вектора развития. При этом после построения дорожной карты и обработки обратной связи по результатам первого Демо Дня конечная цель стала более ясна, и движение по проекту ускорилось.

  • Адаптивность и гибкость

В нынешних условиях важно научиться эффективно взаимодействовать в дистанционном формате, даже тогда, когда это сложно. Некоторые участники программы с этим успешно справились. Например, еще один проект нашей текущей акселерации E-Style столкнулся с тем, что работа в онлайн для проектов печатной электроники — не самый удачный вариант. Необходимы очные встречи, знакомство с производственными мощностями и циклом производства в целом. Тем не менее, взаимопонимание в команде и постоянный контакт с заказчиком способствовали оперативному решению данной задачи. Полученные результаты помогли нам многое узнать о новых технологиях и перспективах развития печатной и гибкой электроники.

  • Поиск компромиссов и сотрудничество

В контексте этого пункта можно привести пример другого нашего стартапа – DGT. Все задачи, начиная от самых начальных этапов и заканчивая подготовкой к промежуточным Демо Дням, были детально проработаны командой проекта. Тем не менее, у них возникли сложности во взаимодействии с потенциальными функциональными заказчиками — экспертами со стороны Гознака. Из-за отсутствия возможности одновременно присутствовать на еженедельных трекшн митингах, процесс принятия решений по обсуждаемым вопросам сильно затягивался. Но постепенно они смогли синхронизироваться.

  • Грамотная работа с гипотезами

Чтобы получать реальный результат, у проекта должна быть мотивация доводить до логического конца работу с любой гипотезой и делать из каждой из них верные выводы. Если по каким-либо причинам это невозможно, то необходимо проанализировать, почему так случилось и что нужно предпринять далее. Важно также своевременно корректировать уже поставленные гипотезы. Специалисты корпорации при необходимости могут помочь разобраться в новых для стартапов областях.

Дефицит времени и уникальных решений

Если же говорить о выбывших из акселерационной программы, то это 4 стартапа по направлениям «Биометрия и идентификация» и «BigData и ML».

Например, у нас был проект, с которым мы приостановили сотрудничество после второго промежуточного Демо Дня. Предложенное техническое решение стартапа не являлось уникальным, и его нельзя рассматривать как полноценный продукт, который можно продавать клиентам. По факту это просто команда программистов, которые ждут от Гознака конкретного технического задания. Поработав с ними, мы вынесли ценный урок для себя и поняли, что в дальнейшем на этапе отбора нам необходимо разрабатывать более четкие критерии для стартап команд, чтобы они приходили уже со зрелыми продуктами, а не с базовыми решениями.

Другой стартап столкнулся с нехваткой ресурсов для работы в рамках акселератора, поскольку у его основателей было несколько параллельных проектов. При взаимодействии с третьим проектом мы поняли, что не сможем реализовать поставленную бизнес-задачу в сжатые сроки программы.

Важно подчеркнуть: нельзя судить о выбывших стартапах, как о «некачественных партнерах». Эти команды, на мой взгляд, просто оказались не готовы продолжать сотрудничество на оговоренных условиях.

Также мы столкнулись с несколькими ошибками, характерными для большинства стартапов. Например, многим не хватает опыта работы с документами и знаний о правовых аспектах их предпринимательской деятельности. Стартаперам полезно заранее, до начала акселерационной программы, интересоваться, как и где получать различные выписки, как правильно оформлять соответствующие договора и пр.

Кроме того, в процессе программы стало понятно, что некоторые команды слабо представляют, как клиенты будут использовать их продукт, какие задачи корпорации он может помочь решить и может ли вообще. Всегда лучше в первую очередь идти от потребностей клиентов, а уже затем дорабатывать технологию.

Развитие внутреннего предпринимательства

Шансы дойти до финала текущей акселерационной программы есть у каждого из 6 проектов. Однако при этом не стоит забывать о важности адаптивности, нацеленности на результат, дипломатичности и упорном труде.

В ходе проделанной работы мы твердо решили, что запуск акселерационной программы внутри корпорации — это не только шаг в сторону технологичности, но и весьма эффективный инструмент развития элементов внутреннего предпринимательства. В частности, созданные для работы со стартап-проектами внутренние команды Гознака получают интересный опыт взаимодействия с инновационной предпринимательской средой, возможность мыслить и действовать с позиции амбициозных молодых предпринимателей. Это несомненно является важным инструментом для генерации перспективных идей — таким образом сотрудники корпорации могут реализовать свой профессиональный потенциал.

Не менее важно и то, что эту инициативу оценили по достоинству наши партнеры и клиенты. Они отметили, что появление акселерационных программ существенно меняет традиционную консервативную повестку, сформированную вокруг госкорпораций. Кроме того, часть из стартапов текущей программы могут быть интегрированы в бизнес наших заказчиков. Прежде всего, это касается проектов в области биометрии и идентификации, печатной электроники и больших данных. На мой взгляд, любой крупной компании под силу развивать свой технологический потенциал, если приложить достаточно усилий.

Начать дискуссию