В разделе терапевтическая иммерсивная среда есть стартап OxfordVR - это давно известный на рынке Великобритании продукт, который позволяет лечить фобии (фобии высоты и арахнофобии, например) с помощью создания 3D объектов и работе с ними в очках виртуальной реальности. У стартапа действительно есть успехи - с помощью проработки фобий в таких условиях у пациентов происходит видимое улучшение состояния. Но стоит ли такой проект относить к метавселенной?В раздел образовательных проектов попали Vicarious Surgical, который снабжает хирургов гарнитурами виртуальной реальности для управления минимально инвазивными хирургическими роботами, а также навигационная система дополненной реальности Augmedics, она помогает хирургам-ортопедам устанавливать имплантаты. Опять же вопрос, как эти, безусловно полезные, AR проекты относятся к метавселенной?Что касается цифровых двойников (digital twins) под этим термином также понимаются разные вещи. Если для 3D социальных сетей это следующий шаг объединения со своим аватаром, когда у него, кроме друзей и коллег, появляется свое имущество, копирующее объекты из реального мира, банковский счет, 3D конент, как продолжение реального и прочее, то в цифровом здоровье речь прежде всего о виртуальной копии жизненно важных органов. Сейчас с этим термином ассоциируют себя несколько компаний, таких как Babylon Health, Twin Health, Siemens Healthineers. Пока готовых прототипов нет, но общая идея это понимание здоровья организма, через поддержание в актуальном состоянии образа цифрового двойника, что, возможно, снизит необходимость инвазивных процедур и даст на больших данных сигналы об изменении обмена веществ и/или наступающей болезни. Однако пока за красивыми словами о цифровом двойнике стоит необходимость регулярной сдачи кучи анализов и обследований, которые будут подгружаться в личный кабинет пациента, формируя данные для прогностических моделей.