Станислав Богатюк

Цифровое здоровье проникает в Метавселенную

Поводом для сегодняшнего обзора стала статья американского фонда Rock Health о цифровом здоровье в метавселенной.

Публикаций и спекуляций на тему метавселенной в последнее время все больше: с одной стороны глобальные корпорации стараются забронировать нишу в новом пространстве, например МакДоналдс недавно подал заявку на регистрацию товарного знака виртуального ресторана быстрого питания, с другой многие стартапы, уже известные на рынке, как говорится, переобулись в воздухе и теперь говорят о себе, как части metaverse.

Эта шумиха напоминает ранние годы ICO на криптовалютах, когда было достаточно добавить к своему проекту технологию блокчейн, чтобы увеличить его инвестиционную привлекательность. Не обошел этот тренд и медицину - сейчас уже мало кто помнит клиники, работающие на стандартах качества, записанные в блокчейн, и медицинские страховые компании, построенные на децентрализованных протоколах.

Теперь, очевидно, дело за новым модным направлением.На картинке к заметке классификация, которую предлагает Rock Health для существующих стартапов в области цифрового здоровья. Выделяется две категории проектов. Первая - иммерсивная среда: виртуальные или гибридные миры, с которыми медицинские работники и потребители взаимодействуют в образовательных, вспомогательных или терапевтических целях. Вторая - цифровые двойники: представления реальных сущностей, которые существуют в виртуальных мирах и которыми можно манипулировать, чтобы получить информацию для принятия решений в области здравоохранения. Если обратиться к самому определению метавселенной, то на сегодня это "постоянно действующее виртуальное пространство, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары, с помощью технологий виртуальной реальности" (цитата из Wiki близка к тому, что говорил недавно в своем проморолике Цукерберг). Думаю, что ключевое слово здесь "постоянно" - те мы имеем в виду постоянно доступный виртуальный мир, основанный на социальных связях и доступный в 3D. Теперь давайте рассмотрим компании, которые предлагает включить в карту метавселенной Rock Health.

В разделе терапевтическая иммерсивная среда есть стартап OxfordVR - это давно известный на рынке Великобритании продукт, который позволяет лечить фобии (фобии высоты и арахнофобии, например) с помощью создания 3D объектов и работе с ними в очках виртуальной реальности. У стартапа действительно есть успехи - с помощью проработки фобий в таких условиях у пациентов происходит видимое улучшение состояния. Но стоит ли такой проект относить к метавселенной?В раздел образовательных проектов попали Vicarious Surgical, который снабжает хирургов гарнитурами виртуальной реальности для управления минимально инвазивными хирургическими роботами, а также навигационная система дополненной реальности Augmedics, она помогает хирургам-ортопедам устанавливать имплантаты. Опять же вопрос, как эти, безусловно полезные, AR проекты относятся к метавселенной?Что касается цифровых двойников (digital twins) под этим термином также понимаются разные вещи. Если для 3D социальных сетей это следующий шаг объединения со своим аватаром, когда у него, кроме друзей и коллег, появляется свое имущество, копирующее объекты из реального мира, банковский счет, 3D конент, как продолжение реального и прочее, то в цифровом здоровье речь прежде всего о виртуальной копии жизненно важных органов. Сейчас с этим термином ассоциируют себя несколько компаний, таких как Babylon Health, Twin Health, Siemens Healthineers. Пока готовых прототипов нет, но общая идея это понимание здоровья организма, через поддержание в актуальном состоянии образа цифрового двойника, что, возможно, снизит необходимость инвазивных процедур и даст на больших данных сигналы об изменении обмена веществ и/или наступающей болезни. Однако пока за красивыми словами о цифровом двойнике стоит необходимость регулярной сдачи кучи анализов и обследований, которые будут подгружаться в личный кабинет пациента, формируя данные для прогностических моделей.

В целом, кажется полезным уже сейчас отделить AR проекты в медицине от термина метавселенная. Чтобы быть полноценным участником мета вселенной сервис, клиника или фармкомпания должны иметь представительство в глобальной экосистеме, в которой присутствует большинство пользователей, иметь услуги, как в реальном, так и в виртуальном формате, и играть по ее правилам. В этом случае возможности телемедицины, безусловно, будут расширяться.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null