Все новое – хорошо забытое старое, или как работать в новой реальности

Директор по развитию персонала Лиги Цифровой Экономики Ангелина Капитонова о том, что изменилось после карантина и как теперь работать с персоналом

Все новое – хорошо забытое старое, или как работать в новой реальности

О коррективах, которые внесла пандемия в бизнес-процессы, сказано немало. Но изменилось действительно многое, а как с этим жить и работать – пока не всегда понятно. Поэтому полезно больше делиться собственным опытом и смотреть, какие еще есть практики и подходы на рынке.

Сегодня большая часть бизнес-коммуникаций между сотрудниками происходит в онлайне: коллеги общаются в общих чатах, мессенджерах, проводят встречи в Zoom и на других площадках. Глобальные конференции с топ-менеджерами и корпоративные мероприятия тоже перешли в цифровой формат. Стираются границы, связанные с географией и часовыми поясами, – поддержка комфортной удаленной работы стала первостепенной задачей для бизнеса.

«Новая нормальность»: удаленный офис и дистанционное обучение

Раньше один из основных фокусов HR был сделан на офис: комфортное рабочее пространство, различные привилегии для сотрудников в офисе – комнаты отдыха, фрукты, оборудованные кухни с чаем и кофе. Сегодня компании больше внимания уделяют вопросам, связанным с удаленной работой: компенсация затрат на домашний интернет, обеспечение оборудованием для комфортного рабочего места и т. п. Через внутренние коммуникации и корпоративные каналы связи компании стремятся донести, что поддерживают своих сотрудников.

Вместе с удаленной работой ключевой тенденцией стало получение новых навыков и знаний в дистанционном формате. Обучение – одна из важнейших форм взаимоотношений сотрудника и работодателя в нашей сфере. Сейчас мало просто обеспечивать штатную численность проектных команд – надо поддерживать их профессиональный уровень. Это важно и с точки зрения мотивации сотрудников, и в части конкурентной борьбы компаний на рынке. Потому что люди хотят развиваться, а успеха в бизнесе добиваются те работодатели, кто поддерживает профессионализм и сплоченность команды.

Корпоративное образование стало популярным задолго до ограничительных мер, но сейчас приобрело совершенно новые очертания. Большим подспорьем стало распространение онлайн-каналов коммуникаций: люди привыкли к видеоконференциям, звонкам, самостоятельной работе – а значит, стали лучше воспринимать информацию удаленно.

ИТ-отрасль больше остальных была подготовлена к дистанционной деятельности: работе или обучению. Поскольку большинство услуг можно оказывать на удаленке, многие проектные команды и до пандемии были территориально распределенными. А с переходом на удаленную работу сотрудники стали активнее выстраивать горизонтальные коммуникации и запрашивать информацию друг у друга, не имея барьеров по привязке к проекту, локации или должности.

Что делать с кадрами в новой реальности?

В сложившихся условиях на плечи HR-менеджера ложится сложная задача – поддерживать психологическое состояние сотрудников, причем дистанционно. В целом удаленка – это определенный вызов: если всю жизнь привык ездить на работу, мгновенно перестроиться бывает непросто. А ведь от морального состояния сотрудников часто зависит успех проектов. Так, взаимодействуя с клиентами, важно быть энергичным, в приподнятом состоянии духа, чтобы заряжать своим оптимизмом не только команду, но и заказчиков. Поэтому компаниям необходимо выстраивать культуру поддержки и совместной работы таким образом, чтобы сотрудники сохраняли эффективность и вовлеченность, чувствовали корпоративный дух и ценности команды, работая дома так же, как и в офисе.

Основная сложность удаленки – это организация рабочего пространства в окружении членов семьи. Тут возникали вопросы с оборудованием, рабочим местом, обстановкой – дома, конечно, много отвлекающих факторов. Компания всегда может поддержать сотрудника: как максимум попробовать решить проблему, например, привезти домой ноутбук или оплатить интернет и как минимум предоставить безопасное рабочее место в офисе.

В разгар пандемии мы в Лиге Цифровой Экономики постоянно общались со своими сотрудниками. Своевременно информировали их обо всех ограничениях, которые вводили федеральные или региональные органы власти в связи с эпидемиологической обстановкой, спрашивали, как обстоят дела, делились друг с другом фотографиями своих рабочих мест на удаленке и даже лайфхаками по поддержанию физической формы. А также провели общую онлайн-конференцию с президентом компании, на которой он ответил на все вопросы сотрудников.

Непрерывная связь с коллегами оказалась очень эффективной – даже в самые сложные времена чувствовалась всесторонняя поддержка. Шаги, предпринятые нами в связи с переходом на удаленку, отвечают общему корпоративному духу, который формировался годами. Лига – это стиль жизни, который объединяет профессионалов и дает возможность творчески работать над общей задачей, принося пользу себе и людям.

Также рабочими остаются стандартные инструменты мотивации: интересные проекты, демократичный и комфортный стиль коммуникаций внутри компании, удобный график, отсутствие лишнего формализма и, естественно, комфортные условия для работы в офисе. Необычное современное оформление офисов, создание уютной атмосферы привлекает людей. Например, наши сотрудники любят коворкинг в одном из московских офисов Лиги: там можно найти место для сосредоточенной работы, провести время с командой, помедитировать или поиграть в приставку.

Корпоративное комьюнити иногда выходит и за рамки рабочих отношений. Некоторые сотрудники по собственной инициативе организовали сообщества, посвященные музыке, спорту, различным технологическим и интеллектуальным направлениям, развитию профессиональной экспертизы. Таким образом, мотивация переходит из разряда материальной в другую плоскость, духовную, ментальную или эмоциональную.

Безусловно, сегодня необходимо продолжать работать над поддержкой удаленки – скорее всего, она станет обычной практикой не только в ИТ. Над проектом можно будет работать из любой точки мира при наличии экспертизы, хорошего ноутбука и быстрого интернета.

1010
Начать дискуссию