7. В постановлении пленума используется формулировка «средства индивидуализации», а в материалах суда фигурирует «товарный знак». И то и другое понятие отождествляются в статье 1477 ч.4 ГК РФ. В ней товарный знак определяется как «обозначение, служащее для индивидуализации». При этом товарным знаком могут быть «словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации». Это уже статья 1482. Но наиболее важная для нас статья 1479, в которой говорится, что "исключительное право действует на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности". А если товарный знак не зарегистрирован, то исключительного права на его использование нет.
Учитывая относительно слабую разработанность вопросов защиты интеллектуальной собственности как в российском законодательстве, так и в судебной практике (в сравнении со странами Запада, в особенности, с США), сам факт того, что Пленум Верховного Суда РФ дал рекомендации в отношении контекстной рекламы в интернете, не может не вызывать осторожного оптимизма.
Если вы обнаружите, что кто-либо использовал название вашей компании для рекламы в Директе, в качестве средства защиты можно просто позвонить или написать претензию недобросовестному лицу. Как правило, «разумному» конкуренту этого будет достаточно, и недобросовестная реклама исчезнет, будто ее и не было.
Если конкурент не хочет решить дело полюбовно, пишем в Яндекс или Google жалобу на недобросовестные действия конкурента и просим удалить недобросовестную рекламу (иногда жалобу придется продублировать, поскольку она «теряется»).
Если Яндекс или Google не реагируют, пишем жалобу в региональное Управление ФАС на нарушение конкуренции. ФАС после проверки признает рекламу недобросовестной, обязывает конкурента удалить незаконную рекламу и выписывает штраф. После решения УФАС мы можем дополнительно обратиться в суд и взыскать с нарушителя компенсацию за нарушение авторских прав.
Кроме того, никто не препятствует обратиться в суд сразу, минуя ФАС, с требованием обязать нарушителя удалить незаконную рекламу и выплатить компенсацию за нарушение авторских прав.