Когда конкурент использовал название вашей компании для рекламы в Директе

После того, как в очередной раз клиент столкнулся с подобной ситуацией и попросил меня просят дать комментарий, я решил собрать весь материал, на который я опираюсь в едином документе и опубликовать, чтобы получить возможность делиться на него ссылкой.

Дисклеймер: Я не юрист, и не даю каких либо рекомендаций. Я всего лишь собрал материал, который имеет отношение к проблеме и позволяет в неё углубиться. Вопрос "что делать" стоит задать юристу. Если показать ему этот материал, то уверен, он разберется в ситуации значительно быстрее.

Описание проблемы: Одним утром на работе, чтобы попасть к себе на сайт, Вы привычно набираете название своей компании в поисковой строке яндекса и обнаруживаете рекламу своего конкурента. Вы недовольны и не готовы с этим мириться.

 

Прежде чем действовать потребуется разобраться в ситуации хотя в общих чертах, даже если потом этот вопрос будет делегирован.

Вопрос довольно запутан, поэтому весь материал я разбил по пунктам. С позиции логики это не совсем пункты, но воспринимать (да и писать) так гораздо легче.

 

1. Рекламные площадки в лице Яндекс и Google регулируют вопрос размещения рекламы при помощи своих правил. Вот правила Яндекс, а вот Google.

2. Обе системы допускают, что даже при соблюдении правил возможна ситуация когда к рекламодателю могут возникнуть требования со стороны третьих лиц. В этом случае ответственность несет рекламодатель. Важно, что под рекламодателем понимается не агентство/фрилансер, а непосредственно рекламодатель, то есть владелец рекламируемого сайта и/или тот, «кто за рекламу заплатил».

3. Яндекс вопрос взаимоотношений с конкурентами в своих правилах регулирует слабо. В пункт 1.2 общих положений есть формулировка, что Яндекс не принимает рекламу, которая является недобросовестной, недостоверной, вводит потребителя в заблуждение. Так же в пункте 3 требований к рекламным материалам есть формулировка: Изображение в рекламном объявлении не должно содержать продукции или иной атрибутики конкурентов рекламодателя. Таким образом главное не использовать в графической рекламе продукции и логотипы конкурентов. Про ключевые фразы ничего.

4. Google более конкретен. Google не разрешает использовать чужой товарный знак в своих объявлениях, если только вы не реселлер. Google не ограничивает использование товарный знак в ключевых фразах. Оба пункта есть в разделе "Товарные знаки".

5. В марте 2019 года Пленум Верховного Суда РФ вынес постановление, в 172 пункте которого сказано: Использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети «Интернет» в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (статья 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции», статья 10.bis Парижской конвенции).

То есть, чтобы там не говорили правила, речь идет именно об использовании "средства индивидуализации« в качестве ключевых слов. Но обязательно обратите внимание, что постановление не устанавливает безусловное признание подобных действий актом недобросовестной конкуренции. В нем используется вариативное »может".

6. В августе 2019 года на Хабре Алексей Башук публикуют статью на интересующую нас тему. В своей статье Алексей рассматривает проблему, возможные действия правообладателя, а также занимает позицию, что использовать в качестве ключевых фраз наименование компании конкурента нельзя. Это влечет за собой иск и санкции. Сначала от ФАС (штраф от 100 до 500 тысяч рублей), затем компенсация конкуренту по решению суда. При этом в статье приводятся два решения суда, подтверждающих эту точку зрения: первое и второе. (Спасибо Алексею за его статью)

7. В постановлении пленума используется формулировка «средства индивидуализации», а в материалах суда фигурирует «товарный знак». И то и другое понятие отождествляются в статье 1477 ч.4 ГК РФ. В ней товарный знак определяется как «обозначение, служащее для индивидуализации». При этом товарным знаком могут быть «словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации». Это уже статья 1482. Но наиболее важная для нас статья 1479, в которой говорится, что "исключительное право действует на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности". А если товарный знак не зарегистрирован, то исключительного права на его использование нет.

 

Это все, что я считаю уместным по данному вопросу на текущий момент. Всем нам добра.

33 показа
621621 открытие
1 комментарий

Учитывая относительно слабую разработанность вопросов защиты интеллектуальной собственности как в российском законодательстве, так и в судебной практике (в сравнении со странами Запада, в особенности, с США), сам факт того, что Пленум Верховного Суда РФ дал рекомендации в отношении контекстной рекламы в интернете, не может не вызывать осторожного оптимизма.

Если вы обнаружите, что кто-либо использовал название вашей компании для рекламы в Директе, в качестве средства защиты можно просто позвонить или написать претензию недобросовестному лицу. Как правило, «разумному» конкуренту этого будет достаточно, и недобросовестная реклама исчезнет, будто ее и не было.

Если конкурент не хочет решить дело полюбовно, пишем в Яндекс или Google жалобу на недобросовестные действия конкурента и просим удалить недобросовестную рекламу (иногда жалобу придется продублировать, поскольку она «теряется»).

Если Яндекс или Google не реагируют, пишем жалобу в региональное Управление ФАС на нарушение конкуренции. ФАС после проверки признает рекламу недобросовестной, обязывает конкурента удалить незаконную рекламу и выписывает штраф. После решения УФАС мы можем дополнительно обратиться в суд и взыскать с нарушителя компенсацию за нарушение авторских прав.

Кроме того, никто не препятствует обратиться в суд сразу, минуя ФАС, с требованием обязать нарушителя удалить незаконную рекламу и выплатить компенсацию за нарушение авторских прав.

Ответить