Коробки, скотч, команда: как быстро проверить идеи и обновить дизайн пространства

При работе с крупным обувным брендом мы в «Культуре Инноваций» опробовали новый для себя метод проверки идей — прототипирование пространства, которое содержит принципиально новые решения для взаимодействия с клиентами. Это оказалось довольно быстро, дешево и эффективно, поэтому я решила поделиться этой методикой.

Материал будет полезен всем, кто сейчас работает над стратегией, проектирует опыт клиентов и сотрудников, кто думает, как проверить свои идеи, а также тем, кто хочет оптимизировать пространство и сделать его эргономичнее — речь идет как о магазинах, так и о крупных офисах и даже квартирах. Поехали.

Что такое прототипирование и зачем оно нужно

Основная масса текстов по прототипированию в поисковой выдаче рассказывает о прототипировании интерфейсов. Глобально же прототипировать можно все: от сайтов и приложений до физических продуктов и пространства (как Мак и Дик Макдоналды мелом начертили схему расположения кухонного оборудования в фильме Основатель).

кадр из фильма Основатель
кадр из фильма Основатель

Перед нами стояла задача получить обратную связь от клиентов на гипотезы о новых решениях. Нам нужно было определить, будут ли люди пользоваться нововведениями, как и где расположить элементы дизайна, от чего стоит отказаться (это порой едва ли ни главное!).

Для решения задачи мы выбрали метод быстрых прототипов — метод проверки решений, который позволяет с минимальными затратами быстро собрать обратную связь от клиентов, а также переработать гипотезы вместе с пользователем, сделав их более удобными, эффективными и привлекательными.

Нам предстояло создать прототип салона обуви и разместить в нём прототипы. По сути, должен был получится салон обуви из коробок и скотча.

Как происходило прототипирование

Важный момент: прототипирование — это подготовка к тестированию решений, в ходе которого мы и получаем обратную связь от пользователей. От того, насколько хорошо мы подготовимся на этапе прототипирования, зависит качество полученных инсайтов (которые влияют на принятие решений в бизнесе!).

В нашем случае подготовка прототипов заняла примерно месяц. Мы первый раз прототипировали пространство и физические объекты, многие вещи делали «по наитию», разбирались с нуля — думаем, что во второй раз дело пойдет быстрее.

Что входит в подготовку?

  • поиск помещения
  • закупка необходимых материалов
  • составление макетов прототипов
  • поиск респондентов для тестирования

Для подготовки прототипов нам понадобились картонные коробки, малярный и обычный скотч, маркеры, листы бумаги. На площадке также оказались ширмы, которые очень помогли нам зонировать пространство. Кроме этого, пригодился принтер и переходники.

На этом же этапе нужно прописать сценарий дня. Это крайне важно, поскольку помогает сэкономить время, не отвлекаться на лишние действия, понимать роль каждого на площадке.

Инсайты и рекомендации:

1) Помните о том, что размеры прототипов должны примерно соответствовать размеру реальных объектов. То же касается и пространства. Если вы создаете прототип салона обуви, убедитесь, что помещение соответствует реальным размерам магазина. Это позволяет тестировать гипотезы без отрыва от реального пользовательского опыта.

2) Убедитесь, что пространство позволяет вам экспериментировать и творить: чертить мелом на полу и стенах, клеить скотч, переставлять мебель.

3) Не увлекайтесь красотой макетов — их главная задача быть понятными для респондентов и дать вам возможность проверить гипотезы. Некоторые макеты можно сделать с помощью бумаги и маркера, без затрат на дизайн и цветную печать.

Как прошло наше тестирование решений с помощью прототипов

Мы с командой запланировали, что тестирование решений пройдет одним днём. Мы приехали на арендованную фотостудию и начали застройку.

Структура дня выглядела так:

Коробки, скотч, команда: как быстро проверить идеи и обновить дизайн пространства

Инсайты и рекомендации:

Для удобства я разделила советы на то, что стоит сделать заранее и то, что нужно учесть непосредственно на площадке.

Заранее:

1) Продумайте логистику материалов, синхронизируйтесь, кто что приносит, в какое время это будет на площадке.

2) Четко определите роли в команде: в чем роль исследователя, куратора, застройщика площадки (роли могут комбинироваться). Возможно, понадобятся дополнительные роли.

3) Закажите обед (поверьте, на площадке вам будет некогда!) или заранее назначьте ответственного человека.

4) Составьте бэкстейдж адженду: пропишите, что каждый человек на площадке делает в тот или иной момент времени. Синхронизируйтесь.

5) Подготовьте пространство, в котором исследователи будут фиксировать инсайты (лучше, если оно будет единым для всех, чтобы все видели инсайты друг друга в моменте).

6) Подготовьте схему застройки площадки.

На площадке:

1) По возможности забронируйте площадку на 2 дня: 1 день — застройка, 2 день — тестирование.

2) Подготовку площадки лучше начинать с зонирования — начертите мелом или обозначьте скотчем, где будут какие зоны и только потом принимайтесь за расстановку прототипов. Это сэкономит время.

3) У нас было 6 респондентов, которых мы разделили на 2 группы по 3 человека. Если вы делаете несколько итераций — рекомендуем оставить между ними больше времени (примерно час), чтобы поделиться инсайтами и иметь возможность перестроить площадку, уточнить вопросы.

4) Экспериментируйте и творите вместе с респондентами — перестраивайте пространство и прототипы вместе в моменте на основе обратной связи.

5) Снимайте на аудио и видео (с разрешения респондентов).

Немного фотографий со дня тестирования:

Как оценивать результаты

После того, как тестирование завершилось, мы с командой собрались обсудить результаты: прямо на площадке «по горячим следам». На обсуждении включили диктофон, чтобы не упустить ничего важного.

Далее куратор проекта забрал все аудио и видеозаписи с тестирования и собрал в единый отчет, которым мы поделились с компанией-заказчиком. Структура нашего отчета выглядела так:

  • прототип
  • гипотезы (подтверждена/не подтверждена/нейтральна)
  • наблюдения
  • рекомендации
  • топ-5 решений, которые создавали wow-впечатления у респондентов.

В итоге мы:

  • проверили 28 гипотез, 16 из которых подтвердились
  • от 2 из 8 решений мы отказались полностью, остальные дополнили рекомендациями
  • провели 6 интервью для тестирования быстрых прототипов
  • потратили 10 часов на само тестирование
  • получили 89 инсайтов

Мы также рекомендовали оценить экономический эффект от внедрения решений, используя метрики, которые есть в компании.

Выводы:

  • Метод быстрого прототипирования — эффективный инструмент для проверки идей при минимальном количестве затрат.
  • Прототипировать из коробок и скотча можно всё — даже салон обуви или парк аттракционов.
  • Важно уделить внимание подготовке к самому дню тестирования: определить роли в команде, составить расписание дня, позаботиться о комфорте команды (обед и пространство, чтобы отдохнуть и обсудить инсайты).
  • Тестирование идей с респондентами — это процесс сотворчества. Инсайты будут ещё круче, если вы будете перестраивать прототипы в процессе.

В телеграм-канале "Культуры Инноваций" мы еще больше пишем о наших методах и инструментах:

66
Начать дискуссию