Как работать в Японии

Всем привет. Сегодня утром моя соседка посоветовала опубликовать один из текстов, который я написала в телегу, сюда. И вот он опубликован. Возможно, кому-то будет интересно.

Дисклеймер: я не эксперт по Японии, там не была и не работала. Все, что будет изложено ниже — это информация из открытых, но надёжных источников, и гигантское количество времени, потраченное на их изучение в попытках не работать. Если что-то некорректно или вам есть чем дополнить, напишите в комментариях. Еще я буду иллюстрировать пост картинками из аниме Black Lagoon, потому что могу.

Давно хотела написать про японскую корпоративную культуру. Это в высшей степени увлекательная тема, по ней много информации в интернете и все это делает её идеальным материалом для спонтанной прокрастинации. Будет целых два поста. Сегодняшний про традиции японской корпоративной этики, а следующий — про её последствия.

Нам в университете говорили, что есть два выраженных типа корпоративной культуры: американская и японская. В первой царит культ личного успеха, во второй — культ служения. Но такое противопоставление актуально для 60-х годов прошлого века; в настоящее время как минимум технологические компании по всему миру идут в сторону большей либерализации и становятся более похожими друг на друга, чем раньше. Тем не менее, национальный колорит везде присутствует и то, что я буду описывать ниже, ещё свойственно для части японских компаний.

Как работать в Японии

Помимо поклонов вместо пожатия рук, японская рабочая этика долгое время включала в себя концепцию пожизненного найма. Придя на первое рабочее место, предполагалось, что сотрудник будет работать там до пенсии — карьерный рост и зарплаты напрямую завязаны на выслугу лет. Это не касалось женщин, так как считалось, что они приходят в компанию в первую очередь, чтобы найти мужа и после замужества и рождения первого ребёнка ожидалось, что сотрудница покинет компанию.

Концепция пожизненного найма — это негласный договор между компанией и работником. Работодатель обязуется инвестировать в обучение сотрудника, предоставлять ему возможности для карьерного роста, поощрять за лояльность и фактически никогда не увольнять. Сотрудник, в свою очередь, обещает не увольняться и делать все, что потребуется для блага компании, даже если это выходит за рамки трудового договора.

Как работать в Японии

Отсюда логичным образом выстраивается иерархия, которая присутствует в структуре всего японского общества. Начальник — это всегда более старший сотрудник, он достоин уважения и подчинения по праву выслуги лет. Он может не уметь пользовать компьютером и проигрывать в компетенциях вчерашнему выпускнику вуза, но в этой системе компетентность измеряется именно годами.

Уважение к начальству и коллегам проявляется и в языке (в японском есть уважительные формы обращения типа как «вы»), и в глубине поклона, и в том, кто первый заходит в лифт, и во множестве других вещей. Обычная картина для японской компании классического типа — подчиненные не могут уйти с работы, пока не ушел их непосредственный начальник. И если владелец компании предпочитает уходить в начале 12, то вся компания будет сидеть до ночи.

Помимо иерархии, которая влияет на продолжительность рабочего дня, есть еще моральный долг перед компанией, который в условиях пожизненного найма, становится буквально делом всей жизни. В японском есть понятие ikigai, которое непереводимо на русский, но очень приблизительно может означать «смысл жизни». Оно супер-комплексное и я сильно упрощаю, но это то, зачем каждый японец встает утром с постели. Это его долг, его служение, его цель в жизни, реализация которых приносит ему радость и осмысленность. И поскольку времена самураев прошли, для многих японцев икигай — это работа.

Как работать в Японии

Когда работа в одной компании — это дело всей жизни, границы между личным и корпоративным напрочь стираются. Средний рабочий день японца в 80-е начинался в 7 утра и часто заканчивался за полночь, не считая времени на дорогу, с понедельника по субботу включительно. Брать отпуск считалось неприличным как и больничный, дабы не перекладывать ответственность за свою работу на коллег.

Провал рабочего задания становился пожизненным позором и порицался коллективом. Так как компания сама не увольняла, она просто переставала повышать и человек мог провести следующие несколько десятков лет на одной должности без надежды улучшить своё положение. Увольнение ставило крест на всей предыдущей карьере — начинать приходилось с низов.

Карьерный рост для женщин в большинстве профессий, кроме «традиционно женских», типа воспитательницы или медсестры, не был предусмотрен, поэтому даже если дама не собиралась выходить замуж или рожать детей, после определенного возраста ее также прекращали повышать.

Как работать в Японии

Ещё одна любопытная особенность японской корпорации — это nomikai. Своеобразный бар-хоппинг, попойка с коллегами, которая начинается по окончании рабочего дня и продолжается до 2-3 часов утра. В основном один раз в неделю, но иногда чаще, отказаться нельзя даже если вы не пьете — это неуважение. Само собой, к 7 утра следующего дня вас ждут на работу.

Если обобщать, то традиционная японская компания — это такой мир мужчин, управляемый стариками. Хорошая новость в том, что современная Япония сильно изменилась с того времени. Плохая в том, что последствия есть до сих пор. И про них я расскажу в следующем посте.

Это пост для канала https://t.me/umer_i_ne_vstal . Там уже много постов и будет больше. Мы с Аней будем рады, если вы напишите обратную связь или расскажете про нас кому-то милому.

22
Начать дискуссию