Влияние макроэкономических факторов на бюджетирование ВУЗов (сравнение американских и российских ВУЗов)

Роль университетов в обществе и промышленности

Технический прогресс второй половины XX века существенно изменил рынок труда по всему миру. Логично, что, исходя из экономических реалий и спроса, университеты тоже должны измениться. Высшее образование, изначально сильно зависевшее от государства, всегда воспринималось как общественное благо и не более. Но под влиянием многочисленных реформ ситуация заметно трансформировалась. Экономические кризисы — эти глобальные мировые стрессовые факторы — увеличили значимость системы образования и спрос на повышение качества этого образования. Что в свою очередь привело к необходимости увеличения финансирования ВУЗов. В настоящее время высшее образование должно максимально тесно взаимодействовать с обществом и промышленностью — в первую очередь, конечно, для увеличения доли финансирования со стороны рынка, а также чтобы соответствовать требованиям этого рынка. Связь университетов с экономикой становится все теснее. Из-за влияния глобализации мировая экономика имеет значительное влияние на развитие образования. Впрочем, и обратное — тоже верно.

Основными задачами образования, как и прежде являются поддержание и передача знаний. Однако, с распространением экономики, основанной на знаниях, университеты постепенно приобретают все больше новых функций, среди которых: трансфер технологий, строительство научно-технических исследовательских парков, создание инкубаторов, оказание консультационных услуг. А поскольку число ВУЗов постоянно растет, то увеличивается и зависимость их доходов от источников, не связанных напрямую с образованием.

Бюджетирование ВУЗов

Вопросу бюджетирования высших учебных заведений посвящен уже не один десяток исследований, поскольку, помимо прочего, бюджет может быть использован для оценки эффективности работы университета. А это, как мы понимаем, довольно сильная мотивация, так как эффективность работы напрямую влияет на выделение и распределение средств. Таким образом, методы управления бюджетированием, совмещая функции планирования и контроля, могут оказать положительное влияние на результативность работы в целом.

Современные разработки в области науки о данных и машинного обучения позволяют использовать автоматизированные методы для решения многих вопросов — от генной инженерии и физики элементарных частиц до социологии и экономики. А поскольку мы — Институт прикладной математики и информатики совместно с Global Innovation Labs – придерживаемся мнения, что любые прогнозы должны быть проверены и подтверждены цифрами и расчетами, то было решено проверить, можно ли, используя современные методы прогнозной аналитики, разработать надежный инструментарий, который поможет университетам выдерживать макроэкономические вызовы. Целью нашего исследования было изучение факторов, влияющих на бюджетирование ВУЗов в настоящее время и в данной экономической реальности.

Зарубежный опыт

Итак, что может быть наиболее полезно ВУЗам в эпоху кризиса, пандемии и всеобщего хаоса? На примере крупных мировых университетов, данные о которых есть в открытом доступе, отчетливо видно, что их бюджеты обычно бывают долгосрочными. Иначе говоря, распланированы как минимум на год вперед. Поэтому, в отличие от бизнеса, который в эпоху кризиса страдает первым и сразу, у ВУЗов имеется запас прочности. Кризис для них — отложенная история. Поэтому, как ни парадоксально это звучит, эпоху экономического спада, когда бизнес прогорает и у корпораций нет свободных (а бывает, что и просто — никаких) средств для вложения в частные инвестиции, ВУЗы могут использовать себе во благо. Как именно? Перераспределив бюджет и инвестируя в собственные научно-технологические разработки, спин-оффы, стартапы, используя для этого в том числе собственный endowment fund, то есть, целевой капитал.
И это не наша фантазия, это лишь то, что мы увидели, анализируя бюджеты и деятельность — в том числе в кризисные периоды — передовых американских ВУЗов.

Финансирование НИОКР в США и России

Мы рассмотрели два основных показателя, характеризующих экономику США: ВВП в сопоставимых ценах 2015 года в долларах США и средний индекс Доу-Джонса за год. Аналогичные показатели были взяты для России: ВВП в сопоставимых ценах 2015 года в российских рублях и средний индекс РТС за год. На фоне их динамики рассмотрели систему финансирования научных исследований и разработок, дабы выявить взаимосвязь между расходами университетов на НИОКР и макроэкономическими показателями, а также между макроэкономическими показателями и финансовыми источниками для НИОКР. Это позволило бы прогнозировать оптимальный бюджет на НИОКР университета на основе макроэкономического моделирования.

Рассмотрев динамику общих расходов на НИОКР в зависимости от состояния экономики в стране, можно сделать вывод, что расходы эти растут соответственно с темпами роста экономики.

Рассмотрев динамику общих расходов на НИОКР в зависимости от состояния экономики в стране, можно сделать вывод, что расходы эти растут соответственно с темпами роста экономики.

Рисунок 1.Общий объем расходов на НИОКР по отношению к ВВП в США (в 2015 году в долларах США)
Рисунок 1.Общий объем расходов на НИОКР по отношению к ВВП в США (в 2015 году в долларах США)
Рисунок 2.Общий объем расходов на НИОКР по отношению к ВВП в России (в 2015 году в российских рублях)
Рисунок 2.Общий объем расходов на НИОКР по отношению к ВВП в России (в 2015 году в российских рублях)

Еще одним важным показателем здоровья экономики являются индексы фондового рынка, такие как Dow Jones в США и РТС — в России.

Рисунок 3. Расходы на НИОКР против Dow Jones в США
Рисунок 3. Расходы на НИОКР против Dow Jones в США
Рисунок 4. Расходы на НИОКР против РТС в России
Рисунок 4. Расходы на НИОКР против РТС в России

Но наряду с этим видна существенная разница в динамике финансирования НИОКР между США и Россией. В США финансирование НИОКР с 1998 по 2014 год выросло в 1,66 раза (рисунок 5), в то время как российские расходы почти не изменились по сравнению с аналогичным периодом времени.

Рисунок 5. Финансирование НИОКР в США и России с 1998 по 2014
Рисунок 5. Финансирование НИОКР в США и России с 1998 по 2014

Не углубляясь в подробности, добавим также, что в США университеты работают в «оппозиции» к промышленности, компенсируя промышленные расходы на НИОКР в периоды спада экономики (рисунок 6). В России же ситуация сложилась совершенно иная (рисунок 7): университеты ведут себя так же, как и промышленность, укрепляя общие колебания в кризисные периоды.

Рисунок 6. Расходы университетов и промышленного сектора США на НИОКР
Рисунок 6. Расходы университетов и промышленного сектора США на НИОКР
Рисунок 7. Расходы университетов и промышленного сектора России на НИОКР
Рисунок 7. Расходы университетов и промышленного сектора России на НИОКР

Эндаумент-фонд ВУЗов

Возвращаясь к теме долгосрочного планирования бюджета, можно с уверенностью сказать, что вышеупомянутый endowment fund как раз является основным ресурсом, который в период всеобщего экономического спада может дать университету значительную фору и относительную свободу действий. Но в случае российских университетов проблема одна — фонда этого у них, как правило, нет. Несмотря на то, что это уже давно общемировая практика, в нашей стране пока только обсуждается необходимость формирования endowment fund в ВУЗах.

И когда как не сейчас, в эпоху очередного мирового кризиса (не первого, и не последнего, как мы понимаем), имеет смысл в очередной раз задуматься — и не только задуматься — о том, что кризисы дело регулярное, а пресловутый endowment fund для университета может в такой период стать не просто спасением, но и мощным толчком в развитии.

Кризисы и endowment fund — созданы друг для друга. И в данном случае это даже не ирония…

Мы рассказали о том, к чему в итоге пришли, простым языком, не углубляясь в расчеты — для нематематиков. Для тех же, кто хочет вникнуть в суть того, как эти расчеты производились, приводим ссылки на наши исследования со всеми обоснованиями, графиками и ссылками на источники:

1
Начать дискуссию