Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

В последние годы в России появляется всё больше парков, зелёных придорожных зон и придомовых композиций. Выращиванием для них растений круглогодично занимаются в питомниках — именно там делают всё, чтобы дерево получило максимальный объём питательных веществ до высадки в новом парке и не погибло за зиму.

О том, как устроен бизнес изнутри и какую прибыль он приносит, рассказал Александр Белоус, гендиректор питомника «Южный» — предприятия, которое более чем за десять лет посадило порядка 1 млн деревьев и 2 млн кустарников.

Александр Белоус
гендиректор питомника декоративных культур «Южный»

С чего началась история питомника?

Он находится в деревне Старые Кузьмёнки Московской области. Основал его в 2008 году собственник «Южного» рядом со своим загородным домом. Сперва он думал озеленить только свой участок, а в процессе заметил, что спрос на растения на российском рынке есть, а вот поставщиков мало. Тогда он и развернул садовый центр.

Открыть рассадник не так дорого, как может показаться, — ведь у большинства на участках есть теплицы. Тут главное — понимать, что дерево как живой человек: взрослеет, болеет, меняется, нуждается в заботе и внимании.

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

Поля у вас есть, а как решаете, чем их засадить?

Постоянно следим за рынком: что пользуется постоянным и сезонным спросом, какими сортами интересуются садоводы, сложно ли их выращивать, а также чего не хватает в российских питомниках. Сейчас «Южный» активно занимается юными деревьями, цикл «доращивания» которых занимает от четырёх до шести лет: липами, кленами, рябинами, туями. Это длинные деньги, которые, по сути, «заморожены в поле», и точно ли они окупятся — неизвестно. У нас ведь то засухи, то непрекращающиеся ливни.

Чтобы контролировать маржинальность продукции, мы заводим для каждого дерева паспорт: пишем, как мы его высаживали и ухаживали, как оно развивалось — от посадки до реализации. В процессе понимаем, что сможем выкопать и продать в следующем году, а что лучше в больших количествах не сажать, чтобы не терять деньги.

Мы знаем, что городские организации чаще всего запрашивают традиционные сорта кустарников и деревьев — это липы, березы, клёны, дёрен, кизильник, пузыреплодник. Но с частными заказчиками сложнее. Раньше мы не спешили расширять ассортимент — боялись, что экспериментальные для нас материалы (сорта деревьев) окажутся невостребованными. Но чем больше общаемся с москвичами, тем смелее действуем.

Иногда заказчики едут к нам через всю Москву, просто чтобы купить необычный сорт яблони или садовой хосты.

Какие сложности возникают в процессе выращивания?

Дать растению погибнуть очень легко: каждый сорт требует особого ухода и проходит химическую обработку от болезней и вредителей, но малейшая передозировка приводит к ожогам и даже гибели. При этом квалифицированных агрономов не хватает. Приходится учить сотрудников на местах — методом проб и ошибок, в том числе финансовых.

Да и мало вырастить растение — нужно его правильно подать, выгодно продать и суметь донести до заказчика особенности нашей работы. Они ведь часто не осознают, что в нашем деле много подводных камней. Материала может не быть на российском рынке, поскольку культура выращивания только формируется. Можно заказать саженцы из Германии и Нидерландов, но везти их из-за рубежа дольше и дороже, поэтому пытаемся пересогласовывать материалы. Получается не всегда.

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

Плюс погода: разве можно говорить о посадке однолетних цветов, если за окном ноябрь? Мы занимаемся высадкой до −15 °C, но не все растения сажают круглогодично. С многолетниками проще, но и тут результат мы увидим лишь по весне. Или не увидим, ведь без должного ухода растение погибнет. В городской среде его в лучшем случае польют, так что стараемся найти препараты и удобрения, которые помогут «напитать» дерево до продажи.

К слову о сезонности — чем питомник занимается зимой?

Сельское хозяйство — безотрывное производство, так что штат сотрудников зимой остаётся в полном составе. Кто-то уходит в отпуск, но в основном все при деле: распределяют бюджет, дорабатывают технологические карты на сезон, ищут новые контракты, занимаются «контейнеровкой» — решают, какой посадочный материал пойдёт в продажу весной.

Всё ли получается продать, как планировали?

С переходящими контрактами мы относительно уверены, что получится, но и это не гарантия: зимой мы заложили материал, а весной заказчик ушёл к другому исполнителю. В результате остаёмся с невостребованным сырьём и без сделки.

Иногда питомники массово выращивают один и тот же сорт для конкурсов. Но стоит инициативу отменить, как обваливаются цены.

Мы и сами порой неверно расставляем приоритеты и производим избыток. Весной материал укореняется, набирает вес, и возникают новые сложности, ведь у всех заказчиков свои требования к параметрам.

Остаётся два варианта: подготовить материал к следующему сезону или продать его осенью по минимальной цене, чтобы окупить вложенные средства. Последний для нас надёжнее, поскольку зима непредсказуемая: сегодня мороз, а завтра резкое потепление — из-за таких перепадов растение может погибнуть.

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А спрос на ёлки зимой повышается?

Срезы мы не продаём, так что для нас спрос на хвойные хаотичный и от Нового года не зависит. Мы, безусловно, сажаем ели и, если нужно, украшаем их, но чаще нас просят укрыть растения на зиму — эти услуги тоже есть.

Значит, зима для «Южного» не помеха. А что насчёт пандемии?

Спрос на услуги вырос примерно на 30% в годовом исчислении — с марта 2020 года до осени 2021. Вспомните первые карантины: границы и заведения закрыли, поэтому москвичи уехали на дачи и стали обустраивать участки. Тут нам, конечно, помог интернет-магазин — его мы запустили ещё до пандемии, но тогда покупатели предпочитали приезжать в питомник самостоятельно. В 2021 году спрос поутих, поскольку россияне вновь поехали за рубеж, но он по-прежнему выше, чем два-три года назад, — примерно на 20%.

Получается, спрос на вашем рынке — показатель неоднозначный?

Верно, и управлять им практически невозможно. Внимание к питомникам возросло, но из-за этого рынок стал более нестабильным. Помимо комплексных предприятий, как наше, есть центры перепродаж, которые ничего не выращивают и часто даже не располагают материалами на момент заказа. Предложение — это хорошо, но такие игроки нередко занижают цены на 50–70%.

Демпинговать нам не хочется, поэтому пытаемся снизить себестоимость растений — ищем другие способы посадки или более дешёвые, но такие же эффективные удобрения.

Да, чем ниже цена, тем больше шансов получить заказ, но мы не собираемся обесценивать свой труд и объясняем клиенту, что просим столько, потому что сами выращиваем, ухаживаем, продаём, сажаем и дорабатываем.

Недобросовестные конкуренты вам встречались, а заказчики?

Увы, встречались, поэтому стараемся заранее обезопасить себя: нанимаем юристов, обучаем юридической грамотности рядовых сотрудников, предъявляем строгие требования к формулировкам в соглашениях и письмах. Иногда даже настаиваем на конкретных способах доставки. Такая педантичность помогает отстоять интересы в суде, если заказчик отказывается платить.

А как ищете заказчиков?

Государственными заказами занимается тендерный отдел, а городскими — департамент продаж: он готовит презентации, чтобы объяснить клиентам — государственным предприятиям, строительным и генподрядным организациям — как устроен рынок. Они ведь часто думают во время работы над проектами о дорогах, об электросетях и только потом о нас.

Чтобы привлечь частников, мы делаем рассылки, пишем статьи, развиваем соцсети. Устраиваем виртуальные квесты, предлагаем скидки и программы лояльности, приглашаем посетить наше кафе и мини-зоопарк, провести у нас свадьбу. Можем даже на воздушных шарах покатать. Но на этом мы не зарабатываем, а скорее привлекаем к себе дополнительное внимание.

Пытаемся также повысить узнаваемость бренда. В Москве, например, проходят фестивали «Сады и люди», где ландшафтные дизайнеры показывают свои проекты. Мы тоже участвуем — как поставщики. В 2018 году, например, забрали три сада-победителя к себе на территорию, чтобы гости питомника видели, какими могут быть композиции. Изначально многие дачники пытаются обустроить землю сами, а потом смотрят на участок соседа, который обратился к ландшафтнику, и видят разницу.

Значит, питомник — прибыльный бизнес и стоит усилий?

Заработать можно немало, но дело требует времени, сил, творчества и ответственности. Прежде чем открывать питомник, стоит пообщаться с опытными владельцами. Статистика по прибыли вряд ли будет показательна, потому что зависит от заказов и разнится от предприятия к предприятию. Роль играет размер полей и штата, ассортимент услуг, ценовая политика и сама бизнес-модель. Можно поставить рядом с теплицами домик и торговать из окошка, а можно превратить питомник в комплекс — с объектами досуга, асфальтированной дорогой, складскими помещениями, охраной.

Что планируете в 2022 году?

Хотим наращивать объёмы производства деревьев. К 2021 году, например, подготовили дополнительные 10 га к уже имеющимся 30 — это уже 40 тысяч деревьев. В 2022 году добавим столько же. Эти территории отводим именно под крупномеры — чтобы «доращивать» уже сформировавшиеся деревья. Кажется, что расширить территорию просто, но сперва нужно разработать целину: обработать почву, поставить забор, оформить ландшафт, выделить трудовые ресурсы.

Думаем также открыть ещё один садовый центр в отдалении от Москвы. Даже наняли специалиста, чтобы он узнал, какие в регионах есть питомники, чем они отличаются, где расположены и где кучкуются, где сколько домохозяйств и какие направления среди них востребованы — продажа, посадка или оформление.

За последние десять лет в Москве и МО «позеленели» не только пустые районы застройки, но и территории, пострадавшие от аварий и погодных катаклизмов (например, ураганов). Вместо погибших растений высаживают более устойчивые виды, выращенные в питомниках вроде «Южного».

В 2019 году при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы был запущен проект «Наше дерево»: с ним посадить дерево в одном из парков города можно в качестве памятного подарка — в честь рождения ребёнка.

Для участия нужно подать электронную заявку на портале mos.ru, затем указать парк и породу дерева: липу, сосну дуб, яблоню, грушу, рябину, клён, иву или ель. Высаживать деревья семьям помогают специалисты Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. За три года работы проекта в Москве высадили около 16 тысяч деревьев.

1616
9 комментариев

Без конкретных цифр себестоимости / маржинальности получается рекламная статья.

14
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Прикольно. Всегда было интересно знать, откуда это берётся (деревья, кусты в городе)

1
Ответить

Спасибо, интересно)

Ответить

Вот не совсем для себя понимаю. Подобные компании выращивать начинают с купленного где-то саженца/сеянца или семени?

Ответить

Интересно ознакомиться с реальным опытом ведения бизнеса. А были случаи воровства и какие принимаете меры защиты?

Ответить