Startup state of mind

Все больше погружаясь в стартап-среду и мне становится все очевиднее ее слабые места. Нет, дело не в том, что я какой-то особенный провидец (или, по крайней мере не только в этом 😉), но просто так вышло, что я пришел в венчур немного нетипичным путем. Не из корпорации и не из университетского кампуса, но из своего хоть и креативного, но совершенно не венчурного сервисного предприятия.

Начну я с повторения банальности. Венчур — это про команду. Успешный стартап не просто делают люди, он сам сделан из людей.

➕ Плюс — все сложности производства и масштабирования бизнеса вторичны, в отличии, например, даже от скромного технологичного производства,

➖ Минус — люди, в отличии от микрочипов не стандартизированы и найти подходящих очень не просто.

Как результат — конкуренция из 1000 стартапов на место в фонде, и истории успеха от единиц. Казалось бы, те 999 где? Где их революционные истории, посрамившие скептиков? Или получается правы скептики и доминирующее большинство стартапов заведомо провальны?

У меня сложилось впечатление, что ответ тут чуть сложнее, чем принято думать. Проблема в стартаперском типе мышления, который явно в дефиците. Разберем на примере.

Самый частый вид начинающего стартапера – стартапер голодный (esurientes entrepreneur). Ему больше всех надо, ему нечего терять кроме своих оков, он готов броситься в бой, именно о нем Джобс говорил «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными». Вот только голод его не осознанно выбранное состояние ума, а реальность его существования. И реальность эта накладывает отпечатки на мировосприятие, которое делает стартапера не стартапером.

Голод обстоятельств порождает тотальное недоверие и не дальновидность. Голод озлобляет, закрывает возможность взять на себя риски, заставляет защищать свое родное и неуважительно относиться к чужому. Голодный стартапер, словно наркоман, готов предложить тебе даже то чего у него на самом деле нет, готовы исказить свое понимание о партнерстве и выдать тебе его за концепцию некой финансовой ответственности, «вы же серьезные люди, почему бы не заплатить так нужных мне и таких лишних у вас денег вперед, а там может и подружимся». Нет, не подружимся. Дружба строится на взаимной выгоде и доверии. А доверять стартаперу-наркоману дело неблагодарное. Его цель — получить денег сейчас, а дальше будет дальше. Проект его — это повод и ничего больше.

На другой стороне спектра — предприниматель сытый (satis entrepreneur). Он понимает бизнес, имеет свою историю успеха за плечами и еще большую историю провалов в шкафу, вот только он этим всем тоже уже наелся. На таких на нашем рынке огромный спрос, их кое-как находят HR-ы уговаривая вписаться, но суета инноваций им чужда, они ищут как с минимальными рисками сохранить накопления и потихонечку улучшать уровень жизни инструментами классического капитализма. Даже вписываясь в стартап, они не очень склонны жить им, ограничиваясь добрыми советами, которые, увы, ошибочны никак не реже, чем правильны, идея повторяемой модели успеха — это миф, с которым больно расставаться.

Стартаперы-фантазеры, болеющие мечтой о легких и главное быстрых деньгах при этом активно заполняют собой все акселераторы и сообщества. И ведутся они на картинку именно такого нувориша-везунчика. Вот только — это ложное обещание. Ни организаторы, ни участники, ни инвесторы не счастливы от результатов.

Недавно услышал такую мысль «не знать, что делать с аудиторией хуже, чем ее не иметь». Один знакомый мне предприниматель своим примером показал мне, как можно совершить такую ошибку. Он успешно заявил о себе как о человеке, ищущем партнерства, при это целясь изначально в простою продажу своих услуг стартапам. Есть ли что-то плохое в продаже услуг стартапам? Конечно, нет! Здорово, когда есть где приобрести ценную услугу. Но уместно ли говорить при продаже, что это и есть настоящее партнерство, а все другие формы не всерьез? Тоже, конечно же, нет. Говорить так может только тот, кто в партнерство не верит. А значит партнером быть не может. Стоит ли покупать услуги у человека, который не верит в партнерства, или лучше купить у того, кто верит, но сейчас не предлагает их? Обманутые ожидания — дорого обходятся. Официант, принесший вам не то, что вы заказывали — плохой официант, независимо от того, что он принес к вашему столу.

1515 показов
6666 открытий
2 комментария

Владислав, как можно с вами связаться ? [email protected]

Ответить

можно прям лс написать))

Ответить