Приоритизация — секретный ингредиент?Согласно определению из Википедии : «Приоритизация — понятие, показывающее важность, первенство. Например, приоритет действий определяет порядок их выполнения во времени»Из определения становится понятно, что основная цель приоритизации — понять, «что важнее чего».Казалось бы, что сложного? Выбрал те задачи для реализации, что повысят метрики компании, а остальные убрал поглубже в бэклог до “лучших” времен. Звучит действительно просто, когда у тебя немного задач.Но что делать когда задач больше?Представим себе обычную ситуацию продакт менеджера Петра, которая происходит раз в квартал:Петр выходит из переговорки держа под мышкой свой ноутбук. Облегченный выдох, настроение приподнятое. Только что у Петра закончилось многочасовое совещание с командой по генерации идей и задач на следующий квартал. По началу конечно шло тухло, но вскоре у команды случилось прозрение и идеи полились рекой. “Мы обречены на успех” — подумал Петр, придя на свое место. Теперь осталось только выбрать с чего же начать победоносное шествие. И тут уже энтузиазм заметно падает перед списком:1) A/B тест лендинга 1 и лендинга 22) Дизайн дашборда3) Интеграция CRM для отдела продаж4) Добавить базу знаний для пользователей……..27) Welcome бонус при регистрации пользователяЧто же первое взять в работу? А второе? Ну дальше? Почему не наоборот?Разумеется, реализовать их все вряд ли получится. Все упирается либо во время, либо в деньги. Но как правильно оценивать и отсеивать фичи?Существует различные подходы к оценки той или иной задачи. Ниже разберем основные из них.Быстрая приоритизация. “А не фигню ли я делаю?”Данный метод представляет собой “народное” мнение команды. Во многих случаях это особенно полезно, когда “фичи” затрагивают несколько категорий. Одна фича для отдела саппорта, другая для отдела продаж, третья для маркетинга и т.дВ этом подходе мы используем метод Poker PlanningСам процесс по шагам выглядит так:Продакт- менеджер с командой обсуждают пользу каждой фичи и ставят свою оценку от 1 до 3. Где 3 “супер полезно”, а 1 “минимально”. Записывается среднее значение в таблицу.Тоже самое повторяем с оценкой затрат. Важно: затраты нужно обсуждать не с коллегой на кухне, а непосредственно с теми кто выполняет задачу.Получаем соотношение польза/затраты и видим, что 1 и 3 задача лидируют- значит, их можно взять в ближайший спринт.RICEДанный подход был разработан в компании Intercom. После тестов ребята остановили на 4 важных факторах:Reach (охват) — скольким пользователям мы улучшим жизнь?Охват измеряется количеством людей / событий за период времени.Impact (эффект) — насколько мы улучшим жизнь нашим пользователям?Воздействие трудно измерить довольно точно. Поэтому для удобства можно сделать следующие варианты: 3 для “сильного воздействия”, 2 для “высокого”, 1 “для среднего”, 0,5 “для низкого” и 0,25 для “минимального”.Confidence (уверенность) — насколько мы уверены, что вообще можем что-то улучшить?Здесь есть 3 градации уверенности:100% — высокая80% — средняя50% — низкаяEffort (усилия) — сколько времени нам понадобится, чтобы реализовать задуманное?В основном измеряется в “человеко-месяцах”. То есть объем работы, которую человек может выполнить за 1 месяц. Используем по возможности целые числа. Если 1 месяц, то значение 1,0. Если занимает меньше месяца, то значение 0,5.Далее после того как умножим первые 3 параметра друг на друга и поделим на усилия, мы получаем итоговый счет. Чем выше счет тем важнее реализация той или иной задачи.MoSCoWМетод MoSCoW позволяет разделить все активности, «хотелки» и вновь прилетающие задачи на 4 категории, что намного эффективнее.Must — то, что необходимо сделать в любом случае. Без выполнения этих задач продукт не будет работать в принципе.Should — не самые важные требования, но они тоже должны быть выполнены. Естественно, после реализации «must».Could — желательные требования, которые можно сделать, если останется время и будут ресурсы.Would — требования, которые хотелось бы сделать, но их можно проигнорировать или перенести на следующие релизы без вреда для продукта.Отсюда как раз идет аббревиатура MoSCoW. Разберем данный подход на примере ремонта новой квартиры в новостройке:M — делаем электричество, трубопровод, клеим обои, кладем плитку или паркет. Устанавливаем туалет, ванну, делаем кухню и базово в спальню хотя бы просто кровать.S — покупаем мебель, шкафы, холодильник, микроволновку, стол, стулья, стиральную машину.C — установка посудомойки, дополнительные шкафы, кран с вытягивающимся шлангом,подсветка по периметру шкафов или на потолке.W — сервоприводы для ящиков, подсветка внутри шкафов, крутящаяся полка для углового шкафа, акустическая система, сетка на окнах от комаров, теплый пол, видеодомофон.Плюсы: просто, быстро, понятно заказчику (если это не технический специалист).Минусы: не сильно объективно, не учитывается техническая сложность и рискиICE Scoring: Как это работает?Рассчитайте оценку для каждой фичи или идеи, согласно формуле:Влияние показывает, насколько ваша идея положительно повлияет на ключевой показатель, который вы пытаетесь улучшить.Легкость реализации— это о простоте реализации. Это оценка того, сколько усилий и ресурсов требуется для реализации этой идеи.Уверенность показывает, насколько вы уверены в оценках влияния и легкости реализации.В ICE используется шкала от 1 до 10 чтобы все факторы сбалансированно влияли на итоговый бал. Вы можете подразумевать под 1–10 то что вам нужно, лишь бы значения были согласованы между собой.В качестве примера, применим это к фиче «Виджеты для Dashboard»:Влияние: насколько это будет эффективно? Что это даст нашим пользователям и их целям и задачам?Легкость реализации: насколько легко будет разрабатывать, тестировать и запускать эту фичу?Уверенность: как я могу быть уверен, что эта фича приведет к такому улучшению, которое я описал в Impact и займет столько-то времени?Недостатки ICEICE Scoring иногда подвергается критике за его субъективность:одна и та же фича может оцениваться по-разному одним и тем же лицом в разное время. Это может повлиять на окончательный список приоритетов.если разные люди оценивают фичи — все они будут оценивать ее по-разному.члены команды, которые хотят, чтобы их фичи были приоритетными, могут манипулировать результатами, чтобы получить аппрув.РезюмеОписанные в статье подходы к приоритизации не единственные, но почти все они базируются на одних и тех же принципах.В заключении приведу краткий алгоритм приоритизации:1. Найдите ТОП-3 ключевые метрики для конкретного сервиса.2. Соберите гипотезы для прокачки этих метрик: из бэклога или вне его.3. Если рынок новый — используйте качественные методы: спрашивайте у потенциальных юзеров, чем они сейчас пользуются.4. Проведите быструю оценку и отбросьте «слабые» фичи.5. Проведите детальную оценку оставшихся фичей.