Как провалилась компания стоимостью миллиард долларов, которая могла стать Amazon

Интересно читать про гигантов и успехи, но еще интереснее посмотреть на тех, кто был близок к успеху и провалился. Перевод и адаптация статьи от автора telegram канала про IT продукты Алексея Арефьева.

Фото с unsplash.com
Фото с unsplash.com

Несмотря на огромный успех компании Amazon, она была явно не первой, кто начал качать онлайн торговлю. Многие пытались «продавать что-то в интернете» ещё задолго до Amazon… и провалились, но почему?

История компании CDNow и интервью с ее основателем, ответит на этот вопрос.

Когда все было хорошо

Джейсон Олим основал компанию под названием CDNow. Ребята занимались продажей компакт дисков через интернет. Еще до Amazon его фирма долгое время была лидером в области онлайн торговли: капитализация CDNow на пике в 1998 достигала 1 млрд долларов.

Можно предположить, что продаваемый товар был причиной неудачи. И вправду, кто до сих пор слушает музыку через CD диски? Но не забывайте, что Амазон начала своё восхождение с продажи книг. Тем более для 90х диски были в полном ходу.

Amazon.com и CDNow.com начали с очень похожих вебсайтов, продающих аналогичные типы товаров. На деле, CDNow на первых парах был намного успешнее. Его запустили до Amazon и, как говорит Джейсон, компания начала набирать популярность в первый же год работы.

У нас не было проблем с вовлечением людей в наш сервис… Мы развивались семимильными шагами. За второй год мы заработали пару миллионов долларов. За третий – 6 миллионов. Это был чистейший рост.

Джейсон Олим, основатель CDNow

За пару лет CDNow вырос от двух рабочих – Джейсона и его сооснователя, до 500+ рабочих, сотен миллионов долларов дохода, и куче филиалов по всему миру.

В компании рождались прорывные решения:

- команда буквально изобрела онлайн корзину, до этого её просто не существовало в принципе

- заказала первую онлайн рекламу

- разработала свою прогу для онлайн покупок

Сегодня все это ассоциируется с Amazon, но CDNow использовал их раньше. К несчастью основателя, это не помогло им удержать лидерство и, как он упоминает в интервью, на то была очень важная причина.

Важная причина

Когда Джейсон рассказывал о своём опыте в создании CDNow, он объяснил почему его компания не стала настолько успешной, как Amazon:

Я в отличие от Джеффа Безоса был слеп. У него была правильная идея, которую пропустил я – «Если ты можешь купить одну вещь, ты можешь купить что угодно.». Задумка в создании отдельного музыкального онлайн магазина просто не имела смысла, и в то время я не обратил на это внимания… Мы должны были отойти от музыки, но вместо этого мы погрузились в неё ещё сильнее, считая, что это и есть путь к решению всех проблем.

Джейсон Олим, основатель CDNow

Джейсон говорит, что проиграл Amazon, потому что не смог распознать глобальные перемены, перетягивающие всю торговлю из оффлайна в онлайн. На первый взгляд, это очень логичная причина проигрыша в этой гонке. Быть слепым, быть слишком зацикленным на специализации предприятия – это одна из самых важных и распространённых причин, по которым лидеры рынка терпят неудачу.

Будучи лидером рынка CDNow находился у истоков совершенно новой индустрии, которая только начинала менять мир. Конечно, это довольно завидная позиция, но, одновременно с этим, очень сложная, ведь он был первым в этой сфере.

Что значит первый

Испытание, с которым пришлось столкнуться Джейсону, большинство предпринимателей просто не понимают. Многие считают, что быть первым на рынке – это хорошо. У этого даже есть название – «Преимущество первого», но, на деле быть первым на рынке - значит совсем другое:

Я не думаю, что для нас преимущество первого стало превосходством, ведь каждый день нам приходилось решать уникальные проблемы. Я даже часто шутил, что мы – первопроходцы, подстреленные со спины. Во многих случаях легче быть быстрым последователем.

Джейсон Олим, основатель CDNow

Джейсон говорит, что, когда вы первые на новом быстрорастущем рынке, у вас будут трудности с решением каждой новой уникальной проблемы. Это очень тяжёлое положение. Это настолько тяжело, что часто всё заканчивается крахом компаний – первопроходцев.

Быстрые последователи – это компании, которые идут сразу после лидеров рынка, учатся на их ошибках, и потом неожиданно обходят лидеров, уставших от десятикратной нагрузки.

По сути, это очень похоже на гонку. В гонках самые успешные пилоты довольно редко постоянно удерживают первые позиции на протяжении всего соревнования. Вместо этого они просто садятся на хвост лидера, давая ему бороться с сильным сопротивлением воздуха. В конце концов, дополнительное давление заставляет лидера сбросить скорость, и именно в этот момент быстрый последователь обгоняет его.

Если вы основали стартап, то вам следует придерживаться аналогичной тактики. В первое время, пока рынок формируется, не пытайтесь стать лидером. Оставайтесь позади на протяжении нескольких лет, следуя по пути лидера, и ждите идеального момента занять ведущую позицию.

Тот самый момент обязательно настанет, просто надо его дождаться. Это именно то, что Безос и Amazon сделали с CDNow. После пяти лет лидерства на рынке онлайн торговли, CDNow рухнула, и Amazon забрала первенство себе. Это первенство она удерживает уже 20 лет, в то время как CDNow канул в небытие.

Итого (от автора/переводчика)

Поделюсь основными мыслями, которые возникли пока готовил материал:

1. Периодически поднимай голову и мысли шире, нежели конкретной задачей (пример «продажа дисков»). Только ли диски можно продавать в интернете или еще что-то? Что в целом с продажами в онлайне?

Часто в работе, мы погружаемся настолько глубоко в продукт/процессы, что забываем про мир вокруг и то, что там происходит. Как следствие, перестаем видеть реальность и перспективы.

Устраивайте для себя периодические чеки (раз в квартал/полгода) того, чем занимаетесь. Ок, я отвечаю за это, но если посмотреть шире, то что? А, если еще шире?

Подобная практика поможет развивать видение и стратегию в долгосроке.

2.Не спеши лезть вперед, но это не точно

Круто, когда есть на кого посмотреть на рынке, у кого стащить идеи и в какой-то момент «выскочить» вперед, но все не так однозначно…

Ситуации бывают разные:

- ты можешь следовать за лидером, но потерять в принципе возможность откусить сочный кусок рынка, потому что лидер вырвется настолько вперед, что его уже не догнать

- ты можешь периодически меняться с лидером местами и в долгосрочной гонке просто не рассчитать силы/ресурсы/энергию и провалиться

- ты можешь (подставьте что-нибудь еще)

В целом, мораль понятна – удобно идти за лидером, но в жизни приходится адаптироваться под ситуации и менять все налету. Поэтому на уровне тактики, скорее важна скорость изменений, чтобы использовать «тот самый момент» и не упустить его.

Алексей А.

---

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своими мыслями/откровениями, если они у вас родились, пока читали статью. Интересно вытащить практические рекомендации, которые каждый из нас сможет использовать в будущем.

7676
42 комментария

 на первых парах

Амазон никак не мог заставить себя проснуться к первой паре? 

21

Войдите в положение, вы сами то не часто просыпались наверняка) 

7

много букв

Наоборот, маловато. 

20

вам в Тик-Ток нужно

14

Зачем вы вообще в интернет зашли?