Темные паттерны UX

Темнее некуда
Темнее некуда

Тебе когда-нибудь приходилось сталкиваться с тем, что видишь на прилавке одну цену, а вот на кассе пробивают совсем другую? Поздравляю, ты попался в ловушку «Темных паттернов».

"Плохой дизайнер запутает случайно, хороший дизайнер сделает это умышленно"

Все дело в том, что ценника, обычно в таких ситуациях, два. Бóльшим размером показывают цену, с учетом различных акций, а вот цена поменьше (фактический размер, но не сумма) – изначальная цена. Ну ты же тут не из-за ценников, верно? Обо всем по порядку.

Происхождение термина

Он был придуман Гарри Бригнуллом, практикующим UX-дизайнером, основателем darkpatterns.org, в 2010 году. Полное определение звучит так:

Пользовательский интерфейс, который был тщательно разработан, чтобы заставить пользователя совершить то или иное действие. Темные паттерны — не случайные ошибки, они создаются специально с учетом особенностей человеческой психики и зачастую противоречат интересам пользователя.

Причиной появления стали многие технологические гиганты, такие как: Facebook, Microsoft, LinkedIn, Amazon, Apple и многие другие.

К слову, в 1990 году Якоб Нильсен совместно с Рольфом Моличем сформулировал десять эвристик — правил, которым должен соответствовать удобный пользовательский интерфейс. Несмотря на то, что речь про реальный мир, но даже спустя 20 лет, они прекрасно работают и в инфтерфейсах.

Цели

"Работает – не трожь". Я думаю, такими мыслями и руководствовались создатели первых, коммерческих сайтов. Помнишь про ценники? Логика остается такой же, подход другой. Цель – манипуляция вниманием и извлечение моментальной выгоды. Дизайнер умышленно будет делать акценты, создавать сценарии и придумывать "упрощения", под которыми кроется реальная причина – выгода сервиса. Ты не должен задавать вопросов "Почему? А как?", ты должен думать (именно думать), что идешь в правильном направлении и все так, как и планировал. Но на самом деле, в большинстве случаев, сервис уже получил выгоду с тебя.
Однако, надо понимать, что темные паттерны используют практически все сервисы, на сегодняшний день. Неважно, будь это онлайн-магазин или социальная сеть. Кроме того, сами инструменты становятся все более изысканными из-за чего, даже "подкованный" пользователь, не поймет, что его провели "по тропам".

Примеры

Несколько примеров, как сервисы, в том числе и гиганты индустрии" злоупотребляют доверием пользователя.

Подписка на рассылку

Упс, кто не заметил, тот подписался...
Упс, кто не заметил, тот подписался...

Один из самых популярных, среди популярных вариантов манипуляции, когда "чек" на подписку уже поставлен за пользователя. Как показывает практика, именно к этому варианту, многие привыкли, но справедливо заметить, что не все. Любимое место: регистрация в сервисе. Предполагается, что пользователь в спешке (и самые продвинутые сервисы, максимально отвлекают внимание от этого места, заранее сообщая о различных "бонусах", чтобы он не обращал внимание на детали) нажал кнопку "регистрация", попутно – подписавшись на рассылку.
Справедливо отмечу, что регуляторы активно блокируют такую манипуляцию.

Ловушка для тараканов

Что?
Что?

Первая мысль, которая может возникнуть у пользователя "какой ответ правильный?", оно и понятно. Цель такого сценария: запутать пользователя, чтобы удержать в сервисе. Вместо того, чтобы просто предложить запомнить вход, используется такой некрасивый прием.
И да, ты все верно понял, это Microsoft. Это тот сценарий, на который я наткнулся больше года назад и запомнил навсегда. Можешь проверить сам, просто войди на сайт Microsoft, после логина встретит такое окно.

Отвлекающий маневр

Один из пяти, точно будет мой!
Один из пяти, точно будет мой!

Тоже, достаточно популярный прием. Дизайнер специально привлекает внимание к одному объекту, чтобы пользователь не заметил другой. Кредит же выгодно? Да, но сервису, в первую очередь.

На самом деле, примеров сотни и даже тысячи. Я лишь привел парочку, для понимания.

Я в ловушке?

Ну, мы все в ловушке и уже давно. Сервисы настолько изощерены в своих подходах, что нет смысла задумываться о таком. Лучше думать о том, как не нарваться на новые. Да, надо понимать, реальность такова, что поход в интернет должен быть осторожным, а после посещения "мыть руки". Все же, это не сколько вопрос безопасности, сколько вопрос нервов, поэтому и подходы тут несколько прозаичные. К слову, большинство советов ниже, если не все, относятся к сервисам, которым ты не доверяешь.

Ведь, которым ты доверяешь, уже все от тебя получили и нечего переживать
😋

  • Если сервис требует почту/номер телефона, а тебе "только посмотреть", воспользуйся бесплатными генераторами одноразовых данных, благо их в сети полно. Спасешься от будущего спама.
  • Если тебе предлагают "простой вход" взамен "сложного", ибо так работает противопоставление, то лучше выбери последний вариант. Либо, можешь завести, назовем его "грязный ключ", гугл-аккаунт (в большинстве случаев требуется он), только для таких входов. Что может помочь и в первом варианте, чтобы не генерировать каждый раз новую почту/телефон.
  • Если вопрос ставит "в тупик", то правильным вариантом будет выбрать неочевидный ответ, если это по сценарию не возвращает обратно. Иначе выбор без выбора.
  • Будь внимателен. Совет простой, да не все его исполняют. Все галочки, необязательные поля, кричащие кнопки – потенциальные враги, сначала читаем, потом выполняем действие. Кстати, касательно кнопок, если заметил на кнопке надпись "AD", знай, тебе подсунут рекламу.
  • Вводи данные карты только там, где ты уверен на 101%, в чистоте сервиса. Опять же, в данном контексте, вопрос не сколько в безопасности, сколько в последующих нервах. Порой очень и очень сложно отменить подписку. Даже, если в моменте предлагают "за 1 рубль".
    Тут нужно уточнить, что говоря о чистоте сервиса, подразумевается не только посредник, который может быть у него (любой известный банк, платежный сервис и т.д., ведь они только "передают платеж"), а сам сервис, который предоставляет услуги. Именно условия определяют твое дальнейшее настроение.
  • И последнее, запоминай все сценарии, подходы, которые тебе показались, как минимум, "странными". Нет, это не значит, что необходимо с ручкой, судорожно записывать все, что попадается на глаза. Иногда, "простой" вход, действительно сделан для упрощения. Все определяет контекст. Просто, как я и говорил ранее, будь внимательнее и обращай внимание за происходящим на экране. Со временем, будет представления о тех ловушках, которыми пользуются сервисы, которые ты посещаешь и им похожие. Несмотря на то, что они могут быть разные, одна тематика может подсказать тебе, как на твоем внимании могут сыграть. Предупрежден, значит вооружен.

Законодательное регулирование

Разные страны, в той или иной степени, пытаются этому противостоять. Ведь, как я упомянул в самом начале, такие паттерны могут применяться не только в сети, но и в офлайне. Понятно, что купить газировку на 20 рублей дороже, чем предполагал изначально – обидно. Но это не самое страшное. Можно подписать документ и не увидеть "мелкий шрифт". А после ждет множество трат и нервотрепки.
Дабы предупредить это, например в России, существует ГОСТ Р 7.0.97-2016, который рекомендует использовать шрифты с кеглем(размером) 12, 13 и 14. Формально ГОСТ – рекомендация и не более. Однако суды учитывают эти рекомендательные акты. Так, в 2001 г., Верховный суд РФ, указал, что не может быть использован документ, который фактически невозможно прочитать из-за особенностей каллиграфии или своеобразия. Ссылаясь на данный гост.
К слову, в 2021 г., в США, законодательно запретили темные паттерны в интерфейсах. Калифорния – первый штат, который запретил манипулирование вниманием пользователя. Об этом сообщил Insider. Точного списка в законе нет. Но, большая часть была позаимствована у UX-специалиста Гарри Бригнулль.

Итог

Темные паттерны – это не этично. Те сервисы, которые бездумно гоняться за прибылью, "на дистанции" потеряют больше, чем заработают в моменте. Потому что пользователь может быть глуп, но он не дурак. Сейчас ему можно навязать подписку или оформить кредит, но после этого будет осадок, который распространиться на друзей и знакомых. Я сильно сомневаюсь, что пользователь сам захочет далее пользоваться сервисом. А как известно, негативные эмоции имеют более выраженное проявление, в отличии от положительных.
Встает вопрос: "Совсем нельзя?". Это выбор каждого. Если воспринимать термин прямо – манипуляция вниманием, то я в своей работе редко, но использую такой подход. В каких-то моментах, например, для бесшовного перехода из одного сценария в другой. Не вижу ничего дурного, чтобы ограничено, без ущерба бизнесу и пользователю, делать более "дружелюбный" дизайн, порой, не совсем "дружелюбными" методами. Но надо понимать, что это не критичные действия, они не влияют на конечное, осознанное решение пользователя.
Все полезно в меру, необходимо уметь соблюдать баланс.

И помни, дизайнер – адвокат пользователя, а не его разоритель 😉
Просто мы, иногда, ведем себя плохо..

22
Начать дискуссию