{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Незаконное использование товарного знака

товарный знак

Нарушение прав на товарный знак

Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг. На него признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством, которое выдает Роспатент (ст. 1477, 1481, 1482 ГК РФ).

Это могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Возьмем для примера мультфильмы. В качестве товарных знаков зарегистрированы не только сами их названия, но и изображения всех основных персонажей. Например, товарный знак компании АО «СТС» в виде изображения одного из героев "Карамелька".

Таким образом, на простой детской игрушке стоимостью несколько сотен или даже десятков рублей может быть изображено несколько товарных знаков.

Исключительное право на товарный знак или что такое «контрафакт»

Правообладателю, принадлежит исключительное право использования товарного знака, в частности путем размещения товарного знака:

  • на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров;
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • в сети "Интернет".

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Это и есть незаконное использование товарного знака.

«Легальный» товар произведен самим правообладателем, по его заказу или с его разрешения. Как правило, оптовыми поставщиками таких товаров являются крупные официальные дистрибьюторы на территории России. У них с правообладателями заключены необходимые договоры. Эти товары можно покупать и перепродавать абсолютно законно.

В отношении них действует принцип «исчерпания прав». Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия (ст. 1487 ГК РФ).

Товар, который произведен или ввезен в Россию без разрешения правообладателя, является «контрафактным» и нарушает права на товарный знак.

Гражданско-правовая ответственность за незаконное использование товарного знака, например за реализацию контрафактной продукции

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 1250, п. 1 ст. 1252 ГК РФ) по требованию правообладателя могут, применить следующие меры:

  • изъять из оборота и уничтожить без какой-либо компенсации контрафактные товары
  • взыскать убытки или потребовать компенсацию вместо убытков (по выбору правообладателя) за нарушение исключительных прав, например, в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения (п. 4 ст. 1515 ГК РФ);
  • ликвидировать организацию-нарушителя, если она по своей вине неоднократно или грубо нарушит исключительные права. Также могут прекратить деятельность гражданина в качестве ИП, если он по своей вине допустил такие нарушения в рамках предпринимательской деятельности (ст. 1253 ГК РФ).

В настоящее время множество специальных организаций, действуя в интересах правообладателей, профессионально проводят мониторинг рынка. Их сотрудники посещают торговые объекты и при обнаружении контрафакта проводят его закупку со скрытой видеозаписью.

ВАЖНО! факт приобретения товара у оптового поставщика не снимает ответственности с розничного продавца. В этой цепочке каждый является самостоятельным нарушителем. Предприниматель должен самостоятельно убедиться в том, что товар лицензионный – запросить соответствующие документы у поставщика.

Порядок действий после получения претензии за нарушение прав на товарный знак

  • Удостовериться в наличии действующего товарного знака в базе Роспатента и проверить в отношении каких товаров он зарегистрирован.
  • Проверить доверенность отправителя – срок ее действия, объем полномочий и пр.
  • Связаться с отправителем и потребовать для ознакомления видеозапись закупки товара. Как правило, ее не прилагают к претензии. Дело в том, что проверяющий при проведении скрытой съемки может допустить ошибку. Основные моменты на которые необходимо обратить внимание:
  • привязка торговой точки к адресу и ее индивидуализация (вход, вывеска и пр.);
  • четкая видимость контрафактного товара и его индивидуальных признаков;
  • фиксация момента сделки: передача денег, товара и чека;
  • крупные планы чека с различимыми всеми его реквизитами;
  • непрерывность всего процесса съемки и некоторые другие важные детали.

Если обнаружили существенные ошибки в съемке – есть все шансы избежать юридической ответственность вследствие недоказанности факта покупки товара именно в вашей торговой точке.

  • Подготовить обоснованный ответ на претензию и отправить его заказным почтовым отправлением с описью вложения.

Если есть основания считать факт продажи товара недоказанным, то в ответе надо прямо указать на то, что данный товар вами не продавался и нарушений вы не допускали.

В большинстве случаев проверяющие действуют грамотно. Механизм отлажен и многократно проверен в судах. Такие компании как «Сеть телевизионных станций», «Кинокомпания СТВ», Студия анимационного кино «Мельница» проводят масштабную системную работу по выявлению нарушений и взысканию денежных компенсаций.

Основным вопросом в таких делах является именно размер денежной компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта нарушения, при этом правообладатель не обязан доказывать факт несения убытков и их размер. Размещение нескольких разных товарных знаков на одном товаре является нарушением исключительного права на каждый такой знак (абзац третий пункта 3 статьи 1252 ГК РФ). Именно поэтому, за продажу одного товара могут требовать компенсации в несколько десятков тысяч рублей. Как правило, исходят из принципа взыскания минимального размера компенсации – 10 000 рублей за каждый товарный знак.

Если Вы получили такое «письмо счастья», не его стоит игнорировать. В большинстве случаев последует иск в арбитражный суд.

В любом вопросе важен индивидуальный подход и внимание к деталям, узнать все подробно и получить образец ответа на претензию по факту нарушения прав на товарный знак вы можете здесь

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда