Право на обращение в органы власти

Право на обращение в органы власти

Право на обращение в органы власти закреплено Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Каждый из нас ежедневно сталкивается с множеством проблем, нарушений и недостатков в сфере благоустройства, организации дорожного движения, работы коммунальных служб и многих других областях жизни. Не надо ошибочно полагать, что повлиять на что-то вы не в силах. Для начала необходимо обратить внимание на существующую проблему. Большинство вопросов решается государственными, муниципальными органами.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в органы власти и в государственные и муниципальные учреждения (ст. 2 Закона № 59-ФЗ).

Как правильно написать обращение в органы власти

Не секрет, что чиновники по-разному относятся к обращениям – одни рассматривают более тщательно и ответственно, на другие дают «отписки». Грамотно составленному обращению будет уделено гораздо большее внимание. В контексте закона обращение – это предложение, заявление или жалоба, а не абстрактный текст непонятно о чем.

Обращение может содержать:

  • ваши рекомендации по совершенствованию законов, деятельности государственных органов, улучшению социально-экономической жизни общества;
  • просьбу о содействии в реализации прав, либо сообщение о нарушении законов, недостатках в работе органов власти, критику их деятельности;
  • требование о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов.

Порядок подачи обращения в органы власти

письменное обращение на бумаге

  • обязательно укажите либо наименование органа, в которые направляете письменное обращение, либо ФИО соответствующего должностного лица, либо его должность;
  • свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ;
  • напишите суть обращения и поставьте личную подпись и дату;
  • если нужно приложите документы и материалы либо их копии.

обращение в электронном виде

  • укажите свои фамилию, имя, отчество и адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ;
  • если нужно приложите копии документов и материалов в электронной форме;
  • направьте письмо на официальную электронную почту органа, либо воспользуйтесь специальной формой на его официальном сайте.

В ходе подготовки обращения обратите внимание на следующее:

  • Если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
  • Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
  • В случае если в нем содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, орган вправе оставить обращение без ответа и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
  • Текст не поддается прочтению, ответ на него не дается.
  • Обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на него не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в иной государственный орган, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину.
  • Содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы, и при этом не приводятся новые доводы, орган вправе принять решение о прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. Об этом уведомляется гражданин, направивший обращение.

Порядок рассмотрения обращения гражданина

  • обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления,
  • если обращение, содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа, оно направляется в другой орган. Ответа о том, что вы написали «не туда» просто не может быть. Орган обязан уведомить о том, куда он направил обращение. В итоге вы все равно получите ответ по существу вопроса.
  • обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях руководитель органа вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о вас об этом.

Права гражданина при рассмотрении обращения в органы власти

  • представлять дополнительные документы, в том числе в электронной форме;
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
  • обращаться с жалобой на принятое по обращению решение в судебном порядке;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением в органы власти

  • запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в орган власти с критикой его деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав.
  • при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Подробнее об обращениях граждан и защите прав человека здесь

Начать дискуссию