{"id":13518,"url":"\/distributions\/13518\/click?bit=1&hash=01aeb7be7a3d2bac99d8a637a910bcc514e181032df828de07dec1faaac7c769","title":"\u0414\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u0432 \u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043d\u0430 \u00ab\u0410\u0432\u0438\u0442\u043e\u00bb \u0434\u0438\u0432\u0430\u043d","buttonText":"\u0422\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e","imageUuid":"697d4fdc-671f-5806-881d-4d6f0b0621e0","isPaidAndBannersEnabled":false}
Inquisitor Today

Мифы об инквизиции

Нас часто спрашивают, почему мы назвали детективное агентство «Inquisitor» и мы отвечаем, что «inquisitio» переводится с латыни — расследование. А инквизитор — тот, кто его проводит.

Франсиско Гойя - "Шабаш Ведьм"

Тем не менее, злые языки пытаются поймать нас на использовании устоявшегося образа инквизиции, мифов в котором предостаточно.В этом посте мы разберем главные из них 🔥

1. Монолитная организация

Инквизиция была создана в ХIII для борьбы с альбигойской и вальденской ересью. В ХIV-XV веке полномочия инквизиции были расширены для расследования преступлений против нравственности (детоубийство, ритуальный разврат, содомия), позднее инквизиторы стали расследовать ведовство, но не все случаи, а только те, где в обрядах использовались сакральные символы христианства (святая вода, миро, ладан ит. д.)

«Новая», или Испанская инквизиция создана в 1478 на испано-португальском союзе Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской.

Новый орган находился под государственным надзором (Супрема), а не папским (Папа Климент VII осуждал методы новой инквизиции)

2. Инквизиция = мракобесие

Нет, скорее наоборот, инквизиция была торжеством разума.Обвинения в ереси и колдовстве исходили, в основном, от простолюдинов. Но это не «обвинения» в привычном нам, юридическом смысле. Инквизиция спасала людей от судов Линча, не давая толпе расправляться с несчастными на месте.

Появились цивилизационные формы расследования, судопроизводства и тщательного разбора каждого дела.

Большинство приговоров Святого Отдела Расследований были оправдательными: 99-91% (в зависимости от страны)

3. Инквизиторы пытали

В светских судах пытки были стандартным инструментом дознания, инквизиция же смягчила этот процесс. Например, нельзя было пытать женщин, детей и тех, кому за 70.

Подавляющее большинство пыток — это одиночная камера и ограничение в питании. В некоторых случаях, если человек подозревался в криминальном преступлении, к нему применялись орудия пыток (не более 15 минут и под присмотром врача, не должна проливаться кровь)

Сами инквизиторы не имели права никого пытать, для этого были местные «муниципальные» или сеньорские тюремщики.

И да, судя по документам, пытки применялись в 2% случаев.

4. Миллионы жертв

Между 1550 и 1800 годами перед судом инквизиций предстало около 150 тыс. человек, но лишь 3000 из них были приговорены к смерти: большая часть судов крупных европейских стран имеет гораздо более высокие показатели между XVI и XVII годами.

Ранее представлялось, что инквизиторы, тщательно соблюдавшие анонимность своих информаторов, в меньшей степени заботились о правах обвиняемых, чем светские суды. Но последние исследования показывают, что инквизиторы были более проницательными психологами, нежели светские судьи, и оказывались вполне способными прийти к корректному — а зачастую и снисходительному приговору.

Ульям Монтер — «Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени»

5. Аутодафе это сожжение

Аутодафе — (Порт. auto da fe — акт веры) публичное оглашение приговора. Частные аутодафе проводились несколько раз в год, а общие, на которых число осужденных измерялось сотнями, были приурочены к событиям исключительной государственной важности, таким как коронация монарха.

По своей сути, аутодафе было актом консолидации общества, его примирением с церковью.

Посмотрите картину Франсиско Риси, где показано аутодафе на площади Майор в Мадриде.

Аутодафе в Мадриде Франсиско Риси

Больше похоже на праздник, не так ли?

Основные наказания на аутодафе были штрафами, конфискацией имущества, или каноническими — паломничество в Святую Землю, ношение вышитых крестов на одежде и т.д.

Именно к смерти были приговорены 775 человек из 49092 (1505-1700г, Исп.)

5. Преследование учёных

Говоря о взаимоотношениях инквизиции и науки, прежде всего стоит вспомнить, что до XVII в., а чаще всего и до XVIII века, учёные, в значительной части, были клириками. Преподаватели университетов имели священный сан и активно участвовали не только в теологических, но и в научных спорах.

По поводу Джордано Бруно:Джордано Бруно можно назвать учёным с большой натяжкой, ведь он верил в астрологию, занимался оккультизмом и создал секту «Новая философия».

Казнили его не за убеждение в истинности гелиоцентрической системы, а за пропаганду ереси среди своих студентов и отрицание догматов христианства.

При том, что он был монахом.Инквизиторы пытались переубедить Бруно (и тем самым сохранить ему жизнь) на протяжении 7 лет, ведя с ним теологические споры, но признали случай безнадёжным.

6. Молот Ведьм

До XVI века католическая церковь прохладно относилась к преследованию ведьм, считая это дикостью и суевериями.Само существование ведьм считалось спорным. Тем не менее, в рядах инквизиции были свои «оригиналы», такие как Генрих Крамер, который боролся с ведьмами в Бриксенском епископстве, в том числе провёл судебный процесс в Иннсбруке.Однако, против него выступили представители всех социальных слоёв города. Когда дело приняло угрожающий оборот, местный епископ, чтобы остановить волну недовольства, освободил обвиняемых женщин и отменил приговоры инквизиции.

Крамеру было предложено уехать. В ответ, чтобы оправдать свои действия, в декабре 1486 года он написал знаменитую книгу «Молот ведьм», которая, впоследствии, была осуждена инквизицией.

7. La Leyenda Negra

Большинство того, что мы сейчас «знаем» об инквизиции — плод Чёрной легенды (Исп. La Leyenda Negra) — протестантской пропаганды времён Контрреформации.

Британия, Франция и Нидерланды преуспели в очернении религиозных оппонентов, приписывая им те грехи, которых просто не было, как показывают поздние исследования архивов.

Антикатолическая пропаганда отразилась и на образе инквизиции в культуре (Ф. Шиллер — «Дон Карлос», одноименная опера Джузеппе Верди, Эдгар По — «Колодец и маятник», Ф. Достоевский — «Братья Карамазовы», в образе Великого Инквизитора, Умберто Эко — «Имя Розы»)

0
1 комментарий
Viktor Andrusenko

Потрясающая статья.Она практически полностью сходится с тезисами лекции про инквизицию украинского философа Андрея Баумейстера.Содержательно.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null