Только одному из четырёх сотрудников российских компаний по-настоящему повезло с руководителем

Эксперты СберУниверситета поделились данными исследования, в котором выделили девять типов деструктивного поведения руководителей и рассказали, как это мешает развитию компании.

Только одному из четырёх сотрудников российских компаний по-настоящему повезло с руководителем

В основе проведенного исследования лежит обзор научной литературы, экспертные интервью и опрос сотрудников российских компаний, в котором приняли участие 518 респондентов.

По результатам опроса, 72% сотрудников регулярно сталкиваются хотя бы с одним из девяти видов деструктивного поведения со стороны начальства.

В топ-3 по распространенности вошли:

  • Отсутствие эмпатии / сочувствия

54% респондентов систематически сталкиваются с недостатком сочувствия и эмпатии со стороны руководителя. При этом такое деструктивное проявление имеет наиболее выраженное влияние на сотрудников младших должностей. 90% специалистов считают, что такое поведение оказывает на них сильное психологическое воздействие.

  • Социальная изоляция / внутренняя сегрегация

47% респондентов регулярно сталкиваются с проявлениями социальной изоляции со стороны руководителя. 82% респондентов испытывают умеренное или существенное психологическое давление при столкновении с таким поведением. Особенно остро воспринимают социальную изоляцию сотрудники крупных компаний: 90% респондентов этой категории демонстрируют значительную чувствительность к этой проблеме.

  • Подмена понятий, искажение мыслей, доведение до абсурда

44% респондентов регулярно сталкиваются с подменой понятий со стороны руководителя. 68% респондентов испытывают значительное негативное влияние такого поведения на свое психологическое состояние. При этом чем выше уровень должности респондентов, тем чаще они отмечают такое поведение у своих руководителей. Так, представители команды топ-менеджмента почти в 1,5 раза чаще, чем рядовые специалисты, сталкиваются с подменой понятий со стороны руководителя.

Также сотрудники российских компаний регулярно испытывают следующие типы деструктивных проявлений:

● политика двойных стандартов (43% респондентов)

● негативные обобщения (29% респондентов)

● запугивание (28% респондентов)

● газлайтинг (25% респондентов)

● нападки на самооценку (24% респондентов)

● поведение «жертва-преследователь», когда руководитель предстает в роли «жертвы» обстоятельств, но одновременно агрессивно критикует других (23% респондентов)

В исследовании описаны последствия деструктивного поведения руководителей. Так, например, социальная изоляция – одна из самых сложно переживаемых организационных проблем. На основании данных МРТ ученые обнаружили, что люди воспринимают боль от социальных проблем на таком же уровне, что и боль физическую. Деструктивное лидерство негативно сказывается на финансовых результатах компании, приводя к росту текучести кадров, снижению инициативности сотрудников и использованию рабочего времени в личных целях.

В исследовании СберУниверситета рассматривается спектр корневых причин деструктивного поведения руководителей, выходящий за рамки привычных организационных факторов.

Алексей Суханов, руководитель Блока исследований СберУниверситета, отмечает:

«Нельзя “обвинять” руководителей в токсичности, в намеренном желании причинять вред. Важно комплексно смотреть на ситуацию и помнить, что подобные проявления в организации возможны только при одновременном соблюдении следующих условий:

● потенциально токсичный руководитель, не желающий и/или не умеющий работать над собой;

● молчаливое согласие или даже поддержка деструктивного поведения со стороны команды;

● благоприятная для такого поведения организационная среда».

22
Начать дискуссию