Как руководителю пережить трансформацию в бизнесе?

Трансформацию пережить невозможно — в ней нужно уметь жить перманентно, эффективно работая с командой и сохраняя энергию для дальнейших изменений.

Вместе с изменениями в мире приходится трансформироваться и компаниям. И этот процесс совершенно естественен и структурен при обычных обстоятельствах. Но как работать в условиях перемен, где искать внутренние силы и что поможет быть первым во времена больших и маленьких изменений? О своем опыте рассказывает Наталья Осипчук, руководитель коммерческого блока и и. о. ректора СберУниверситета.

Как руководителю пережить трансформацию в бизнесе?

Принцип № 1: Меняться самому

Первое, что нужно принять: нельзя подходить к трансформации как к “спринту”, к моменту приложения гиперусилий. Это неверный подход, который в конечном итоге приводит к выгоранию. Трансформация — это непрерывный процесс, который нужно проживать без надрывов, но уметь ускоряться и замедляться, чтобы осмыслить в правильную ли сторону двигается бизнес.

Один из способов освоить такой подход — активно учиться при любой возможности: в корпоративных университетах, в международных бизнес-школах или на отдельных курсах. При поддержке работодателя и самостоятельно. Это поможет двигаться по карьерной лестнице не линейно, а меняя сферы ответственности, а иногда и профессии внутри одной компании.

А еще сообщества очень помогают в развитии. Я сейчас состою в трёх комьюнити, где мы обмениваемся в формате р2р знаниями и опытом с коллегами-представителями образовательной индустрии, с СЕО компаний и топ-менеджерами.

По моему убеждению, внутренней мотивацией к постоянным изменениям служит стремление быть счастливым. Каждый человек понимает под «счастьем» разное, для меня — это реализация в разных сферах и создание чего-то полезного для общества.

Мой опыт показывает, что силы меняться внутренне и менять компанию есть, когда есть интересные задачи. Я, например, четыре раза поменяла свою профессиональную сферу в Сбере: от работы в аналитике инвестиционных проектов до развития бизнеса в дочерней компании. И каждая из этих профессий будет требовать разных навыков и компетенций.

Работа в Сбере дает возможность заниматься самыми разноплановыми задачами: создавать клиентоцентричный продукт, объединять команды вокруг больших целей, менять процессы, используя новые технологии. Когда ты видишь, как то, что ты делаешь, влияет на конечный результат, это вдохновляет двигаться дальше.

Принцип № 2: Регулярно переключаться

Это очень простое и очень жесткое правило одновременно: руководитель должен переключаться и отдыхать. У каждого человека свой собственный способ перезагрузиться: кто-то практикует медитацию, кто-то увлекается спортом или черпает вдохновение в путешествиях.

Мне помогает генерировать энергию и восстанавливаться физический мир. Как я научилась отмечать, мое психологическое состояние напрямую зависит от количества физической активности в жизни. Поэтому есть большое количество увлечений, связанных с экстремальными видами спорта — океанический серфинг, вейксерфинг и фридайвинг.

Когда тебя накрывает волной в океане, которая крутит и не отпускает, то нужно… расслабиться. Это поможет сохранить энергию и воздух в легких и, в конечном итоге, выплыть на поверхность. Иначе, усилия по борьбе с волной истратят все силы и свободный кислород. Очень люблю фразу “Ты не можешь сражаться с волнами, но ты можешь серфить”. И это очень схоже с тем, как я ощущаю себя внутри глобальных процессов изменений в работе.

Так, я практикую дни стратегий: стараюсь максимально расчистить календарь, чтобы там было два-три часа, не занятых встречами и звонками. Это дает возможность уединиться, чтобы подумать и проанализировать все, что произошло за неделю. Такие дни помогают понять, что ты сделал как руководитель, чтобы помочь компании достигнуть ее целей.

Другой способ переключиться — путешествия. Я предпочитаю небанальные маршруты, вдали от туристических достопримечательностей. В такой поездке мозг выстраивает новые нейронные связи. И когда ты приезжаешь домой, тебя посещает огромное количество идей, как можно изменить какие-то рабочие процессы.

Например, недавно мы озадачились идеей внедрить гибридное обучение, а также модернизировать нашу библиотеку в совершенно новое современное пространство. Часто вдохновением для таких изменений становятся места, архитектурные шедевры и технологические решения, которые ты встречаешь в поездках.

Недавно весь свой короткий отпуск я потратила на изучение инновационных решений, и я искренне считаю, что хороший менеджер должен развивать насмотренность, чтобы непрерывно обогащать свою команду новыми идеями.

Принцип № 3: Давать право на ошибку как себе, так и коллегам

У нас давно работает концепция Run–Change–Disrupt (Операционная деятельность–Изменения–Новые бизнесы).

  • Run. Если твоя работа находится в рамках операционной деятельности, то право на ошибку минимально. Все рабочие задачи стандартизированы и понятны, а отход от утвержденных стандартов может привести к критическим последствиям: возникновению рисков и финансовым потерям компании.
  • В Change больше свободы ошибаться. Главное, чтобы в конечном итоге эффект успешных внедрений существенно перекрывал эффект потерь от неудачных проектов.
  • В Disrupt когда речь идет о прорывных инновациях и новых рынках, голубых и красных океанах, ошибок избежать сложно и конверсия успеха часто приближается к берн рейту стартапов.

Когда мы запускаем новые продукты в СберУниверситете, мы тоже совершаем ошибки, но сейчас мы научились этим управлять. И это очень важно для любой компании. Если бизнес спотыкается на одном и том же, делая одинаковые ошибки, но не делая выводов, что-то не так с моделью управления.

Например, во время запуска одного из продуктов СберУниверситета мы начали не со стратегии, а с экстренных продаж. В результате мы неверно определили аудиторию и не смогли предложить ей нужный продукт. Но эта ошибка помогла нам разработать стратегию развития и трансформировать практически всю коммерческую деятельность компании.

Принцип № 4: Найти ментора

Менторы — это ролевая модель. Я обращалась к ним, когда хотела научиться управлять командами или расширить свое представление о том или ином направлении бизнеса. Важно найти ментора, которому будет тоже полезно общение с вами. Часто нужный человек уже есть в компании – это руководитель на одну-две ступени выше. Менти получает необходимые знания и советы в трудных ситуациях, а ментор — быстрое развитие направления, над которым работает его подопечный.

У меня долгое время был внешний ментор. Это был человек, который когда-то соприкоснулся с культурой Сбера и успел поработать на высокой позиции. Он вырос не в русской культуре и у него был совершенно иной взгляд на команду и инновации.

Мой переход из Run в Change был бы невозможен, если бы рядом со мной не было человека, который показывал, как работают инновации, как новые процессы меняют компанию, как лучше упаковать и преподнести управленческие решения. Мой ментор открыл мне целые культурные среды, в которых можно почерпнуть новые знания, и своим примером показал, как подходить к внедрению инноваций.

Поделюсь одним из его методов по внедрению инноваций в среду, которая сопротивляется изменениям, — всегда должно быть третье мнение. Например, один раз, когда мне пришлось убеждать коллег изменить бизнес-процессы, мы организовали поездку в Израиль — важно было показать, как устроена инновационная среда в другой стране. И когда участники увидели своими глазами, как все работает, процесс изменений пошел очень быстро и очень эффективно.

Принцип № 5: Уметь просить о помощи

На старте управленческой карьеры мне казалось, что просить о помощи — это слабость. Но оказалось, что это просто два разных подхода к тому, как перенимать опыт: можно смотреть видео экспертов, читать книги, а можно познакомиться с экспертом лично в этой сфере и послушать о его опыте и ошибках. Это два разных пути, которые приводят к одному результату, только с принципиально разной скоростью.

Можно и нужно просить о помощи, но не следует путать просьбу о помощи с перекладыванием ответственности. Помогать можно по-разному: ресурсами, политическим решением или советом.

У меня есть правило: если мне нужно попросить о помощи, я всегда приду с образом результата или с несколькими вариантами развития событий. И тогда я буду понимать, что не прошу, чтобы за меня приняли решение, а даю развилку и мы вместе обсуждаем, как я буду решать эту задачу.

Принцип № 6: Создавать команды

Достичь совершенства в умении подбирать команды невозможно. Есть много подходов и среди них не может быть единственно правильного. Есть способ, который либо подходит вам либо нет.

Слышала за свою карьеру несколько запоминающихся подходов к формированию команд «хороший человек – не значит хороший профессионал», «правильные люди на правильных местах» и тд.

Принцип подбора команд очень сильно зависит от типа бизнеса и культуры компании. Однажды мой знакомый руководитель сказал, что команды формирует по принципу не только профессиональных компетенций, но и желания с этими людьми общаться по-дружески вне офиса. Сейчас и я подбираю людей по принципу: «с кем я готова и на рабочий Олимп взбираться, и на настоящую гору взойти». Мы строим компанию в сфере, где многое, если не все, зависит от человека - и это означает, что ваши отношения не могут быть только в парадигме руководитель-подчиненный. Людей нужно видеть, понимать их истинные мотивы и желания, быть сотрудникоцентричным, иначе вести вперёд будет сложно.

На работе люди проводят вместе 10-14 часов в день и, если руководитель, покидая офис, с облегчением выкидывает все мысли о коллегах и подчиненных, то это очень плохой признак.

Совсем другое дело, когда у руководителя есть искреннее желание проводить время вместе с подчиненными в неформальной обстановке, делиться эмоциями и видеть в каждом члене команды человека, который может многое привнести в компанию. Это говорит о том, что ты готов не только “брать”, но и “давать” этому миру, этой команде и этому бизнесу. При этом система работы должна быть понятной: без непотизма, но на основе хороших человеческих отношений и понятных бизнес-задач.

Принцип № 7: Получать удовольствие

Делать что-то через силу, даже будучи очень эффективным менеджером, — не залог успеха. Выдерживать прессинг постоянных изменений, находить новые решения, договариваться с командой, решать сложные задачи — все это получается, когда вам действительно это нравится и вы умеете в этом находить свои радостные моменты. Если это не совсем ваша история, если вы понимаете, что таким вызовам вы предпочтете что-то более стабильное, то не стоит себя обманывать. Делать стоит только то, во что вы по-настоящему верите.

77
1 комментарий

Не хочется быть токсичной сволочью, но у вас в подводке к статье проявляется биполярка и фактически противоречит заголовку в формате "КАК? НИКАК" :) Зачем читать как с чем-то справиться если это невозможно?

Ответить