{"id":13840,"url":"\/distributions\/13840\/click?bit=1&hash=23a854ff92848dd15a7903eacb414978cdb42e99def6f55df88c5ac9c66030a6","title":"\u0420\u0435\u0444\u0435\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0430 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u043e\u0432 \u043e\u0442 Joom","buttonText":"\u0423\u0447\u0430\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"fa465a98-71b1-5a0d-8f7a-4b0e1990409a","isPaidAndBannersEnabled":false}

Агентство, штат или фриланс: кому делегировать маркетинг?

Перед любым растущим бизнесом в какой-то момент встает необходимость делегировать маркетинг. Я — Данил Симонов, СЕО digital-агентства Taktika, и в этой статье расскажу, кому лучше отдать эту задачу в зависимости от ваших целей — плюсы и минусы каждого варианта расписал ниже.

Пока не прочитали статью, скачайте наш чек-лист по контролю работы маркетолога и сверьтесь с ним: сколько из этих показателей вы отслеживаете сейчас? Напишите в комментариях!

А теперь — вперед, выбирать между агентством, штатом и фрилансом.

О чем стоит подумать в самом начале

Есть два вопроса, которые должен задать себе руководитель, прежде чем делегировать маркетинг компании. Первый:

Какие маркетинговые цели перед вами стоят?

Выбор исполнителя сильно зависит от того, какую задачу вы планируете решить с его помощью: если это реклама, то может справиться и таргетолог-фрилансер, а если полноценный PR, то, скорее всего, понадобится агентство. К тому же, четкую цель проще сформулировать для исполнителя и получить нужный результат.

Тут стоит вспомнить про основную функцию маркетинга: привлекать и удерживать новую аудиторию. Звучит просто, но сюда вложено много всего: брендинг, лидген, CRM-маркетинг, работа с базой и так далее. Соответственно, разные люди отвечают за разработку продукта и его упаковку, работу с клиентской базой, привлечение новой аудитории. Чем чётче вы понимаете, в каком «слое» маркетинга лежат ваши задачи, тем чётче ваши критерии для поиска специалиста.

Примеры разных маркетинговых целей:

  • вывести на рынок новый бренд;
  • увеличить количество лидов;
  • усилить позиции старого продукта;
  • нарастить узнаваемость;
  • повысить качество заявок (конверсию).

Какая маркетинговая цель стоит перед вами сейчас? Разбейте её по SMART — цель должна быть:

S — Specific — конкретной;

M — Measurable — измеримой;

A — Achievable — достижимой;

R — Relevant — значимой;

T —Time bound — ограниченной во времени.

Пример неправильно сформулированной цели:

Нам надо вывести на рынок новый бренд одежды.

Пример правильно сформулированной цели:

Нам нужно за 6 месяцев вывести на рынок новый бренд одежды и нарастить собственную базу постоянных покупателей, которые будут возвращаться раз в 3-4 месяца со средним чеком 15 000 рублей.

Какой маркетолог, с какими знаниями и бэкграундом нужен для того, чтобы закрыть эту цель? Найдете ответ на этот вопрос — найдете и своего специалиста.

Второй вопрос для руководителя:

Какие функции компании вы готовы отдать на аутсорс?

Решите, что вы можете делегировать, а что хотите оставить как ключевую компетенцию в компании. Например, многие бизнесы, с которыми мы работаем, никогда не отдадут на аутсорс разработку продуктовой линейки, а вот привлечение лидов, таргетинг, создание лендингов готовы передать нам.

Под задачи, которые попадают в зону вашей основной компетенции, имеет смысл нанять человека в штат и растить его: такой сотрудник будет лучше ориентироваться в конкретно вашем продукте и будет знать всю специфику. Менее приоритетные маркетинговые задачи можно отдать агентству или фрилансерам.

Агентство, штат и фриланс: минусы и плюсы

После того, как определились с задачами маркетинга, можно приступать к подбору исполнителя. У всех вариантов своя специфика — стоит её учитывать при делегировании задач.

Если делегировать агентству

Плюсы:

  • Большая насмотренность в нишах и рабочих инструментах: поскольку в агентстве работает множество специалистов разных сфер, оно может предложить комплексные решения и гибкий подход.
  • В агентстве как правило четко проставлены KPI: будет на что ориентироваться при оценке результатов.
  • Большая осознанность действий. Если фрилансер сам проводит бриф, продумывает стратегию и сам же работает «руками», то в агентстве брифованием, ведением клиента и исполнением технических действий занимаются разные люди — это повышает качество работы, так как специалисты могут сосредоточиться на зоне своей компетенции, вместо того чтобы быть многоруким многоногом. От штата здесь агентство выгодно отличается богатством опыта: работая с разными проектами, придумать уникальную креативную идею проще.

Минусы:

  • Не все 100% времени проджект-менеджера уделяется вашему проекту — как правило, они ведут несколько клиентов одновременно. Тогда качество услуги будет зависеть от уровня организации процессов в агентстве. У нас в Taktika этот момент решен иначе: под каждый проект выделяется отдельный проджект-менеджер, поскольку так клиент получает лучший результат.
  • Если решите сменить одно агентство на другое, то всё придется начинать с нуля: делать посадочные, настраивать рекламные кампании и так далее.

Лучше нанять агентство, когда вам нужен:


- Быстрый темп и готовое решение, большой опыт и включенность сразу, в первый месяц работы.

- Высокий профессионализм и работа команды, а не одного человека над проектом.

Если делегировать штатному сотруднику

Плюсы:

  • 100% времени уделяет вам: из всех опций именно штатный сотрудник будет больше всего погружен в проект — предположительно, качество его работы будет выше.
  • Знает все нюансы вашего продукта и аудитории.

Минусы:

  • Как правило, менее мотивирован на крутой результат, чем агентство или фрилансер, так как ему не нужно убеждать клиента продолжать работать с ним в следующий месяц/проект.
  • Быстро начинает скучать из-за однообразия.
  • Если работа идёт плохо, то агентство можно сменить быстро: от 1 до 3 агенств за 3-4 месяца. Если штатный работник не справляется, то он будет работать с вами минимум 3 месяца.
  • Развивается медленнее, если нет собственной высокой мотивации или опытного руководителя.

Лучше нанять штатного сотрудника, если вам нужно:

  • Купить время спеца оптом на большой объем работы, но не за большую цену (агентство всегда выставит чек справедливо объему работы)
  • Растить внутренний отдел маркетинга, потому что это стратегически выгодно — при условии, что есть внутренний управленческий ресурс или деньги на директора по маркетингу. Иначе свой отдел может превратиться в очень дорогое болото с окладными должностями и плохими результатами.

Если делегировать фрилансеру

Плюсы:

  • Широкий выбор: фрилансер не привязан к офису, а значит, вы можете искать специалистов, не ограничиваясь географией — шанс найти подходящего человека выше.
  • Цена: как правило, услуги фрилансеров обходятся дешевле, чем услуги агентства или штатный сотрудник.
  • Гибкость: фрилансеры более договороспособны относительно условий сотрудничества.

Минусы:

  • Из-за множества проектов могут проседать в качестве и/или скорости работы, могут приоритезировать другой проект вместо вашего.
  • Нет гарантий: по сравнению с агентством, фрилансеры не несут такой репутационной ответственности, а потому часто пропадают и срывают сроки — пока не проверите человека в работе, вы не можете быть уверены в его добросовестности.
  • Фрилансер работает в одиночку и имеет ограниченный набор компетенций. Соответственно, если у вас запрос на комплексную работу по маркетингу, вы не понесете её фрилансеру. Быстро поменять стратегию работы он тоже не сможет: например, если фрилансер-таргетолог работал только с рекламными кабинетами FB* и Инстаграма*, он не перенесет рекламную кампанию в VK при случае.
  • Сложно контролировать: у агентства есть система отчетности и KPI, у штатного сотрудника тоже — проверить работу удаленного сотрудника сложнее.

Какой бы вариант вы не выбрали, учтите, что не стоит делегировать все задачи одному человеку: иначе он выгорит или испугается, уволится, а вы останетесь без маркетинга. Не стоит искать многорукого многонога, на которого можно делегировать всё: ищите команду или человека, который может эту команду собрать.

Вы наняли своего маркетолога. Что теперь?

Теперь нужно сформировать критерии, по которым вы сможете оценивать его работу, даже если сами далеко не маркетолог.

Чек-лист из начала статьи у вас уже есть — а если ещё не скачали, сделайте это сейчас.

В случае, если вы решили строить с нуля свой отдел маркетинга, то важно «подружить» его с отделом продаж, чтобы они могли работать слаженно: без этого результатов можно не дождаться. Про это у нас тоже есть гайд — скачивайте и иногда перечитывайте.

О том, что вам нравится больше — работать с агентствами, фрилансерами или штатными сотрудниками, расскажите в комментариях. Какой вариант оказался самым лучшим для вас? Почему?

*Организация Meta, а также её продукты Instagram и Facebook, на которые мы ссылаемся в этой статье, признаны экстремистскими на территории РФ.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null