{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Тренды EdTech: как импортозамещение меняет подходы к обучению сотрудников

Цифровая трансформация образования в этом году столкнулась с новыми вызовами. Однако EdTech в России развивается, переосмысляя существующие практики и пересматривая инструментарий.

Я расскажу какие образовательные технологии переоценены, а какие будут все больше востребованы, и о том, куда будет двигаться российский сегмент EdTech.

Одна из главных проблем EdTech — это отсутствие комфортных инструментов для полноценного переезда в онлайн-пространство. По сути технологиями и сервисами мы пытаемся заместить то, без чего невозможно полноценное обучение, а именно: вовлеченность слушателей, ее контроль и практика.

Вокруг сегмента EdTech появилось множество вспомогательных инструментов. Для того чтобы оценить их масштабируемость, нужно разобрать, где они могут быть использованы. Мы в sBoard верим, что полезный продукт будет востребован в классических университетах и на онлайн-курсах, для обучения персонала в корпорациях и для удаленной работы.

Импортозамещение в EdTech

Набор инструментов для российского EdTech — это тот параметр, по которому мы все сильнее будем отличаться от мирового рынка образовательных услуг. Сегодня нет такой паники, как в марте 2022 года, и компании массово не эвакуируются из иностранных сервисов на российские. Однако процесс плавной миграции заметен все сильнее.

Компании, которые пользуются зарубежными сервисами, не забыли, что решение об отключении сервиса для российских клиентов может прийти неожиданно. Поэтому образовательные площадки и HR-подразделения подключают для своих нужд российские аналоги иностранных продуктов.

Сюда относятся таск-трекеры, сервисы видеозвонков, базы знаний и онлайн доски. Наш опыт показал, что сейчас в корпорациях некоторые инструменты с одинаковыми функциями дублируются (российский и иностранный). Например, sBoard используется параллельно с Miro. Это нужно для того, чтобы в случае форс-мажора быть готовым к смене рабочих инструментов без потери времени.

Нейро-сервисы в EdTech

Одна из важнейших проблем дистанционного образования — снижение уровня вовлеченности слушателей. Для решения этой задачи стали использоваться сервисы по считыванию эмоций у человека. Они интегрируются с приложениями для звонков и могут показывать насколько внимательно участники конференции следят за речью спикера.

Если слушатели отвлекаются, приложение подскажет об этом. Когда происходит просадка внимания, спикер может дать аудитории тест с вопросами, рассказать короткую историю или просто сменить интонацию. Такие сервисы будут все более востребованы, так как от них в итоге зависит уровень усваиваемости материала. Однако с технологией стоит обращаться аккуратно, так как она может нарушать приватность пользователей.

Как связана геймификация с уходом иностранных сервисов

В EdTech уже давно никому не надо доказывать пользу геймификации. Эта стратегия стимулирует интерес слушателей и повышает запоминаемость материала. Согласно исследованию TalentLMS, 33% опрошенных хотели бы геймифицировать образовательное ПО компании.

Но сегодня в России геймификация образования обретает еще один смысл. Некоторые люди идут в Нетологию или Skillbox, потому что ищут замену развлекательному контенту от Netflix, а не из-за жажды новых знаний. Это создает иллюзию, что человек занят чем-то полезным, хотя он продолжает смотреть видео. Поэтому в краткосрочной перспективе можно ожидать появления образовательных курсов с уклоном в геймификацию. Однако это вряд ли станет долгосрочным трендом.

Слишком много внимания к AR и VR

В российских компаниях есть примеры внедрения AR и VR в обучение персонала: аэропорт Домодедово разработал приложение DME Live 2.0 для обучения новых сотрудников, а у «Уралхима» есть тренажер виртуальной реальности для обучения вводу и выводу оборудования в режим ремонта.

Однако AR и VR еще не прижились в онлайн-образовании, особенно в России. Их использование оправдано в медицине — через VR учат хирургов — но это скорее исключение. VR также работает в индустриальных и промышленных компаниях, где для повышения уровня квалификации сотрудников необходим контакт со сложным оборудованием.

И все же для России это еще далекий тренд, в том числе, из-за проблем с импортом технологий. Для создания качественных моделей необходимо большое количество финансовых, человеческих и временных ресурсов, и пока их применение для корпоративного обучения, и тем более, для обучения на онлайн-курсах не оправдано.

Инструменты для нового EdTech

Импортозамещение будет завершено еще не скоро. А слабые места в российских сервисах еще не устранены. Поэтому игроки EdTech в России находятся в поиске инструментов для оптимальной работы.

Некоторые тенденции уже понятны — это доступность контента на разных устройствах, обеспечение синхронного и асинхронного обучения, микро- и нанообучение с возможностью повторения материала. Особое внимание уделяется сервисам для совместного удаленного доступа, нейротехнологиям, а в нашей стране еще и замещению иностранных продуктов российскими.

У каждой компании свой «рецепт» корпоративного обучения и собственный набор технологий. Также и образовательные платформы применяют те инструменты, которые подходят для их задач.

На наш взгляд, применяя новые технологии, игроки EdTech будут становиться более конкурентоспособными в бизнес-среде и привлекательными для потенциальных сотрудников и клиентов. В России создать безопасную среду помогут новые отечественные инструменты в синергии с пониманием глобальных трендов. На этой базе российский EdTech будет развиваться в ближайшем будущем.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда