Нетворкинг. Навык must have

Нетворкинг. Навык must have

Являетесь ли вы топ-менеджером C-сьюта (CEO, CFO, CIO, CMO, или иными CXO), руководителем среднего звена, а тем более предпринимателем? Чувствуете себя в «колодце» профессии? Существующие круги общения не расширяют горизонты познания и возможностей? Тогда эта статья для вас.

Слово «Нетворкинг» наверняка Вам уже знакомо, а в связи с пандемией и карантином звучит уже из каждого утюга. Для тех кто не слышал, сообщаю: нетворкинг (networking, англ.), дословно означает «плетение сети». В нашем с Вами случае - осознанная и целенаправленная деятельность по поиску, установлению и поддержанию контактов разного рода, преимущественно профессиональных.

Вроде бы ничего нового. Каждый хороший руководитель много с кем общался и имеет солидный список телефонов, мейлов и прочего, но этого мало.

Помните фразу в известном фильме «Кто у нас в Бирюлёво?!». У хорошего нетворкера в любом «Бирюлёво» кто-то есть. Не секрет, что заведение и поддержание связей уже давно оформилось в профессию и люди на этом зарабатывают, и прилично. Только на этом. У меня был один такой знакомый итальянец. Общаться с ним было одно удовольствие. Через пять минут общения он к себе располагал, а через день ты чувствовал, что он твой лучший друг. Даже когда общение сильно снизилось по интенсивности, всегда было приятно позвонить ему, узнать как дела, а то и передать какой-нибудь подарочек с оказией, ну и он не оставался в долгу.

Для современного, деятельного человека нетворкинг - это, пожалуй, самый важный источник возможностей и информации. Быть эффективным в этом потрясающе богатом во всех смыслах виде деятельности - важный современный навык.

Так как же, в двух словах, устроен нетворкинг? С чего начать, куда смотреть и что делать?

Определите те области, которые Вам интересны по каким-то причинам, то где вы хотели бы что-то сделать/создать/достичь. Отрасли экономики, конкретные компании, научные дисциплины, технологии и т. п.

В этих областях определите компании, организации, конкретных профессионалов, которые вас интересуют. После этого, уже в этих компаниях/организациях определите стейкхолдеров, руководителей, менеджеров, ЛПР, ученых, журналистов и прочих людей, которые там работают или причастны к ним. Они станут объектами вашего нетворкинга. Отныне ваша цель - установить отношения с объектом нетворкинга и их поддерживать. Это отнюдь не означает, что нужно срочно обязательно есть пуд соли, навязываться в друзья или что-то подобное. Информационный обмен - наше все!

В природе жизнь, движение и прогресс происходят только там, где есть энергия, куда обращён фокус. Само собой ничего не происходит, поэтому качественный нетворкинг требует постоянного внимания и заботы, почти как комнатное растение, и происходит это только через обмен информацией, общение (привет, интроверты! К Вам мы ещё вернёмся). Разумная, полезная коммуникация порадует всех, и чем больше полезности для себя в ней найдет ваш объект - тем лучше.

С появлением соцсетей и мессенджеров общаться стало гораздо проще и легче. Это возможность, подаренная нам технологическим прогрессом, и ей нужно пользоваться.

Очень многие люди активно ведут личные блоги или странички, публикуются в соцсетях (личные посты и публикации в сообществах). Это сильно упрощает дело, так как вы видите вашего визави более полно не тратя много времени на изучение косвенных источников. У вас есть прекрасная возможность получить более-менее объективное представление об интересующем вас человеке, а также стать частью его инфосферы, прокомментировав его статьи/публикации/комментарии. Ещё лучше, если Вам удалось завести с ним некоторое обсуждение на профессиональную или околопрофессиональную тему. Для того чтобы завязать и поддерживать эффективное общение, всегда нужно помнить, что на другом конце «провода» находится человек со своими потребностями, проблемами, приоритетами и восприятием мира. В любом общении это нужно учитывать и должным образом использовать в приемах «плетения» Вашей сети контактов. Подождите лезть со своим мнением и взглядами - изучите собеседника, его интересы, боли, «бэкграунд».

Если Ваш контакт личность не публичная, но действительно представляет для Вас интерес, то придётся потратить немного больше сил и времени, прибегнув к инструментам расширенного поиска - начиная, конечно, с «гуглежки», заканчивая специализированными каналами в Telegram, и кроме того, всегда работает теория 6-ти рукопожатий. Проходя этот тернистый путь есть возможность познакомиться с «ближним кругом» вашего контакта. Он не менее важен и продуктивен в целях нетворкинга, и как всегда, полон возможностей.

Если целенаправленно уделять время изучению информации на личных страничках, в блогах и прочих элементах представленности вашего контакта с “инфомиром” и осмысленно реагировать на них (простой лайк - это мало), то вы сможете использовать сразу две возможности - «накачать энергией» информационный контакт и расширить собственные горизонты, при условии, что Вам действительно интересно то, о чем говорит ваш контакт и вы критически осмыслили его позицию. Сторонние комментарии авторского поста, особенно если сделаны по смыслу, а не для галочки, вызывают эмоцию и запоминаются особенно хорошо. Чем большое таких ассоциаций, тем ярче вы горите на радаре вашего контакта и тем больше вероятность, что вы будете первым к кому он обратится в случае чего - бизнес идея, вакансия, проект, консультация, возможность, предложит что-то, что вы давно искали и так далее. И, да, дорогие интроверты, высказываться письменно легко и приятно, пользуйтесь этой возможностью.

В доинтернетовские времена в научных кругах говорили, что на любой конференции самое главное - кулуарное общение. Эта идея продолжает быть актуальной и сейчас. Именно там, в кулуарах, устанавливалась бОльшая часть деловых связей и решались многие важные вопросы. Несмотря на то, что оффлайн-мероприятий сейчас стало меньше, поводов собраться, напротив, меньше не стало, и масса конференций и аналогичных мероприятий проводится онлайн. Смотрите на спикеров, на участников, старайтесь, и не стесняйтесь, задавать вопросы, просить контакты для будущего информационного обмена. За спрос по голове не бьют, а полезного приходит много, и часто самым неожиданным образом. Возможности, как всегда, идут к Вам потоком, а вот поймать их или отгородиться страхами, или каким-то еще хорошими объяснениями - это Ваше решение.

В какой-то момент Ваша база контактов распухнет настолько, что с ней будет сложно справляться - нужно выделять много времени на само ее администрирование, актуализацию и пополнение. В этот момент Вам можно с уверенностью сказать: «Добро пожаловать в клуб, нетворкер!». С такой уймой полезного нужно уметь обращаться.

В любом деле работает золотое правило - принцип Парето. В вашей теперь уже большой сети контактов нужно определить ~20% тех, кто Вам действительно важен и интересен и уделять внимание и, соответственно, энергию, в первую очередь им. Остальные 80% можно ранжировать по разным категориям и приоритетам и следить за их деятельностью с меньшей интенсивностью. Для работы с этой частью вашей сети простое внимание к событиям в жизни ваших контактов - поздравлений с праздниками и достижениями, например, зачастую достаточно.

Также как для здоровья тела важно соблюдать гигиену, также и для здоровья отношений и вашего настроя нужно соблюдать “гигиену нетворкинга”. Посмотрите, нет ли в Вашей сплетенной сети токсичных людей. Насколько бы полезными они для вас ни были, скорее всего, вам с ними не по пути, какие бы полезные ассоциации ни были с ними связаны. В большинстве случаев в такие отношения вы вложите больше, чем получите. С ними не работает правило: “Делитесь, и к вам вернется сторицей!”

Последними трендами, пришедшими к нам с Запада является автоматизированные нетворкинг-сервисы. Не сайты знакомств, а именно для нетворкинга. Их секрет прост - если у людей есть желание поговорить с другими о схожих интересах, проблемах, поделиться опытом, то такой сервис снимает барьер “первого шага”- недоверия к совершенно незнакомому человеку. У всех участников таких сервисов есть схожая мотивация - встретиться и обсудить что-то из общего поля интересов. Сервис лишь делает автоматический подбор пары для разговора. Онлайн или оффлайн - решать вам. Часто такие сервисы сделаны на базе уже существующих у большинства пользователей мессенджеров, например, Telegram, что делает его еще ближе к повседневному использованию. Типичным ярким представителем такого сервиса является Random Coffee , в котором есть несколько сообществ по интересам, а также формат “больших нетворкинг-встреч”. Очень удобно, ценности много, рекомендую.

Для эффективного участия в таких сервисах, вам придется ответить на несколько вопросов о себе, чтобы заполнить профиль. Это будет полезно не только для ваших партнеров, которые увидят ваш профиль пир распределении пар ботом, но и для вас самих, так как задуматься над тем кто вы есть, что вам интересно и чем вы можете быть полезны - это очень полезная практика. Пользователи сервиса со стажем обычно вырабатывают для себя некоторую эффективную манеру коммуникации, чтобы сделать общение интересным для обеих сторон и не тратить время на подробное жизнеописание. В добавок к вашим собственным личным страничкам, блогам, профилям в соцсетях также можно сделать “одностраничник”, в котором вы можете сконцентрироваться на ваших интересах и на том, что можете предложить собеседнику. Такой лендинг может быть очень полезен, как своеобразное специализированное резюме нетворкера.

Вас зовут на профессиональные тусовки, спрашивают мнение, рекомендуют кому-то? Вы спикер на мероприятиях? С вами подходят знакомиться со словами “О! Вы тот самый г-н Икс! Очень рад познакомиться!”? Если да, то поздравляю - вы прекрасный нетворкер!

22
Начать дискуссию