{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Значимые тренды финтеха в эпоху постпандемии

Каким будет отечественное ПО, как крупные банки вырастили свои экосистемы, а онлайн-покупки — повлияли на платёжные сервисы

Меня зовут Светлана Лаврик, я руководитель группы развития продуктов в команде Иннотех холдинга Т1. В этой статье мы вместе с коллегой Никитой Алейновым, который руководит Центром реализации продукта АБС в компании, подсветим наиболее существенные тренды финтеха, которые в перспективе будут иметь значение для любой компании.

На глобальный финтех сегодня приходится только 2% от доходов, которые приносит финансовая деятельность. Аналитики полагают, что внедрение инноваций и создание встраиваемых решений для малого и среднего бизнеса позволит уже через семь лет выйти на 25%.

Политическая конъюнктура изменилась, а иностранные вендоры ушли с российского рынка. С одной стороны, это обнажило проблемы, с другой — открыло новые возможности для отечественного финтеха. Внедрение решений на основе ИИ, Big Data, машинного обучения позволит российским сервисам не только сохранить, но и усилить лидирующие позиции на рынке.

Курс на цифровой суверенитет

Раньше банки использовали системы, разработанные за рубежом. Отказ иностранных вендоров от их поддержки стал одним из самых больших вызовов для всей сферы. Многие системы приходится переписывать с нуля, где-то частично пересматривать архитектуру, а где-то создавать свои решения с новым функционалом.

Тренд № 1. Отказ от зарубежных технологий и курс на цифровой суверенитет

В новой политико-экономической реальности России цифровой суверенитет станет вынужденной необходимостью. Подчиняясь положениям Центробанка, финтехорганизации и в особенности банки должны перейти на отечественный софт до 1 января 2025 года. Курс на импортозамещение в банковской сфере озвучен жёстко, чётко и однозначно.

Можно надеяться, что требования будут смягчены, но пока банки обязаны выполнять требования регулятора.

Тренд № 2. Импортозамещение систем

В приоритете разработка отечественного софта, который заменит наиболее важные для банковских сервисов компоненты.

Система, на которой завязан ключевой функционал банка, — это АБС (автоматизированная банковская система). От неё зависит деятельность каждого банка. И именно её в первую очередь требуется заместить.

Есть банки, которые зависят от АБС по максимуму, т.к. она использовалась на всех уровнях. Тот, кто своевременно вкладывался в развитие, зависит частично. Например, в той части, где использовал её для предоставления обязательной отчётности Центробанку.

Были предприняты попытки заместить «импортный» функционал, но пока что системы, которая стала бы полным аналогом, нет.

Существующие системы ориентированы в основном на мелкий сегмент рынка. Но для банков из топ-15 это становится актуальной и значимой проблемой.

Тренд № 3. Поиск перспективного решения. Консолидация вендоров?

У каждого крупного банка есть своё технологическое подразделение или технологическая компания. Можно предположить, что наиболее оптимальным решением проблемы стала бы консолидация усилий. Например, создание консорциума вендоров для совместной разработки системы такого класса. В одиночку это менее эффективно.

Помимо самого крупного системного решения, банкам необходимо заменить и более локальные: CRMки, системы видеосвязи, офисные приложения для работы с таблицами, текстами и презентациями.

Каждый банк решает эту задачу самостоятельно, чаще всего с помощью закупки. Написание таких продуктов могут себе позволить далеко не все.

Тренд № 4. Изменения в финтехе будут внедрятся итеративно и повлекут изменения в бизнесе в целом

Изменения в банковских технологиях и системах не могут не повлиять на работу других компаний. Стратегии, выстроенные в 2020–2021 годах, не учитывают капитальные затраты, связанные с необходимостью купить и развернуть систему, обучить сотрудников. Пандемия и политические перемены требуют учитывать новые обстоятельства при планировании финансовой модели и модели взаимодействия с клиентами: то, что было разработано несколько лет назад, уже не релевантно ситуации.

Поскольку речь идёт про импортозамещение в рамках всего рынка, то технологии ожидают «тектонические сдвиги». Так, если будет внедрятся отечественный аналог Microsoft Office, то очевидно, что не только банки, но и остальные предприятия будут вынуждены осваивать новое ПО.

Привычные способы хранения и обработки данных клиентов также становятся недоступны. А это значит, что грядёт замена систем CRM или СDP на альтернативные решения, к которым надо будет привыкать.

До момента, когда в будущем произойдёт какая-то унификация, клиенты, особенно корпоративные, при работе с банками могут столкнуться с проблемами платных форматов и форматов, которые невозможно использовать из-за ухода вендоров с российского рынка. Закрытые лицензии и невозможность оплачивать работу зарубежных программ ведут к необходимости пересмотра алгоритма в целом.

Рынок к этому адаптируется постепенно: если банк получает от клиента что-то не в том формате, то связывается с клиентом и решает вопрос индивидуально.

Надо понимать, что в глобальном смысле так, как было раньше, не будет: мы меняем целый комплекс систем, из-за чего и клиенты, и сотрудники будут решать задачи по-новому.

Непривычным будет всё: от интерфейсов с иным расположением кнопок на экране до принципов взаимодействия. Поскольку эти изменения вливаются постепенно, с каждым обновлением приложения, клиенты привыкают к ним очень плавно.

Тренд № 5. Переход на отечественный браузер

Времени до 2025 года ещё много, и работа в направлении импортонезависимости ведётся банками итеративно, согласно их стратегическим планам и выделенным бюджетам.

В первую очередь банки должны перейти на отечественный браузер с отечественным шифрованием. Наступит момент, когда такой переход случится массово — пользователю понадобится актуальное ПО, если он захочет попасть в приложение.

Сейчас несколько отечественных решений находятся на стадии тестирования.

Тренд № 6. Умение просчитывать риски при внедрении новых систем

Работая в банке, CTO решает огромное количество вопросов и регулярно сталкивается с двумя основными вызовами, спровоцированными заменой систем, стратегии и ПО:

1. Прогнозирование результатов

У многих сервисов, представленных на рынке, ещё нет репутации — это кот в мешке. Выбор вендоров и решений ограничен, а покупка и внедрение новой системы сопряжены с рисками для внутрибанковской архитектуры. Например, интеграция с существующими программами может быть неудачной, вплоть до полной неработоспособности.

1. Дефицит информации о новых продуктах

Помимо репутации, у «новоиспечённых» продуктов пока что нет и фидбека. Сделать выбор в условиях переходного периода, когда ещё даже не все системы имеют замену, – тот ещё квест.

Клиенты в большей степени почувствуют ограничения, связанные с платёжными инструментами. Хотя с этим мы уже научились справляться.

В перспективе в повседневную практику будут интегрированы новые программные продукты вроде Microsoft Office, новые браузеры и даже, возможно, новые операционные системы для мобильных телефонов.

Тренд № 7. Рост популярности онлайн-покупок и числа сервисов онлайн-оплаты

В пандемию стартовал тренд на беспрецедентный рост онлайн-покупок. Это привело к переходу с наличных расчётов на безналичные. Но наличные ещё актуальны, например в Японии они используются в половине точек продаж.

Многие сложности, с которыми сталкивается бизнес, становятся возможностями для появления новых сервисов.

Уход популярных платёжных систем подстегнул развитие новых способов оплаты, которые призваны облегчить жизнь клиентам.

В качестве примера можно привести способ оплаты BNPL, который позволяет приобрести товар или услугу сразу, а платить позже и по частям — без комиссии и процентов. Модель «купи сейчас, плати потом» не требует от покупателя проверок и договоров для того, чтобы ей можно было пользоваться. Это удобно для клиентов.

Сейчас самые большие рынки по этому продукту — США и Австралия. Пример такого сервиса в России — «Долями», который позволяет покупателю разделить сумму покупки на 4 части и оплачивать их в течение полутора месяцев.

Похожий сервис предлагает компания Apple, правда пока только в США. Их сервис Apple Pay later работает по принципам BNPL. Можно приобрести товар и оплачивать равными частями в течение шести недель.

Упростить жизнь покупателям в России призван новый сервис СБПэй по QR-коду.

Примечательно, что клиент может оплачивать покупки напрямую со счёта. В том числе с телефона: через платёжный стикер или приложение СБПэй. Такой сервис без привязки к платёжной системе или карте удобен для тех, кто привык рассчитываться через иностранные приложения с помощью гаджетов.

Продолжают работу SamsungPay и HuaweiPay — последний способ применим только к нескольким банкам, выпускающим карты с платёжной системой UnionPay. Наряду с ними появились отечественные решения для бесконтактной оплаты, доступные владельцам смартфонов на базе Android: SberPay, TinkoffPay.

Тренд № 8. Наведение порядка и повышение безопасности клиентских данных

Если оглянуться на последние 20 лет, то можно увидеть, что сервисы часто развивались в соответствии с запросами бизнеса, который требовал «допиливать» функционал в интересах клиентов на базе тех систем, которые не для этого были созданы. Например, нагружали АБС нецелевой для неё бизнес-логикой. В результате получались костыльные и парадоксальные решения для разных задач. Например, сервисы создавались на одних каналах, а единое досье клиента попадало в «неправильную» систему, которая служила источником данных для других систем, где личных данных не должно было быть.

У СТО открываются возможности убедить руководство банка и бизнес выстроить архитектуру так, чтобы использовать сервисы в соответствии с их первоначальным назначением. Такой подход позволит не только корректно эксплуатировать клиентские данные, но и поможет сбалансировать всю банковскую систему, чтобы её сервисы работали равномерно, без перегрузок.

Цифровой банкинг

Сегодня цифровой банкинг нацелен на то, чтобы сделать жизнь людей комфортнее и проще.

Тренд № 1. Упрощение платежей. Биометрия

Можно оплачивать покупки взглядом. Расчёты с помощью биометрии — следующий этап упрощения приложений.

Информация будет считываться либо с самого телефона, либо с помощью метки по платёжному стикеру. В перспективе возможности сервисов будут расширены трансграничными переводами и платежами.

Тренд № 2. Поиск решений для валютных платежей

Ещё один вызов — организация трансграничных платежей и платежей в валюте.

Пока есть трудности с переводами даже в дружественные страны. Их можно осуществить только через обычный SWIFT или СПФС.

Тренд № 3. Мультисервисные возможности

Банки стремятся дать клиентам возможность закрыть все потребности в режиме одного окна.

Наличие в приложении своего магазина позволяет предлагать оформление не только банковских, но и страховых и инвестиционных продуктов.

Эти возможности не ограничены финансовой сферой. Билеты на поезд, самолёт, в кино, санаторий и многое другое может быть предложено банком.

Кроме крупных российских банков со своими маркетплейсами внутри, можно рассмотреть пример такой экосистемы в Узбекистане, как маркетплейс UZUM.

Там человек независимо от местоположения может сделать покупку через этот маркетплейс и оплатить её в рассрочку, картой, в кредит и даже наличными.

Рядовые покупки соседствуют с обычными банковскими продуктами. Так, предприниматели могут разместить товары на этом маркетплейсе и параллельно получить кредит на расширение бизнеса и услуги расчётно-кассового обслуживания.

Из-за мультифункциональности и удобства продукта им пользуется каждый четвёртый житель страны.

Платформа помогает начинающим предпринимателям открыть бизнес и поставить его на ноги, оказывая на начальном этапе также и необходимую стартаперам информационную поддержку. Цифровизация продуктов и процессов в малом и среднем бизнесе — точка роста, актуальная и для российских банковских систем.

Тренд № 4. Народное финансирование различных стартапов

В пандемию уровень поддержки краудфандинговых проектов вырос и продолжает набирать силу. Наряду с Планетой, появятся и будут развиваться новые большие площадки, заточенные под определённые ниши: IT-стартапы, творческие проекты, финансовые и т.д.

Тренд № 5. Онлайн-покупки дорогостоящих товаров

Многие бизнесы, связанные в том числе с продажами высокобюджетных товаров, также цифровизировались в эпоху ковида.

Сегодня купить машину или квартиру можно, не выезжая на просмотр — через 3D-тур. На площадке цифровой ипотеки заключается договор. После банковского скоринга документы передаются по электронке через открытие доступа к учётке на Госуслугах. И если покупатель идентифицирован как пользователь и имеет электронную подпись, он может купить недвижимость, не выходя из дома.

То же касается автомобилей. Это околофинтехистория, которую реализовали в России корейские производители. А на мировом рынке интересный сервис выстроила Тесла. Единственный способ её купить — скачать приложение и выбрать в нём автомобиль. Это коренным образом меняет привычки потребителя.

Тренды в банковской сфере

В России мы пока не все новые веяния успеваем подхватить и внедрить.

Последние полтора года фокус держится на замещении. И поскольку мы сконцентрированы именно на замене иностранных продуктов отечественными, не всегда есть ресурс на внедрение каких-то новых сервисов и подходов. Но в ближайшие 3–4 года эта ситуация должна измениться в пользу инноваций.

Тренд № 1. Гиперперсонализация

Рынок давно разделён между банками и отсегментирован в соответствии с категориями клиентов. Банки очень детально и точно отфильтровывают клиентские профили, в чём значимую роль играет процедура KYC — «знай своего клиента», инициированная Центробанком.

Вместо прежних 10 категорий клиентов сегодня банки предлагают продукты ещё более прицельно — максимально узким и детально проработанным целевым аудиториям.

Тренд № 2. Рост дохода от небанковской деятельности

Ориентация на создание экосистем ведёт не только к внедрению внутрибанковских маркетплейсов. Банки осваивают новые сферы деятельности, которые могут служить дополнительными источниками дохода.

Например, предлагают услуги сотовой связи или страховые услуги. Чем шире спектр, тем большую аудиторию банк может заинтересовать.

За рубежом есть сервис, который предлагает клиентам открыть счёт онлайн, сделать мгновенный обмен валюты по выгодному курсу и оплатить покупки в нужной валюте.

В России создание аналогичного продукта в настоящее время невозможно из-за ограничений, наложенных на валютные операции действующим законодательством. Также пока невозможно полностью удалённое открытие счетов для физических лиц, даже при использовании внутренних документов.

Тренд № 3. Упрощение процесса переводов в соседних странах

В Узбекистане есть системы, где по номеру телефона можно сделать перевод между картами внутренних платёжных систем. Подобный сервис есть и в Кыргызстане.

Такие системы упрощают процесс перевода между физлицами не только в рамках одного банка, но и между жителями одной страны или даже соседних.

Сделать перевод из Узбекистана в Кыргызстан довольно просто.

Несмотря на ограничения, Россия по-прежнему остаётся флагманом в банковской сфере. У неё есть и идеи, и потенциал для внедрения инноваций в финансовую сферу. А решения, предназначенные для дружественных стран-соседей, становятся своего рода «образцом», который они могут учитывать при разработке своих продуктов.

Любой бизнес со временем станет финтехом?

Есть видение, что любая организация в будущем станет финтехом. Так ли это?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно.

Сегодня на рынке наблюдается 2 разновекторные тенденции.

  1. Банковские структуры формируют вокруг себя экосистемы, внедряя маркетплейсы.
  2. Крупные маркетплейсы развивают собственные финансовые сервисы наподобие банковских.

Площадки электронной торговли стремятся максимально экономить и аккумулировать средства для дальнейшего развития.

В качестве примера можно назвать Wildberries и Ozon. Они предлагают клиентам использовать для покупок внутреннюю карту. Внедрение финансовых инструментов открывает возможности для более гибкой торговой политики: предложение покупок в рассрочку или кредит. Это способствует повышению среднего чека и количества сделок.

У маркетплейсов есть существенное преимущество: благодаря истории покупок, они располагают детальной информацией о клиентах.

Амазон — яркий пример такой стратегии. Сначала маркетплейс предложил оплату покупок через сервис AmazonPay. Позже подключил сервис для оплаты частями. А теперь внедрил на платформе сервис от PayPal и возможность оплаты покупок в криптовалюте.

Сам PayPal можно привести в качестве примера сервиса, который использовал платежи как якорный продукт. Площадка стартовала как сервис переводов, чтобы привлечь аудиторию на другие услуги. Для роста монетизации она расширила линейку своих сервисов и стала глобальной экосистемой с большим выбором услуг.

Безусловно, организации будут трансформироваться в «техи»: только с помощью цифровизации сегодня можно повысить доверие клиентов к бизнесу, улучшив его прозрачность. Как следствие — повысить его маржинальность.

Поэтому, с одной стороны, ответ положительный.

При этом не все и не всегда будут превращаться в финтехи. Интеграция в приложение сервисов для онлайн-оплаты ещё не делает организацию финтехом. Речь идёт просто о повышении комфорта клиентов.

Представим организацию, которая обслуживает речные перевозки в отдалённых регионах. Если такая компания внедрит сервис, который позволит через приложение забронировать место на судне для доставки груза так же просто, как мы заказываем такси, это позволит обойти конкурентов и оптимизировать всю отрасль за счёт повышения стандартов обслуживания.

В будущем любая компания, которая хочет занять на рынке заметное место, так или иначе станет «техом». А вот финтехом становиться каждому бизнесу вовсе не обязательно.

0
2 комментария
Дарья

Тоже собирались собирать свою crm, но на это уйдет уйму времени и денег. Не думаю, что все банки начнут создавать свои. Пока что это не так то просто

Ответить
Развернуть ветку
Иван-Кузнец Потапов

Значимый тренд финтеха 2023 - самоорганизация разработчиков в единое сообщество.
vk.com/devs.professional - сообщество создано с целью улучшения условий труда русскоязычных разработчиков. Прошу поддержать разработчиков вступлением.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда