Чек-лист: как выбрать место для торговой точки под любой бизнес

Советы по выбору дает Никита Артемьев, административный директор девелоперской компании в сфере торговой недвижимости «Отелит».

Отелит
Отелит

Выбор места — это маркетинг. Можно провести аналогию между бизнесом в оффлайн и в онлайн. Например, владелец Интернет-магазина также в поиске места, но это место под контекстную рекламу. Когда маркетолог начинает думать, где ему размещаться в рамках Google или Яндекс, он задает себе вопрос: «Какие запросы будут писать люди, чтобы найти нас?». В оффлайн он задает себе вопрос: «Где находится скопление моих покупателей?». Есть трафик покупателей, и бизнес хочет занять самое привлекательное место. Отличие только в том, что один в реальном мире, а второй в Интернет-пространстве.

В первую очередь, нужно знать продукт, целевую аудиторию и где ее можно найти. Мы поняли, что нам нужно найти, где много людей, кто хочет купить наш продукт. Далее в зависимости от бизнеса и его размеров, эта задача решается по-разному.

Действия, которые помогут арендовать помещение под бизнес:

1. Составляем карту развития.

Это конкретные районы, микрорайоны, в которых есть потребность открыть торговую точку. Частные предприниматели часто открывают первые торговые точки там, где сами проживают, потому что знают потребительское поведение в этом районе.

2. Определяем охват.

Охват зависит от специфики бизнеса, это может быть улица, район или весь город. Например, лавка с фруктами или с хлебобулочными изделиями — это бизнес, охватывающий небольшое количество людей, потому что продает товар повседневного спроса. Но если это бытовая техника, то бизнес может охватывать целый район. Два гипермаркета на район это риск, потому что торговая точка может не окупиться. Чем уникальнее продукт и нерегулярнее спрос на него, тем больше охват.

3. Определяем место.

Теперь стоит решить, где в рамках района расположить торговую точку. Задаем себе вопрос: «Кто мои покупатели? Массовая аудитория или узкоспециализированная? Например, товары для охоты и рыбалки, нужны мужчинам в возрасте от 45+. Нужно проанализировать места, в которых стоят конкуренты.

4. Выбираем формат здания.

Это достаточно сложный этап, здесь требуется не только знать целевую аудиторию, но и ее поведение. Можно открыться в месте с большим трафиком, по линии метро, в моллах. Если бизнес сетевой, продает редкие товары, то можно открыться в молле. Моллы рассчитаны на редкие покупки, за которыми люди готовы ехать в другой район. Если товары рассчитаны на рынок повседневного спроса, то стоит открывать магазин в месте с уже имеющимся высоким трафиком, на центральных улицах.

5. Оцениваем конкурентную среду.

ТЦ, которые специализируются на чем-либо, например, шубы, автозапчасти, строительные материалы, привлекают большее число целевых покупателей. Здесь работает принцип синергии, и конкуренты уже помогают привлекать покупателей, а не наоборот. Но есть бизнесы, которые не терпят конкуренции. Если товар не уникальный и конечный покупатель не понимает разницу, то с конкурентами рядов вставать нельзя. Поэтому нужно понимать уникальность товара, сможет ли бизнес существовать с конкурентом.

6. Выбираем помещение.

Здесь помогают Интернет-платформы, открываете Авито, ЦИАН, Яндекс.Недвижимость и другие, обозначаете радиус и смотрите предложения.

7. Смотрим помещение.

Важно подойти ответственно к осмотру помещения, чтобы не заключить договор, а потом вкладывать деньги в модернизацию помещения. Все должно идеально подходить под ваш бизнес, или почти так. Рекламные места, логистика, оборудование, запахи, температура, прилавки — это часть критериев при выборе помещения.

8. Договариваемся с собственником.

Рассчитываете экономику и решаете, какую арендную ставку сможете платить. Есть примеры, когда арендодатели соглашаются на проценты от прибыли. А может, вам как предпринимателю нужна летом ставка ниже, чем зимой.

Начать дискуссию