Как традиции влияют на бизнес и почему наследие - это важно?

После меня – хоть потоп

или

Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы?

Чтобы избежать путаницы в нашем общении позволю себе, с вашего разрешения, начать с терминологии.

Наследство — это имущество, права и обязанности. Они переходят от владельца к его наследникам. Это конкретное понятие. Связано с материальными ценностями. Двенадцать стульев, короче.

Наследие — то более широкое понятие, оно включает в себя не только материальные, но и нематериальные, культурные, духовные, исторические ценности. И также передаются от предков к потомкам. Березки и медведи в России, Кенгуру в Австралии, и Октобер Фест в Германии.

И теперь понятно становится, что наследие и наследство - это разные вещи. Наследие можно продолжать, развивать, длить, увековечивать или потерять навсегда.

Ценности в наследии у разных стран могут отличаться, но в целом они едины – сохранить имеющийся духовный образ и культурный код.

Вы много путешествовали, я думаю. И знаете разницу менталитета за рубежом и у нас. Менталитет влияет на поступки, поступки показывают ценности.

Типичный западный капиталист по мнению нейросети
Типичный западный капиталист по мнению нейросети

У них

Пословицы – наиболее наглядный способ понять менталитет людей.

Механистичность поступков и индивидуализм как противопоставление себя целому отличает Западную Европу. Каждый сам за себя.

Английская поговорка «Pigs grunt about everything and nothing» (Есть повод, нет повода — свинья все равно хрюкает) о болтовне покажет неодобрение к пустословию. А как же известный смол ток – разговор ни о чем из вежливости?

«Кто раньше встал, того и чистая вода» - говорит об экономности и расчете. Малое количество природных ресурсов приучило к экономии. Вода используется несколько раз.

Поплескаться в душе – роскошь.

«У семи европолитиков страна без газа» - шутят сегодня в Европе. Осознанность и стремление к продуктивным коммуникациям выражены в таких словах.

Во Франции есть семья виноделов. Их бизнес уже пятому поколению передают, и от смены директора производство не страдает. Будущего управляющего Совет семьи выбирает заранее.

Новый директор получает навыки и вне семейного бизнеса и внутри. Позже становится соуправляющим и, наконец, управление перенимает полностью. Традиционно, отмечу.

Как традиции влияют на бизнес и почему наследие - это важно?

Сейчас эту модель используют и в России.

Приключенческий фильм «Ларго Винч» рассказывает о наследнике большой иностранной корпорации, не по крови, а по завещанию. Посмотрите, будет любопытно.

Особенно впечатляет то, что непонятно, где и когда он научился бизнесу. Вам покажется, что с этими навыками он был рожден. Дальновидность, расчетливость, хозяйственность, традиции.

И это же традиционно и для европейца: налоги рассчитывают каждый самостоятельно. Доходы считают из годового его размера.

При излишках - купят или начнут небольшой бизнес. Наследуют по завещанию и задумываются о передаче дел еще на старте.

Это к слову о традициях. Летопись зарубежных бизнес-культур намного больше российской. Ценности так же разнятся.

В Америке и Европе малый и средний бизнес является локомотивом экономики. Они приносят стране налоги, они обеспечивают рабочие места и занятость населения. Уважение к предприимчивым гражданам видно в отношении государства.

Государственная поддержка в трудные времена, минимальные проценты кредитования, отсутствие бесконечных государственных и налоговых проверок и налогового бремени облегчает ведение бизнеса «там». Проверенные многими десятилетиями методы приносят свои плоды.

Доставка продуктов на дом, многие сервисы и услуги традиционно к нам пришли из-за рубежа. Внимание к личным нуждам и потребностям всегда были важны в развитых странах.

Всё это не отменяет перекосов. Все помнят фото Шварценеггера, уютно расположившегося на скамейке возле фешенебельного отеля? Они не сдержали обещания бывшему губернатору Калифорнии, участвовавшему в открытии отеля, и не приняли его за свой счет в отель.

У нас

Коллективизм последнего столетия «Друг за дружку держаться — ничего не бояться», «Одна пчела не много меду натаскает», «В одиночку только с кашей воевать» сейчас сменяется на здоровый эгоизм.

У нас всё было по-другому
У нас всё было по-другому

Все чаще от менеджеров по продажам слышна классика «Как потопаешь, так и полопаешь», «Дорога ложка к обеду». Расчет стал больше на себя одного.

Современные поговорки «Надо работать не 8 часов, а головой» радуют осознанностью и желанием больше знать и применять новое.

Хитрость и смекалка воплотились в пословице «Иногда не нужен учёный, а нужен смышлёный». И наоборот, «Не всякая смекалка — находка», когда хитрость берется от недостатка ума.

А «Каша из топора» – так и в жизнь вошла, кто помнит 90-е.

«Самые красивые девушки - в России», и радуют роскошными нарядами и высокими каблуками прямо на улицах. «Чем больше шляпа — тем меньше имущества», - говорят австралийцы в таком случае.

Не понять им таинственной русской души. Экономию, бережливость и расчет мы включаем гораздо позже, чем во всем мире. «Надо нагуляться», говорим мы.

Щедрые застолья, ходить в гости «за солью», пойти в тапочках за хлебом и вернуться утром от друзей, куда забежал «на минутку» - по-прежнему в русском характере, широта русской души.

Какие традиции отличают «нас» от «них» и отчего это может быть

История

В школе нам всем (всем?) историк настоятельно объяснил разницу между «ними» и «нами»: отсутствие частной собственности. Отличает и накопление личных пенсионных взносов в общем фонде, а распределение на всех пенсионеров в стране по одинаковой ставке.

Исторические перипетии и вековая невозможность передать наследникам заработанный капитал подталкивает россиян искать другой путь. Путь к созданию частных, семейных и малых предприятий.

Все это вопреки недавнему стремлению работать в найме в государственных корпорациях. «Бабушкины» рынки, парикмахерские и ателье на дому – этакие экспериментальные бизнес-лаборатории.

Редко эти эксперименты приводят к расширению и регистрации бизнеса. Не тот масштаб, не те условия.

И если мировых семейных компаний много, то в России это единичные примеры. И пора говорить о наследии, чтобы повысить ценность и интерес к длительной истории малого бизнеса.

Пока что переименование небольших компаний каждые три года налоговых каникул – норма. Трудно в таких условиях оставаться самими собой и накапливать ценностный капитал идей, культурного кода, традиций.

Бесконечные проверки, надо кассу – не надо кассу, в какую сторону должны открываться дверь по мнению инспекции и многие другие «пустяки» останавливают энтузиазм наших предпринимателей при обдумывании нового бизнеса.

География

Нестабильность правительственных настроений относительно предпринимательства в России иссушает дух бизнеса. Также характерно сосредоточение финансовых потоков в больших городах-миллионниках. И как результат опустошение региональных и окраинных мест.

В больших городах больше оптимистично настроенных россиян, в провинции меньше. Внутренняя трудовая миграция подтверждает это.

Плюс традиция наследования бизнеса в нашей стране как таковая ещё не сложилась, ведь институт частной собственности начал формироваться чуть более 30 лет назад.

В России рулит крупный бизнес. Часто он принадлежит государству. Семейные династии в нем не редкость, хоть и не поощряются формально.

Считаются такие компании «неповоротливыми», «бюрократизированными» и «конформными». То есть очень неподатливыми к новым тенденциям и технологиям. Прямо тащат страну назад.

Много ли одна пчела мёду натаскает

Судебные тяжбы между наследниками заводов-газет-пароходов могут разрушить и бизнес, и семейные отношения. А с ними доверие, традиции и историю. Так исчезают династии российских «Фордов» или «Готье».

Причины - горестный опыт раскулачивания, историческое неуважение к благополучию, частной хозяйственности и поговорки: «Не жили богато – нечего и начинать» и «Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся».

Светлана Корабель, управляющий партнер ЮС КОГЕНС, советник по наследственному планированию, делится с журналистами:

— Менталитет русского человека, не привыкшего загадывать наперед, сопротивляется мыслям о наследстве. По словам нотариусов, граждане, обремененные движимым и недвижимым имуществом (наследодатели), не торопятся писать завещание, полагая, что наследники разберутся сами.

Не разберутся.

Это я вам говорю как юрист с 20-летним опытом. Знаю случай, когда из-за шести (!) рублей наследники — чисто из принципа — трижды доходили до Верховного суда.

С бизнесом все еще сложнее.

Два примера.

После смерти предпринимателя Бориса Александрова, выпускавшего творожные сырки, его старшая дочь — владелец бренда «Б. Ю. Александров» — судится с компанией, которая не платила ей проценты, а топ-менеджеры предприятия — с компаньоном покойного из-за акций, которые тот сначала подарил им, а потом решил вернуть.

Другой известный случай — упадок косметической компании Natura Siberica из-за споров вокруг наследства ее основателя. Вдова покойного подала иски к его первой жене и структуре, завладевшей пакетом акций. Пока они делят имущество, бизнес трещит по швам.

Избежать хаоса можно было бы очень просто, оставь наследодатели завещание с душеприказчиком — человеком, который сохранит имущество и обеспечит работу бизнеса, пока наследники не вступят в свои права».

Возрождая опыт наследия

Неприятностей можно избежать путем выделения настоящих ценностей - любви и традиций русского человека на этапе спора: сочувствия, взаимоподдержки, доверия.

Один из известных российских бизнесменов определил цель - стремление сохранить бизнес. Он хотел, чтобы предприятие, выпускающее пищевые продукты, продолжало работать после его смерти с прежним коллективом и специализацией.

Свой бизнес он рассматривал как вклад в развитие родного города. Наследникам достанутся другие активы — жилая и коммерческая недвижимость, транспортные средства, деньги.

Они будут получать процент от прибыли. Еще часть прибыли направят на социальные проекты, остальное будут реинвестировать. Это хороший пример наследия, вдумчивого планирования и создания здорового и культурного бизнеса.

В российских деловых СМИ недавно освещалась история:

«В мае 2022 года сыновья основателей фирмы «Малышева-73» Игоря Заводовского и Константина Погребинского стали владельцами «Управляющей компании ИТС-Групп» (юрлицо ТРЦ «Гринвич»), которая в 2022–2023 годах взыскивала в суде арендную плату с уходивших иностранных брендов.

Сейчас Марк Заводовский и Матвей Погребинский планируют застроить жильём часть территории Цыганского посёлка. Земельные участки им выделила компания «Малышева-73», которая занимается редевелопментом этой территории.

Это нормальная практика, свидетельствующая чаще всего о здоровье бизнеса, в том числе юридическом. Родители передают детям одно из направлений в семейном предприятии, чтобы те накапливали опыт для будущих глобальных проектов».

Мы наблюдаем первую в истории России смену поколений владельцев частных компаний.

Не деньги правят человеком

20 октября этого года прошла церемония открытия Всероссийского клуба «Швейный Синдикат». Оно прошло в уникальной атмосфере исторической усадьбы «Салтыковых-Чертковых» в Москве.

Это событие под девизом «Возрождение культурного кода в России» собрало вместе: дизайнеров и модельеров, владельцев брендов и фабрик, политических лидеров, бизнесменов, представителей шоу-бизнеса и СМИ.

«Модное наследие» объединило интеллектуальное, культурное и бизнес-сообщество, позволяя каждому насладиться модой, музыкой и приятным общением.

Это было настоящее погружение в мир красоты и искусства!

Участники были благодарны основателю Швейного Синдиката Евгении Хоружей и вице-президенту по GR Руслану Сыртланову. Традиции в России становятся значимой частью бизнес-процесса и это вдохновляет!

Не деньги правят человеком. Правят ценности и убеждения.

Доброте дорогу, наследию - путь!

На компании во всем мире оказывается все большее давление. Цель - переориентировать их ценности и миссию на область охраны окружающей среды, социального обеспечения и корпоративного управления, доброту и человечность.

Семейные, культурные, духовные ценности формируют компаниям запас доверия. От доверия к влиянию – один шаг.

Поэтому предприятиям нужно действовать сейчас, чтобы создать свое наследие. Иметь вес узнаваемости и заслужить уважение у большинства людей.

Сейчас на пике биографические фильмы. Всем страшно интересно увидеть, как формировались знаменитые мировые фамилии, бренды, компании и их конкрентные зачинатели. Российские не исключение.

Это глубокий интерес к наследию, которое мы имеем сейчас. Всех живо интересует, как оно создавалось и кто сохранил его для нас.

Если наследие мертво или отсутствует, потомки дерутся за наследство. Они травят друг друга, плетут против друг друга интриги, а фамилия разваливается.

Неспособность понимать что такое наследие и неумение его формировать и передавать - несчастье людей, потерявших связь с культурой и историей семьи, общества, страны.

Если наследие есть и оно живое, то наследники даже не делят наследство. Наследие позволит им получить новые активы, мобилизовать людей и обрести материальные блага.

Надеюсь и верю

29 октября 2024 года во Пскове официально открыт филиал ПсковГУ – Институт медицины и экспериментальной биологии, а рядом - Газпромом финансированный стадион.

Привычными, традиционными, узнаваемыми табличками Газпрома отмечены еще многие и многие стадионы в стране. Наследие.

Россиянин Арсен Томский живет и работает в США, но продолжает развивать на родине порядка 10 крупных некоммерческих инициатив. Суть одного проекта «Искра»: в малых городах (от 10 до 50 тысяч жителей) России и Казахстана открываются футбольные секции для мальчиков и девочек, готовы и строить площадки для них с нуля, и арендовать существующие.

Томский хочет привить и передать культуру, где на детей не кричат, а развивают в доброжелательной атмосфере природные данные каждого ребенка.

Влияние культуры и традиций – культурный код. Мы его формируем и передаем наследникам.

Что мы передадим, то и будет властвовать умами и сердцами наших людей завтра.

Надеюсь и верю, что это будут доброта, созидание, сотрудничество и доверие!

Мой телеграм канал:

Тут больше про бизнес

11
реклама
разместить
2 комментария

Ну да, знаю одну московскую компанию, где у владельцев не получилось заиметь внуков. И вот тут же погасли изобретательские инициативы и увеличились курортные поездки. Сейчас проще прокрутить выручку, чем произвести больше продукта... Наследие? Не слышали

1

Действительно, традиции и наследие играют огромную роль в бизнесе. Когда компания строится на прочных основах и имеет свои уникальные ценности, это помогает не только выделиться на рынке, но и создать лояльную клиентскую базу. Я сама работала с несколькими бизнесами, где традиции передавались через поколения — и это не просто маркетинговый ход, а реально влияли на репутацию и отношение людей. Это создаёт доверие и стойкую идентичность, чего часто не хватает новым компаниям. Наследие не только укрепляет бренд, но и напоминает, что важен не только результат, но и путь, по которому ты идёшь.