Что digital-агентствам делать дальше в текущей геополитической ситуации

Краткий обзор круглого стола в рамках митапа «Перспективы аутстафа и аутстаф-площадки», который Globus IT провел 25 февраля в Нижнем Новгороде

Что digital-агентствам делать дальше в текущей геополитической ситуации

В минувшую пятницу, 25 февраля, представители крупнейших digital-агентств России собрались в Нижнем Новгороде на митапе «Перспективы аутстафа и аутстаф-площадки», организованном компанией Globus IT.

Митап планировался очень давно, и организаторы предположить не могли, в каких политических обстоятельствах придется общаться с коллегами. Разговор, естественно, вышел за пределы аутстафа.

На круглом столе в финале мероприятия поговорили о том, с какими проблемами уже столкнулись digital-агентства и еще столкнутся в будущем, как их можно решить, как компаниям действовать в нынешних политических обстоятельствах, чтобы сохранить бизнес и рабочие места, что делать, если закроют App Store и запретят iPhone, если Запад остановит взаимодействие на технологическом уровне.

В круглом столе приняли участие Алексей Раменский (Tagline), Павел Короткий (Globus IT), Александр Хачиян (SkillStaff), Сергей Полуэктов (MediaSoft), Олег Громов (Extyl), Глеб Корсунов (Holyweb), Сергей Костин (BSL), Константин Елистратов (Стратосфера), Егор Сизяков (Hawking Bros), Андрей Лядков (Staff-Hub), Руслан Ишмухамедов (evAPPs).

Предлагаем вам краткий обзор того, о чем говорили участники круглого стола.

Что digital-агентствам делать дальше в текущей геополитической ситуации

Поддержка сотрудников

Александр Хачиян, AWG/SkillStaff:

— Первое, что я сделал 24 февраля, — вызвал своих директоров на срочное совещание. Мы обсудили план действий и карту рисков. Через час у нас был готов шорт-лист дальнейших шагов. Одновременно с этим я готовил текст обращения к команде.

Наша команда многонациональная, в штате есть и украинские ребята, есть партнеры из Украины. Нам важно было передать, что мы видим, что происходит, разделяем все переживания и боль. Важно было не допустить раскола, конфликтов, уберечь ребят от публичных высказываний. И с этим надо продолжать работать.

Следующий шаг — прямая линия с советом директоров: мы ответим на все вопросы, расскажем, что будем делать и куда двигаться. Конечно, сотрудники в первую очередь переживают, будут ли они завтра получать зарплату, не уволят ли их. Самое главное — успокойте своих ребят и не врите им. Честно и открыто расскажите, что вы делаете для сохранения стабильности и что будете делать дальше.

Общение с командой у нас идет от первых лиц компании (не только текстом, но и лично), плюс у нас в компании работает HR с психологическим образованием. С нашими сотрудниками, которые находятся на территории Украины, связались, спросили, что происходит и как мы можем помочь, нужно ли взять паузу, отгулы, чтобы собраться. То же самое мы транслировали заказчикам. Важно держать связь, организовывать поддержку, помощь — это наша обязанность.

Олег Громов, Extyl:

— У нас большая часть сотрудников на удаленке. Год назад мы наняли психологов, коучей, чтобы они помогали людям не допускать выгорания, справляться с проблемами, которые возникают на удаленке. И сейчас снова обратились к этим специалистам, чтобы поддержать ребят. У нас есть сотрудники из Белгорода и других южных городов, куда доносятся отголоски взрывов. Им нужна психологическая поддержка. Работа с психологом и раньше помогала, а сейчас как никогда востребована.

Глеб Корсунов, Holyweb:

— Утром 24 февраля мы сделали анонс в рабочем чате: даже если все клиенты завтра перестанут платить, у нас хватит денег, чтобы выдавать зарплату и выполнять все необходимые обязательства в течение минимум полугода. Мы объяснили сотрудникам, что деньги есть, надо продолжать работать.

Сергей Костин, BSL:

— Сейчас особенно важно думать о людях как о самом главном ресурсе. В текущих условиях сотрудники могут быть нерациональны и предпринимать поспешные решения, и их можно понять. Мы попросили команду, во-первых, не говорить о политике в рабочей среде и, во-вторых, насколько возможно, отстраниться от информационного шума, чтобы сократить влияние этих факторов на нашу эффективность.

Большая часть наших разработчиков находится на территории Республики Беларусь, и сейчас они тоже очень взволнованы. Мы провели отдельные встречи, где озвучили позицию компании в отношении нынешней ситуации, рассказали о том, какую поддержку сотрудникам мы окажем и какими будут наши дальнейшие шаги. Конечно, мы выплатили заранее зарплаты и авансы, чтобы у ребят было больше уверенности в первые недели обостренной обстановки.

Руслан Ишмухамедов, EvApps:

— Мы отказались от проведения общего собрания “на злобу дня”, решив лишний раз не подвергать коллектив стрессу. В умах наших сограждан еще жив опыт предыдущих поколений: если начальство собирает всех в большом зале, значит планирует сообщить что-то недоброе. А нерадостных новостей нам и без того хватает.

Поэтому главной поддерживающей силой сейчас являются линейные руководители: кто, как не они, знают и видят проблемы и потребности сотрудников, а значит, могут прийти на помощь в нужный момент: поддержать не только словом, но и делом.

Мы ценим каждого сотрудника и душевное здоровье коллектива в целом и при необходимости готовы оказать любую посильную помощь: от оплаты сессий у психолога до внеочередного отпуска.

Финансовая стабильность компании

На фото:  модератор круглого стола — Павел Короткий (Globus IT).
На фото:  модератор круглого стола — Павел Короткий (Globus IT).

Александр Хачиян, AWG/SkillStaff:

— Важно не только говорить, но и делать! Надо обеспечить компании финансовую стабильность, чтобы сотрудники получали свою зарплату без перебоев. Для этого существует финансовая подушка, но сейчас мы выходим в риск увеличенных кассовых разрывов, отсрочек платежей, заморозок работ. Поэтому финансовую подушку нужно увеличивать.

Чтобы это сделать, надо ответить на два вопроса: на чем мы можем сэкономить и на чем можем заработать. Максимально резать косты, снижать расходы на маркетинговые, социальные активности, выезды.

Егор Сизяков, Hawking Bros:

— Мы не стали изобретать велосипед и сделали то, что делали в 2020 году — оптимизировали косты. Мы и так опираемся на самый негативный финансовый план, который может быть. Сейчас мы сделали его еще более негативным: убрали из него все контракты, по которым нам могут не заплатить по какой-либо причине. Начали активнее работать над получением оригиналов документов, активизировали сбор дебиторской задолженности. Срез по дебиторке и по документам у нас происходит 1–2 раза в день.

Сергей Полуэктов, MediaSoft:

— У нас все разработчики находятся в трех городах — Ульяновск, Санкт-Петербург, Самара — плюс наши партнеры Firecode в Ростове-на-Дону. Все сотрудник работают в офисе, у нас нет удаленщиков. Основной заказчик — из России. Скажу аккуратно: пока сложностей я не увидел.

Подушку безопасности действительно надо увеличивать. Сейчас у нас есть резерв на 2–3 месяца, чтобы выплачивать зарплату, аренду и т. д. Чуть позже подумаем над ее увеличением. На худой конец я всегда могу дать заём компании из своих личных денег и перекрыть форс-мажоры.

Я бы предпочел пока не суетиться. Обстановка слишком турбулентная, стабилизация рано или поздно произойдет, но прогнозировать новую карту реальности пока сложно. Как человек, имеющий разряд по шахматам, я буду ждать хода со стороны, чтобы понять, какой шаг сделать в ответ.

Коммуникация с заказчиками

На фото: Александр Хачиян, AWG/SkillStaff.
На фото: Александр Хачиян, AWG/SkillStaff.

Александр Хачиян, AWG/SkillStaff:

— Нужна коммуникация с людьми, принимающими решения со стороны заказчиков. Что они видят, чувствуют и как относятся к вашим проектам. Скорее всего, они вам ничего конкретного не скажут, но по каким-то триггерным словам вы сможете сделать выводы и принять решение.

Уже сейчас у заказчиков возникли трудности с получением кредитов. Почему это важно? Например, крупный ритейл берет кредиты и на них делает закупки. Сейчас с этим возникают трудности. Одному нашему клиенту предложили не факторинговый процесс, а альтернативный кредит под баснословные 70 (!) процентов годовых. Я очень надеюсь, что это просто панический ответ банка на ситуацию, но мы не можем исключать, что наши заказчики будут иметь трудности с получением кредитных линий от своих банков, в результате они будут экономить на всем, в том числе и на разработчиках.

Если в 2020 году у нас был только один заказчик, который полгода нам не платил, то сейчас таких может быть больше, и к этому надо готовиться.

Руслан Ишмухамедов, EvApps:

— В эти дни мы особенно тесно коммуницируем с каждым заказчиком, четко отслеживаем как индивидуальные потребности наших клиентов, так и динамику спроса по рынку в целом.

Мы просим клиентов заранее предупреждать о возможных изменениях на проектах и их приостановке.

Международный бизнес

На фото: Сергей Костин, BSL.
На фото: Сергей Костин, BSL.

Глеб Корсунов, Holyweb:

— У нас есть юрлицо в Украине, работает региональный менеджер. Последние два года мы развиваем там команду. Оказалось, что там проще, чем в России, находить качественные англоговорящие кадры для работы с западными компаниями по адекватной стоимости. Юрлицо сейчас действует, в основном оно обслуживается зарубежными контрагентами. Работа, конечно, осложняется, потому что есть перебои с интернетом, людям приходится покидать свои города и уезжать в более безопасные места. Но мы предупредили клиентов, что возможны сдвиги по срокам. Все относятся с пониманием.У нас есть

Есть заказчики на Западе, но большинство из них — с русскоязычными корнями. Никто пока не отказался, работа продолжается.

Андрей Лядков, Staff-Hub:

— У нас был ряд панических ответов по текущим подключениям. Поставщики, у которых есть валютные договоренности, пытались передоговориться на расчеты в условных единицах. Но мы контрактуемся в рублях и не можем пойти на такие условия. С теми, с кем мы пытались заключать контракты в валюте, всегда был обозначен валютный коридор. Сейчас из него, естественно, выпрыгнули, потому что скачки до пяти рублей выдержать еще можно, а дальше становится тяжело. Я посоветовал поставщикам пока не делать резких движений, а вернуться к разговору через неделю и договариваться, может быть, непосредственно со специалистом. Возможно, его устроит выплата пусть и меньшей суммы, но по текущему курсу.

Александр Хачиян, AWG/SkillStaff:

— У нас есть юрлицо в Европе. Но мы видим риск не в том, что туда не будут приходить деньги. Вопрос в том, как их переводить в Россию. В качестве альтернативы мы рассматриваем другие страны, которые не так боятся санкций. Например, ОАЭ, Сингапур, Армения, которая тоже работает как IT-кластер на мировой рынок. Их можно использовать как резервный канал для контрактов или как шлюз для денежных переводов.

Актуальным становится наращивать присутствие в Европе, потому что старые ставки в 60–70 евро сейчас становятся куда более интересными для российских компаний. Важно получить гарантии. У европейских заказчиков более лояльное отношение к предоплате, которая может сильно помочь для решения ваших внутренних задач.

Что касается сотрудников из Украины: я попросил, чтобы с каждым из них связались, спросили, как у них дела, как мы можем помочь, нужны ли отгулы, чтобы перевезти семью в безопасное место. Важно не терять связь, поддерживать и помогать.

Прогноз. Что будет с аутсорс-разработкой

На фото: Глеб Корсунов, Holyweb.
На фото: Глеб Корсунов, Holyweb.

Александр Хачиян, AWG/SkillStaff:

— Присутствие государства как основного заказчика будет нарастать, и с ним нужно будет учиться работать, наращивать функцию GR. Я вижу большую перспективу по импортозамещению (софт, облачная инфраструктура). SAP, Oracle, Microsoft Dynamics могут прекратить поставку продления, лицензии, обновления. Это надо будет замещать. Это может быть толчком для аутсорса, но надо понимать стек, формат и отрасли, где это будет востребовано.

Константин Елистратов, Стратосфера:

— На мой взгляд, есть два сценария развития событий. При негативном ключевые заказчики будут отключены от AppStore, GooglePlay и на рынок выйдет много iOS- и Android-разработчиков. При позитивном сценарии, скорее всего, спрос внутри не изменится. Я не вижу причин для роста. Если во время кризиса, вызванного коронавирусом, всеобщая удаленка подстегнула к выходу в онлайн всех сервисов, сейчас таких предпосылок нет.

Сергей Полуэктов, MediaSoft:

— В каждый из предыдущих кризисов хороших разработчиков в стране становится меньше. Потому что они могут сейчас позволить себе работать в любых точках мира. Сначала эти люди покидают страну, спрос начинает превышать предложение, и в итоги зарплаты растут. Есть подозрение, что сейчас произойдет что-то похожее. И волна будет сильнее из-за изоляции. В итоге рынок труда в России еще больше перегреется.

Руслан Ишмухамедов, EvApps:

— В текущей ситуации естественно ожидать некоторой просадки спроса на разработчиков, однако, с моей точки зрения, этот процесс не будет продолжительным.

Ограничения, вводимые для Российской Федерации, приведут к росту импортозамещения, что для нас будет означать корректировку или смену стека. Бесспорно, придется быстро перестраиваться и осваивать новые технологии, однако я уверен: мы справимся.

Посмотреть запись круглого стола можно по ссылке.

1111
Начать дискуссию