Будущее психологов

Введение

Я считаю, что каждому человеку иногда есть смысл примерять на себя роль футуролога. Важно создавать будущее, а не просто наблюдать, как оно разворачивается перед нами. Если раскрывать мысль через метафору парусного корабля, то нам крайне важно знать:

а) Куда мы хотим попасть.

б) Куда дует ветер.

Этот текст посвящен пункту «б». Его цель — не столько что-то спрогнозировать, сколько показать вам методологию, с помощью которой вы можете ориентироваться в постоянно меняющемся мире.

Важно сразу постулировать: у человечества нет инструментов, позволяющих видеть будущее. Мы в лучшем случае можем только делать прогнозы разной степени точности. Даже прогнозы погоды не всегда точны, хотя метеорологи оперируют объективными данными, а модели (которые объясняют, как изменения в одних параметрах среды влияют на другие) дорабатывались годами.

Будущее человечества определяется тысячами факторов, многие из которых:

а) Не поддаются анализу с помощью формул.

б) Нам вообще не известны. Всегда может прилететь какой-нибудь «Черный лебедь», да изменить все.

Зачем же тогда вообще нужна футурология, если она не выполняет предиктивную функцию?

В этой точке возникает жгучее желание процитировать Джона Коннора из франшизы «Терминатор»: «Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами».

Источник: https://static.wikia.nocookie.net/terminator/images/b/bb/T2jd-nofate-film-1.jpg/revision/latest?cb=20200425192110
Источник: https://static.wikia.nocookie.net/terminator/images/b/bb/T2jd-nofate-film-1.jpg/revision/latest?cb=20200425192110

Изучив результаты анализов, доктор может сказать пациенту, что с текущим образом жизни печень его может отказать лет через 5. Ужаснувшись, пациент берется за ум, начинает правильно питаться, заниматься спортом и т. д. Через 15 лет он, сидя в йога-студии и попивая чай, будет радоваться тому, что прогноз врача не сбылся. А не сбылся он ровно из-за того, что пациент предпринял необходимые действия по изменению сценария. Прогноз стал катализатором изменений.

Мы немного меняем будущее каждый раз, когда задумаемся о нем. В этом я и вижу цель футурологии – она проектирует будущее, а не пытается его предсказать.

Почему психологи?

В качестве объекта анализа я выбрал работу психологов в связи с универсальностью контекста. Многие обращались к их услугам. Многие плюс-минус понимают, в чем их работа состоит. Разбор этой ниши позволит сделать рассуждения о методологии анализа наглядными: нам не придется уходить в теорию, мы сможем сразу показывать все на примерах.

Шаг № 1: выявляем ключевую ценность

Сначала нам нужно определить ключевую ценность, которую создают психологи. Без этого идти дальше нельзя, ведь мы можем сами себя загнать в рамки. Например, у людей всегда была потребность в передвижении. Раньше ее удовлетворяли при помощи лошадей. Потом перешли на автомобили. Если сфокусироваться на конкретном инструменте, а не на потребностях людей, то велик риск зациклиться на нем.

Например, человек в 1812 году мог бы уйти в фантазии о том, что в будущем, наверное, люди смогут вывести лошадей, что будут есть и пить раз в неделю, а спать им вообще не придется. Прикольно, конечно, но автомобиль все равно лучше лошади. А про него наш герой вообще бы не подумал, если бы зациклился на конкретном способе закрытия потребности (то есть на лошадях).

https://i.pinimg.com/originals/0d/7c/7f/0d7c7f3b2336bc74c85ff853f332a178.gif

Какие потребности закрывают психологи?

Если говорить именно о них, а не о психиатрах (которые лечат заболевания), то можно сказать, что психологи помогают повысить субъективное качество жизни и избавиться от психологических проблем (низкой самооценки, тревожности, трудностей в общении и т. д.).

Пациенту нужен не психолог как таковой, а достижение этих целей. Психолог — это способ. Не единственный, кстати. Некоторые, например, к психологу не ходят, а просто пьют антидепрессанты. Или просто пьют.

Шаг № 2: определяем временной горизонт

Считается, что оптимальный горизонт для анализа составляет 10 лет. Такой горизонт, с одной стороны, недостаточно далек, чтобы мы незаметно для себя перешли в роль писателей-фантастов. Возможно, что лет через 30-50 люди будут решать свои психологические проблемы за счет прямого воздействия на мозг. На днях компания «Neuralink» Илона Маска получила разрешение на тестирование своего инвазивного интерфейса на людях.

Если все пройдет успешно, то люди смогут подключать мозг к компьютеру напрямую. Это откроет множество возможностей (в том числе и для психологов), но маловероятно, что это произойдет в течение следующих 10 лет. Чтобы подобные технологии качественно изменили работу психологов, им нужно будет не только успешно пройти всю цепочку тестирований и согласований, но и успеть получить массовое распространение.

Просверлить дырку в cвоем черепе – это не то же самое, что с Xiaomi на Iphone перейти.

С другой стороны, горизонт в 10 лет – это достаточно далеко, чтобы мы могли мыслить за пределами существующих рамок и ограничений. Этот текст пишется в 2023 году. Попробуйте выполнить мыслительное упражнение: вспомните свою жизнь 10 лет назад и сравните ее с жизнью в настоящем моменте. Быть может, что вы еще любовь свою не встретили в 2013 году, а сегодня результат этой встречи уже в школу ходит. За 10 лет многое может измениться.

Шаг № 3: ищем «сигналы»

«Сигнал» — это индикатор грядущих перемен. Точка, из которой будущее начинает просматриваться в настоящем. «Сигналы» позволяют «заземлить» наши прогнозы, так как они являются объективными фактами, свидетельствующими о том, что ветер дует в определенную сторону.

Будущее уже наступило, просто оно еще неравномерно распределено

Уильям Гибсон

В рамках данного исследования мы сфокусируемся на анализе стартапов, работающих с темой психологии. Любая компания, которая сейчас задает правила игры на любом из рынков, когда-то была стартапом. Ее продукт или сервис прижился, став нормой. Венчурный капитал – это молоко матери, без которого новорожденный стартап не может выжить (если только фаундеры заранее не заготовили несколько бидонов с молоком). Если какие-либо стартапы поддерживаются венчурным капиталом, то для нас это может быть сигналом о том, что у них больше шансов на выживание и последующее изменение рынка.

Напомню, что мы выбрали горизонт в 10 лет. Чем дальше в будущее мы бы пытались посмотреть, тем меньшую ценность для нас имел бы анализ текущего венчурного фона. Нам в большей степени пришлось бы смотреть на фундаментальные научные работы, способные изменить отрасль в отдаленном будущем. Быть может, что через 50 лет доминирующей будет «Квантовая теория сознания» или что-то такое. Мы этого не знаем. Чем короче горизонт анализа, тем более «твердые» предположения мы можем делать, так как мы будем опираться на уже существующие сейчас проекты.

Искать будем по открытым источникам. Доступа в ложу рептилойдов и бункер тайного мирового правительства у меня все равно нет. Информация обычно и так перед нами. Мы видим все точки, нужно их лишь соединить линиями.

Источники, которые я использовал:

Открываем сайт каждой компании, изучаем ее оффер и смотрим, проявляются ли здесь какие-либо категории. Итого я проанализировал 69 стартапов, кластеризовав их. Кое-что обнаружилось.

Шаг № 4: выделяем категории

Ниже будет приведен список кластеров с коротким комментарием по каждой из компаний. Список довольно длинный, поэтому вы можете сразу перейти к выводам (шаг №5), если хотите.

1) Сервисы для самостоятельной работы

В эту категорию мы включаем сервисы, которые позволяют клиенту работать без привлечения внешнего специалиста (то есть психолога).

Список компаний:

a) https://meditopia. com/ — позиционирует себя как «самую большую в мире библиотеку контента для осознанности»: медитации, статьи, расслабляющие звуки и т. д.

b) https://www. noom. com/mood/ — сервис берет небольшие обучающие блоки и автоматически компилирует программу обучения для решения проблемы клиента.

c) https://www. youper. ai/ — чат-бот на основе ИИ предлагает пациенту способы работы с его проблемой.

d) https://www. enjoybloom. com/ — компания предлагает 500+ обучающих блоков для устранения разных психологических проблем.

e) https://woebothealth. com/ — чат-бот на основе ИИ, с которым можно обсудить свои проблемы.

f) https://www. forfeit. app/ — приложение, помогающие держать данные себе обещания. Их нужно подкрепить определенной суммой денег. Если к нужной дате обещание не выполнено (т. е. не предоставлены доказательства его выполнения. Фото, например), то приложение забирает залог.

g) https://www. quanwellbeing. com — онлайн-сервис, с помощью которого можно диагностировать состояние своей команды (через разные формы опросов, сохраняющие анонимность опрашиваемых). На основе диагностики система сама предлагает командные «ритуалы» или «практики», которые группа может внедрить, чтобы исправить дисбалансы.

h) https://www. joonapp. io/ — видеоигры для детей, страдающих от СДВГ.

i) https://www. ionamind. com/ — ИИ готовит персонализированные программы для самостоятельной проработки психологических проблем.

j) https://www. getinflow. io/ — приложение для самостоятельной борьбы с СДВГ.

k) https://www. joinreframeapp. com/ — система для самостоятельной борьбы с алкогольной зависимостью.

l) https://www. simplehabit. com/ — подборка из десятков медитаций под разные задачи.

m) https://deepmeditate. com/ — подборка из десятков медитаций под разные задачи.

n) https://www. getstoic. com/ — платформа для самостоятельной работы по повышению качества жизни.

o) https://www. mindsethealth. com/ — платформа для самостоятельной работы (гипнотерапия). Есть соблазн поместить компанию в список «Гибридов», так как она предоставляет психологам возможность подключить к системе своих пациентов и отслеживать их динамику в личном кабинете (кто в каком курсе насколько продвинулся).

p) https://www. sayana. app/ — платформа для самостоятельной работы.

2) Системы «чтения человека»

В эту категорию мы включаем сервисы, которые позволяют терапевту получить дополнительную информацию о состоянии пациента за счет анализа его невербальных проявлений.

Список компаний:

a) https://www.kintsugihealth.com/ - сервис, который автоматически анализирует записи голоса и распознает в них «маркеры, свидетельствующие о наличии психологических сложностей». Можно, например, встроить эту систему в колл-центр своей компании, чтобы оперативно выявлять выгорающих сотрудников.

b) https://www.clarigenthealth.com/ - сервис для анализа голосовых маркеров, помогающий специалистам ставить более точные диагнозы. Отдельный акцент ставится на выявлении рисков совершения суицида. Психолог может вести сессию, а система будет параллельно отслеживать голос пациента, чтобы выдать персонализированную аналитику.

3) Телемедицина

Список компаний:

a) https://iristelehealth.com/ - единый провайдер услуг для медицинских учреждений.

b) https://zencare.co/ - онлайн-подбор специалистов.

c) https://www.elemy.com/ - компания фокусируется на работе с детьми.

d) https://www.parsleyhealth.com/ - онлайн-подбор специалистов.

e) https://www.hurdle.health/ - онлайн-подбор специалистов. На сайте есть уведомление, что компания новых клиентов более не принимает.

f) https://www.hellobrightline.com/ - компания фокусируется на работе с детьми и подростками.

g) https://concerthealth.com/ - онлайн-подбор специалистов.

h) https://www.mantrahealth.com/ - онлайн-подбор специалистов. Фокусируются на студентах университетов и колледжей.

i) https://www.talkspace.com/self-guided-therapy - онлайн-подбор специалистов.

j) https://headway.co/ - подбор терапевта. Ключевое УТП компании состоит в том, что она помогает покрыть расходы за счет страховки.

k) https://quartethealth.com/ - подбор терапевта. Ключевое УТП компании состоит в том, что она помогает покрыть расходы за счет страховки.

l) https://selia.co/en - помощь в подборе психологов для говорящих на испанском.

m) https://www.shimmer.care/ - подбор терапевта. Компания фокусируется на клиентах с СДВГ.

4) Фармакология

В эту категорию мы включаем компании, которые разрабатывают и производят собственные препараты.

Список компаний:

a) https://nue.life/ - компания предлагает препараты для борьбы с депрессией, СДВГ и тревожности. В стандартный пакет входит не только доставка лекарства, но и терапевтические сессии.

b) https://www.altoneuroscience.com/ - компания предлагает «донастройку» лекарств на основе индивидуальных особенностей организма конкретного пациента.

c) https://ophelia.com/ - компания доставляет лекарство для борьбы с зависимостью от опиума + есть онлайн-поддержка терапевтов.

d) https://www.mindstate.design/ - компания разрабатывает препараты для «изменения сознания в терапевтических целях». Если честно, то я так до конца и не понял, чем компания занимается.

5) CRM для психологов

В эту категорию мы включаем сервисы, позволяющие структурировать работу с пациентами, управлять бизнесом и т.д.

Список компаний:

a) https://www.joinheard.com/ - управление графиком приема, ведение бухгалтерии и т.д.

b) https://www.osmind.org/ - управление графиком приема, назначением лекарств и т.д.

c) https://orchid.health/ - платформа для организации работы психологов.

d) https://www.juniperplatform.com/ - платформа для администрирования работы психологов.

e) https://www.bloomtext.com/ - мессенджер для психологов и клиник.

6) Гибриды

В эту категорию мы включаем cервисы, объединяющие в себе элементы из других категорий. Например, если компания предлагает онлайн-сессии с психологом, но в дополнение к ним идут онлайн-тренажеры для самостоятельной работы, то она попадет в эту категорию.

Список компаний:

f) https://www.lyrahealth.com/ - онлайн-терапия, программы для самостоятельной работы, рецепты на медикаменты.

g) https://www.springhealth.com/ - комплексные корпоративные программы заботы о сотрудниках.

h) https://www.meruhealth.com/ - «классические» сессии с психологом комбинируются с загруженными в систему заданиями для самостоятельной работы. Результаты их выполнения можно сразу же обсуждать с психологом в чате.

i) https://www.modernhealth.com/ - компания предлагает как сервисы для физлиц, так и программы заботы о сотрудниках для юридических лиц.

j) https://www.workithealth.com/ - компания помогает бороться с зависимостями с помощью лекарств, онлайн-курсов и онлайн-коммьюнити.

k) https://www.eleanorhealth.com/ - компания помогает бороться с зависимостями с помощью лекарств, онлайн-курсов, онлайн-терапии.

l) https://getlasting.com/ - компания фокусируется на семейных парах. Есть онлайн-уроки, онлайн-сессии с психологом и т.д.

m) https://mind.alan.com/ - комплексные корпоративные программы заботы о сотрудниках.

n) https://www.7cups.com/ - сервис изначально ориентирован на поиск собеседника (не психолога), которому можно выговориться, но и услуги психолога тоже можно заказать.

o) https://vitalizecare.co/ - компания фокусируется на помощи работникам системы здравоохранения. Она также предлагает платформу для руководителей, с помощью которой можно отслеживать, степень выгорания сотрудников.

p) https://www.quitgenius.com - онлайн-клиника, помогающая бороться с зависимостями. Компания похожа на «Оphelia» («4-с» в нашем списке) в том плане, что она тоже высылает пациентам медикаменты, но я отнес ее в категорию «гибриды», так как в «Ophelia» именно их препарат является ключевым продуктом компании. В «Quit Genius» ставка делается на комплексную программу лечения.

q) http://www.momentu.co - комплексные корпоративные программы заботы о сотрудниках.

r) https://www.joinrelay.app/ - помощь в работе с зависимости, основанная на групповой терапии + на системе аналитики. Например, она помогает человеку выяснить, в какой день недели и в какое время он с большей вероятностью сорвется, чтобы спланировать превентивные действия.

s) https://hellolunajoy.com/ - компания ориентирована на женскую аудиторию. В дополнение к онлайн-сессиям с психологом компания предлагает и медикаменты, подобранные на основе изучения ДНК клиентки.

t) https://www.therify.co/ - подбор психологов + есть контент для самостоятельного изучения/использования.

u) https://www.legion.health/ - онлайн-клиника (психиатрия). Лекарства выписывают, со страховкой работают.

v) https://www.mindfi.co - комплексные корпоративные программы заботы о сотрудниках.

w) https://intellect.co/ - комплексные корпоративные программы заботы о сотрудниках.

x) https://zoios.io/ - комплексная аналитика, позволяющая диагностировать состояние сотрудников. Компания похожа «Quan» (1-g в нашем списке), но я не поместил ее в категорию «Самостоятельная работа», так как в данном случае к процессу подключается консультант, чтобы помочь интерпретировать результаты диагностики команды.

y) https://www.chorussleep.com/ - компания помогает повысить качество сна. Есть и корпоративные программы.

z) https://www.letsrecover.com/ - онлайн-клиника для пациентов с зависимостями. Координируют всю программу лечения.

aa) https://www.daybreakhealth.com/ - программы для детей и подростков. Не только терапия, но и сопровождение препаратами.

7) Peer-to-peer

В эту категорию мы включаем cервисы, помогающие подобрать не терапевта, а человека/группу, способную поддержать в трудной ситуации.

Список компаний:

a) https://www.mentalhappy.com/ - онлайн-подбор группы поддержки.

b) https://wakie.com/ - платформа, на которой можно организовать звонок с человеком, желающим обсудить с пользователем возникшую перед ним проблему.

8) Прочее

Список компаний:

a) https://www.kokocares.org/ - платформа для поиска опасного для психики детей и подростков контента в социальных сетях. На сайте компании сказано, что она живет на пожертвования, но еще есть инвестиции от Y-combinator (https://www.ycombinator.com/companies/koko-2).

b) https://www.psylaris.com/en/ - компания предлагает VR-технологии, которые психологи могут использовать в своих сессиях.

c) https://actipulseneuroscience.com/ - компания разрабатывает шлем для неинвазивного воздействия на мозг с целью лечения психических и неврологических заболеваний.

Шаг №5: интерпретируем результаты

Изучив кластеризованный список, можно сделать следующие выводы:

1) Мы быстро привыкаем к новой норме. В списке представлен целый ряд компаний, предлагающих подбор психолога, но, думаю, справедливо будет предположить, что многим читателям это инновацией не показалось. Некоторые из компаний в списке и вовсе уже IPO провели. Например, «Talkspace» был основан в 2012 году, «Headway» – в 2015. Океан уже перестал быть голубым, некоторые компании сужают нишу. В списке мы видим проекты для страдающих от СДВГ, для женщин, для студентов и т.д. Не удивлюсь, если появятся проекты для собственников малого бизнеса, например.

2) Данные – это новое оружие в конкурентной борьбе. На сайтах большого числа компаний из этого списка сказано, что их подходы «evidence-based» или «science-based». Чем больше у компании накопленных данных об эффективности ее методологии, тем сильнее она в войне за клиента.

3) Сессии со специалистами перестают быть самостоятельным продуктом. Фокус смещается на предоставление клиентам комплексных программ лечения, в которых онлайн-встречи с психологом – это лишь их часть.

4) Клиенты все больше работают самостоятельно. В наш список попали 16 компаний (мы их выделили в отдельную категорию), предоставляющих клиентам чат-боты, тренажеры и иные сервисы, позволяющие им самостоятельно проработать свою проблему. К этому списку можно добавить целый ряд компаний из списка «Гибриды», так как они тоже предлагают сервисы для самостоятельной работы, но не ограничиваются ими.

Например, в рекламном видео компании «Meru Health» так и сказано: «Терапия – это важно, но настоящие изменения происходят между сессиями с психологом». Клиенту назначаются задания для самостоятельного выполнения за пределами сессии (каждую неделю разные). Терапевт комментирует результаты + ему можно задать вопросы в чате приложения.

В сумме это позволяет предположить, что весомая часть старпатов в нашей выборке так или иначе интегрирует элементы самостоятельной работы клиента.

Кажется, что мы обнаружили тренд.

Источник: https://i.imgflip.com/2durye.jpg?a467928
Источник: https://i.imgflip.com/2durye.jpg?a467928

Чтобы не выдавать желаемое за действительное, давайте перепроверим себя. Помните пример про лошадей и автомобилей? Технология приживается, если она привязана к потребностям людей, удовлетворяя их быстрее, дешевле, проще и т.д.

Что подобная автоматизация дает клиентам? В первом приближении видятся следующие сильные стороны:

• Работа с приложением дешевле (особенно в ситуации, когда услуги психолога не покрываются страховкой).

• Работа с приложением не так требовательна к графику (не нужно ждать конкретной даты и времени. Можно работать в те моменты, когда есть свободное окно у клиента, а не у терапевта).

• Приложение снимает риски того, что с терапевтом «не сложится химия».

• Приложение не может «тянуть резину». Если в общении с терапевтом некоторым клиентам может казаться, что они не прогрессируют, то в приложении пользователь наглядно видит свой прогресс (особенно в тех приложениях, что используют элементы геймификации): какие модули уже пройдены, что будет дальше и т.д.

Что подобная автоматизация дает компаниям-провайдерам? В первом приближении видятся следующие сильные стороны:

• Расширение клиентской базы. Онлайн-сервисы позволяют работать с клиентами, которые по разным причинам не готовы идти к психологу-человеку.

• Постепенное накопление данных позволяет повышать эффективность работы. Администраторы в живом режиме видят, какие техники/механики/задания вызывают позитивный отклик, а какие – нет. Сам массив накопленных данных становится активом. Наличие статистически подтвержденных показателей эффективности системы – это мощный драйвер продаж. У психологов-людей показатели достаточно часто качественные (и не все их клиенты готовы делиться своим опытом работы с психологом), у сервисов – количественные (и их очень легко вынести на всеобщее обозрение).

• Психологу тяжело передать своих клиентов кому-то другому. Клиентская база сервиса – это полноценный актив, повышающий ценность бизнеса.

• Сервис собирает много больших данных о клиентах. Если компания решит изменить бизнес-модель (перейти к гибридной модели, например), то у нее уже будет накопленный массив данных о пользователях, что позволит делать им очень персонифицированные предложения.

• Модель онлайн-сервиса кратно упрощает масштабирование. Чтобы кратно увеличить клиентскую базу, не нужно кратно увеличивать штат работающих психологов.

Шаг №6: 4 варианта развития тренда

Основанный в 1968 году Institute for the Future (некоммерческая организация, занимающаяся вопросами прогнозирования будущего) предлагает фреймворк из 4 основных вариантов развития любого тренда. Применим их к обнаруженной нами тенденции к повышению уровня самостоятельности клиентов при работе над своим психологическим благополучием.

Сценарий №1: рост

В этом сценарии мы должны предположить, что тренд будет расти и дальше.

Источник: https://media4.giphy.com/media/kfFJ4cZGlNGzRILfpW/giphy.gif

Если отрасль будет развиваться по этому сценарию, то люди в принципе перестанут обращаться к психологам, отдав заботу о своем психологическом благополучии сервисам с большим накопленным датасетом, проработанной системой рекомендаций и обширной базой техник/упражнений/заданий по решению проблем разного характера. Вспоминаем первый шаг нашего анализа – определение ключевой ценности. Работа с психологом – это один из способов решить свои психологические проблемы, но не единственный.

Сценарий может выглядеть следующим образом: пользователь описывает проблему, система составляет для него программу из небольших ежедневных заданий, помогающих с ней справиться. Пользователь регулярно отмечает, насколько хорошо или плохо он чувствует себя. Система оперативно вносит корректировки в план лечения. Чем больше данных о себе пользователь «скармливает» провайдеру, тем качественнее становится его лечение.

Например, если позволить ИИ получать данные с фитнес-браслета, то система сможет отслеживать скачки давления в течение дня, чтобы выявлять, когда эмоциональный фон клиента дестабилизируется. Если синхронизировать получаемые с браслета данные с, например, данными от специального виджета для социальных сетей, то система научится отслеживать, какие посты вызывают эмоциональные реакции (на случай, если клиент не знает, что залипать на фотки бывшей – не очень хорошая идея).

Клиент может, например, подключить модуль голосовой диагностики (в нашем списке под них была выделена отдельная категория) к системе конференц-связи, чтобы система отслеживала, в какие моменты ведения совещания или разговора с мамой его эмоциональное состояние менялось. Сейчас уже есть онлайн-сервисы, делающие стенограмму обсуждений. Соединив их с системой сбора биометрических данных и с системами анализа голоса (о них мы писали выше), можно будет даже цветом в тексте выделять слова и фразы, которые разум клиента окрашивает определенным образом.

Массивы данных позволяют ИИ более точно определять, что «триггерит» те или иные эмоциональные состояния у клиента. Система предлагает персонализированные рекомендации по выправлению ситуации.

Изучив результаты анализов клиента, компания-провайдер сможет предоставить ему и персонализированную медикаментозную поддержку.

Сценарий №2: снижение

https://media2.giphy.com/media/Hq4ptrrJaTvwY/200w.gif?cid=6c09b9529r0ec7647kep7b6qptusrq7z7l0jrw605kketfzs&ep=v1_gifs_search&rid=200w.gif&ct=gBcnj

Сценарий из серии «поигрались, да хватит». В этом случае мы предполагаем, что тренд сходит на нет. Допустим, что в ближайшем десятилетии будет проведено лонгитюдное исследование, в рамках которого психологи докажут, что самостоятельная работа пациента без подключения терапевта не приводит к значимым результатам.

Мы уже отмечали, что многие провайдеры на своих сайтах уже указывают, что их подходы имеют подтвержденные показатели эффективности, но опровергаемость – важная характеристика любого научного знания.

Можно предположить, что крупные утечки персональных данных с подобного рода сервисов тоже могут «убить» веру людей в них.

Сценарий №3: рост с последующим закреплением на определенном уровне

Источник: https://meme-arsenal.com/create/meme/2605243
Источник: https://meme-arsenal.com/create/meme/2605243

Данный сценарий предполагает, что определенный тренд набирает обороты, а потом его рост останавливается. В качестве примера я бы привел VR-технологии. Они заняли определенную нишу в игровой индустрии, индустрии обучения и т.д. VR не захватил весь рынок, но и не ушел с него. Технология заняла определенные ниши и закрепилась в них. Это не значит, что у VR нет будущего. Это значит, что сейчас не мы не видим каких-то сигналов того, что тренд резко пойдет вниз или вверх. Он как бы «ушел в боковик» (инвесторы поймут).

В случае с нашим трендом мы можем предположить, что рынок разделится на «работающих с приложениями» и «работающих с терапевтами». Часть пациентов будет работать исключительно самостоятельно, а часть будет продолжать ходить на привычные нам часовые сессии к живому человеку (даже если они и будут проходить онлайн).

Остается открытым вопрос о том, что будет являться премиальным продуктом, а что – «масс-маркетом». Можно допустить ситуацию, что основная часть клиентов будет работать с сервисами самостоятельно (не так эффективно, но зато не так дорого), а меньшинство – ходить к психологам, будучи готовыми заплатить побольше за персональное человеческое внимание (но это не означает, что сами психологи не будут использовать ИИ-инструменты в своей работе).

Думаю, что даже в случае, если в ближайшее десятилетие наука подтвердит эффективность систем для самостоятельной работы, какой-то процент клиентов продолжит ходить к психологам в силу своей веры именно в людей, а не в алгоритмы. К этому же числу можно будет отнести тех, кто просто не захочет делиться личным и сокровенным с системой. Мы уже отметили риски утечки этих (очень) персональных данных в сеть.

Сценарий №4: трансформация

Источник: https://media4.giphy.com/media/R9zXHWAHyTjnq/giphy.gif

Данный сценарий предполагает, что тренд трансформирует само понимание нормы в конкретной отрасли. Он перестанет существовать как что-то отдельное, став частью операционной действительности профильных специалистов.

Можно предположить, что в таком случае у психологов будет работа, но ее суть немного изменится. Психологи перейдут от роли «тех, кто ведет сессии» к роли координаторов лечения.

Основным инструментом психолога будет дашборд, а не блокнот с записями.

Источник: https://freight.cargo.site/t/original/i/82d595d6390737b6eb7e57ddcff37e13bcf33b6e7072ccd585b0d1366fb7980e/01_OBLVN_Light_Table_UI_01.jpg
Источник: https://freight.cargo.site/t/original/i/82d595d6390737b6eb7e57ddcff37e13bcf33b6e7072ccd585b0d1366fb7980e/01_OBLVN_Light_Table_UI_01.jpg

Как это может выглядеть?

Например, пациент обращается в well-being компанию (генерального подрядчика, на которую работает психолог). У компании контракт с его работодателем, психологическая поддержка включена в социальный пакет пациента. Работодателю это выгодно, так как провайдер может показать статистику, подтверждающую окупаемость таких инвестиций. Эта мысль родилась после того, как я увидел, что ряд компаний в нашем списке предлагает корпоративные программы заботы о сотрудниках.

Клиенту назначают диагностическую сессию. Еще до ее начала психолог получает результат скрининга социальных сетей/профиля клиента в интранете работодателя, на основе которого ИИ сделал определенные предположения о типе его личности и склонностях, а также о возможных сложностях.

Психолог проясняет запрос клиента. ИИ анализирует голос клиента, чтобы предоставить терапевту «второе мнение» об эмоциональном состоянии человека. На основе своего диагноза (подкрепленного результатами ИИ-диагностики, а также рекомендательной системой well-being компании) психолог назначает клиенту двухнедельный курс по повышению уровня осознанности, чтобы тот научился лучше чувствовать свое состояние + понял причины возникновения проблемы. Клиент устанавливает ряд программных модулей для отслеживания эмоциональных реакций, подписывает соглашение об обработке персональных данных.

В течение 2 недель клиент выполняет задания. Терапевт видит мини-отчеты по ним в реальном времени. Параллельно система собирает биометрические данные, собирая статистику об изменении эмоционального состояния клиента. Терапевту приходят уведомления о том, что сегодня весь день клиент чувствует себя подавленным или, например, сегодня в 15:30 у него была замечена вспышка гнева. Терапевт может оперативно скорректировать план самостоятельной работы. Например, добавить задание, в рамках которого пациенту нужно будет описать, что он думал и чувствовал в тот момент, когда сильно разозлился. Нейросеть сама определит, какие уточняющие вопросы нужно задать клиенту, сама сделает резюме его ответов и направит психологу.

До начала следующей сессии терапевт получает персонализированный отчет по своему пациенту: какой процент заданий был выполнен, какие заметки пациент оставил, как менялось его состояние на протяжении всего периода (и что могло «триггерить» клиента), какие события он отметил как наиболее приятные/неприятные, что говорит биометрия. Рекомендательная система сама предлагает терапевту перечень тем/вопросов для обсуждения на сессии, чтобы она была наиболее эффективна.

Резюме

Недавно я проходил обучение по использованию нейросетей, на котором один участник поделился историей. Он попросил ChatGPT выступить в роли коуча-трекера, задача которого – задавать вопросы и анализировать ответы, чтобы помочь участнику найти ключевое ограничение в его проекте. Он сказал, что система с этим справилась.

Можно предположить, что в течение следующих 10 лет мы увидим еще множество примеров, в которых появившееся относительно недавно технология (ChatGPT создали не вчера, но лишь недавно генеративные нейросети привлекли к себе столько внимания) оказывает огромное влияние на целые отрасли.

Предсказать подобное мы не можем, но мы можем держать руку на пульсе, чтобы видеть, развитию чего сейчас посвящают себя десятки и сотни умных людей. Важно уметь отделять шелест листьев от треска фундамента.

Да, тот же ChatGPT отлично умеет имитировать (именно имитировать) переписку с психологом, но значит ли это, что с завтрашнего дня мы все станем с ним делиться самым сокровенным в надежде получить избавление от своих переживаний?

Готовы ли мы делиться биометрическими данными, меняя их на психологическое благополучие? Готовы ли мы пустить ИИ в наше личное онлайн-пространство (звонки, переписка) и в наши тела (биометрические данные), чтобы тот нашел способ помочь нам? Что такого ИИ-сервисы должны будут пообещать нам, чтобы мы на это согласились?

Кто и как будет обеспечивать сохранность этих данных? Кто даст гарантии, что никто не перепродаст их, чтобы кто-то потом смог управлять нами, зная о наших тайнах? Как мы сможем установить, что лояльность сотрудника работодателю исходит «от сердца», а не является следствием того, что well-being компания при подписании договора на обслуживание тайно обязалась «что-то там в головах у них подкрутить, чтобы работали больше, а просили меньше»?

Об этом я и говорил, когда отмечал, что фокус футурологии не столько на будущем, сколько на наших действиях в настоящем. Есть смысл искать ответы на эти вопросы уже сейчас, чтобы будущее не стало чем-то, с чем мы просто столкнемся.

Поделитесь этим исследованием со своими знакомыми психологами. Интересно узнать их мнение.
Подписывайтесь на тг-канал:

2
3 комментария

Почему "это" не в разделе "Психология" ?

Ответить

Потому что это статья не о психологии как таковой.

Ответить

А нет в редактора vc ограничение на количество знаков?
Оно ведь так напрашивается - графоманство надо искоренять

Ответить