Тенденции развития рынка бизнес-образования в 2021 году. Результаты опроса. Мнения организаторов

Ноябрь — самое время строить планы на следующий год. 2020-й показал нам, как быстро необходимо меняться и адаптироваться в современном мире. Портал "ВсеТренинги.ру" провёл опрос тренеров и организаторов — экспертов рынка бизнес-образования и выяснил, каким они видят 2021 год.

На рынок, несомненно, влияют внешние обстоятельства — законы, постановления, ограничения, экономическая обстановка.

Также влияние имеют потребители — их запросы на обучение, интересы, возможности.

Но не меньший вклад в тренды на рынке рынке бизнес-образования вносят те, кто проводят мероприятия, обучают, консультируют — бизнес-тренеры и тренинговые компании.

В данной статье мы познакомим вас с результатами опроса, проанализируем их и попробуем внести нотки определённости в наше ближайшее будущее. Спрос на обучение

В первую очередь, мы спросили экспертов рынка об их ожиданиях от спроса на обучение.

Что произойдёт со спросом на обучение

Что произойдёт со спросом на обучение  ВсеТренинги.ру
Что произойдёт со спросом на обучение ВсеТренинги.ру

42% опрошенных ожидают рост спроса несмотря на нестабильную обстановку и неопределённое будущее. 2020-й год показал, как важно адаптироваться под постоянные изменения среды и рынка. А адаптация невозможна без овладения новыми бизнес-навыками.

Респонденты, ожидающие сохранение спроса на прежнем уровне и, наоборот, его сокращение оказались примерно в равных долях — 26,1 и 27,5% соответственно. Очевидно, что ограничения 2020-го года отразились на экономике не лучшим образом, а отдалённые последствия самоизоляции не дают строить оптимистичных прогнозов.

Есть также мнения о том, что спрос повысится именно на онлайн-обучение. Онлайн или офлайн? Спор продолжается…

После вынужденного перехода на "удаленку", многие впервые открыли для себя преимущества онлайн-образования. Сможет ли онлайн-образование вытеснить офлайн? Об этом мы спросили наших экспертов.

Сможет ли онлайн-обучение вытеснить офлайн?

Сможет ли онлайн-обучение вытеснить офлайн ВсеТренинги.ру
Сможет ли онлайн-обучение вытеснить офлайн ВсеТренинги.ру

Лишь 3,4% опрошенных уверенно ответили "да". Подавляющее же большинство экспертов (72,5%) видят будущее за смешанной формой обучения. Мы согласны с тем, что далеко не все навыки можно передать дистанционно. Для наработки практики во многих областях необходимо живое присутствие.

А 23,3% респондентов считают, что полностью заменить офлайн-обучение дистанционным невозможно.

Готова ли ваша компания обучать онлайн?

Готова ли ваша компания обучать онлайн? ВсеТренинги.ру
Готова ли ваша компания обучать онлайн? ВсеТренинги.ру

Об этом мы спросили наших экспертов и получили следующие ответы.

Готова ли ваша компания обучать онлайн?

73,9% опрошенных готовы обучать онлайн. 21% считают, что для передачи знаний нужно живое присутствие.

Остальные участники опроса поделились своим мнением в свободной форме.

"С одной стороны, все овладели Zoom, с другой — все так примитивно, потому что не было эволюционного развития, скачок формы без наполнения адекватным содержанием. В результате все считают, что после пандемии online останется для бедных, а богатые всегда будут учиться офлайн, потому что главное в обучении — это совместно создаваемое эмоциональное и интеллектуальное поле, на котором будут вызревать брошенные зерна", — пишет участник опроса.

"Готовы, но нужно время для перехода на полный онлайн + приучить клиентов "любить" этот формат", — было и такое мнение.

Бюджеты на обучение. Прогнозы и мнения

Сумбурный и непредсказуемый 2020-й подходит к концу, и сейчас многие компании закладывают бюджеты на следующий год. Найдётся ли там место для обучения? Мы спросили мнение наших экспертов.

Как изменятся бюджеты на обучение

Как изменятся бюджеты на обучение? ВсеТренинги.ру
Как изменятся бюджеты на обучение? ВсеТренинги.ру

Больше половины опрошенных (55,1%) прогнозируют сокращение бюджетов на обучение. Непростая экономическая ситуация поставила многие компании на уровень выживания, и этом случае вопросы обучения сотрудников отходят на второй план.

Однако 23,2% опрошенных предположили рост бюджета на обучение. Как мы и говорили, новое время требует новых навыков.

20,3% опрошенных ожидают, что бюджеты на обучение останутся на прежнем уровне.

Мнение участника опроса:

"Деньги есть только у государственных организаций. Даже Роснефть отменила на 2020 год все повышение квалификации. Персонал повышает за свой счёт, значит берет что-то полезное. Семинары и тренинги с точки зрения сотрудников — это излишество. Только за свой счёт. За свой счёт покупаются только курсы".

Форматы обучения

✔Более половины опрошенных (52%) предполагают, что самым популярным форматом станет короткий онлайн мастер-класс (вебинар на 1–3 ч).

✔"Живые" онлайн-тренинги и марафоны, онлайн-курсы в записи и офлайн мастер-класс набрали примерно одинаковое количество голосов (33–36%).

✔"Классические" двухдневные офлайн-тренинги и регулярные онлайн-клубы или мастер-группы набрали по 24,6% голосов.

✔Наименьшую популярность прогнозируют длительным программам: на онлайн делают ставки 20%, офлайн — 8,7% опрошенных.

Таким образом, в прогнозах мы видим устойчивый тренд микро-обучение. Чем короче программа тем большую популярность ей прогнозируют. В условиях неопределённости ни компании, ни участники обучения не готовы включать в свои планы длительные программы.

Чему учить?

Самые популярные темы обучения

Самые популярные темы обучения ВсеТренинги.ру
Самые популярные темы обучения ВсеТренинги.ру

Продажи и переговоры, тренинги для руководителей, личная эффективность, дополнительное проф. образование — именно эти темы будут наиболее популярными по мнению экспертов рынка бизнес-образования. Данные варианты ответов получили от 53 до 60 процентов голосов (была возможность выбрать несколько вариантов ответов). Действительно, хорошие продажи — условие существования любого бизнеса (тренинги по продажам будут популярны по мнению 60% опрошенных). Данным процессом нужно уметь управлять в изменяющихся условиях, поэтому важны тренинги для руководителей (53,6%). В эпоху перемен необходимо развивать стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки и прочие soft skills. Поэтому 53,6% опрошенных выбрали раздел "Личная эффективность". Ну и конечно, повышать квалификацию и осваивать новые навыки важно во все времена. Поэтому раздел с дополнительным профессиональным образованием видят популярным 55,1% опрошенных.

Чуть меньше участников опроса проголосовали за популярность маркетинга, PR и SMM в 2021 г. (44,9%), управления персоналом (39,1%), IT (37,7%), финансов (26,1%), бухгалтерии (17,4%), права — (5,8%).

Где люди будут искать информацию о тренингах и обучении?

С каждым годом растёт информационная нагрузка на человека. Чтобы пробиться к человеку через информационный шум, нужно все больше и больше времени и касаний. И здесь все средства хороши — и социальные сети, и рекомендации, и контекстная реклама, и тематические ресурсы. Среди ответов респондентов на наш опрос не было очевидных аутсайдеров, что говорит о том, что при наборе участников на тренинги необходимо комбинировать разные методы продвижения.

Основные каналы привлечения

Основные каналы привлечения ВсеТренинги.ру
Основные каналы привлечения ВсеТренинги.ру

Более 80% опрошенных прогнозируют ведущую роль социальных сетей в поиске нового обучения. Однако поскольку человек чаще всего заходит в соц. сеть в первую очередь для отдыха и общения, необходимы и дополнительные каналы привлечения.

На рекомендации надеятся 60,9% участников опроса. "Сарафанное радио" способно приводить горячих клиентов, однако управлять им сложно, а масштабировать — ещё тяжелее.

Тематические ресурсы видят основным каналом привлечения почти половина опрошенных (47,8%).

Контекстную рекламу видят главным источником привлечения 39,1% опрошенных. Какую главную тенденцию в запросе на обучение вы ощущаете в настоящее время?

Последний вопрос был задан в свободной форме, публикуем самые интересные ответы.

✔"Главная тенденция в том, что обучение переходит на онлайн-платформы, с минимумом живого общения. Всё общение с обучающимися происходят через мессенджеры и чат-боты".

✔"Тренеры бросились в онлайн, участники скучают по офлайн. Не верят в возможности онлайн обучения".

✔"Тренинги сейчас не так важны, как семинары для узких специалистов (например, строителей, юристов, horeca, по HACCP) и курсы и семинары по управлению для руководителей (Здесь вне конкуренции "Постановка задач и контроль исполнения"). Обучение по запросам. Сложные новые программы, типа комплаенса, Запрос на компьютерную грамотность в Excel (макросы, VBA), MS Project в формате семинаров. Может быть, это связано с тем, что люди стали более коммуникативны, они нуждаются в знаниях и конкретных skills, а не расплывчатом лидерстве, переговорах, управлении временем или стрессом".

✔"Soft skills, внедрение коучинговых инструментов в работу руководителя".

✔"Тенденция такая — быстро и с высоким результатом. Но эта тенденция будет меняться для тех, кто осознает, что чем больших результатов он хочет добиться, тем дольше и углублённей надо обучаться", — Михаил Тарасов.

✔"Разделение запросов поровну — кто то хочет только живой тренинг, кто-то просит живой тренинг провести в онлайн формате".

Выводы. Тренды 2021 г. на рынке бизнес-образования

На основании данного исследования мы выделили следующие тренды в прогнозах на 2021 г.

1 Спрос на обучение будет расти или как минимум останется на прежнем уровне. 68,1% опрошенных сходятся на этом.

2 При росте спроса на обучение большинство участников рынка (более 75%) не ожидают увеличения чеков и бюджетов на обучение. Напротив, более половины опрошенных прогнозируют сокращение бюджетов на обучение у компаний.

3 В связи с этим, эксперты рынка видят будущее за короткими практическими программами. "Живой" вебинар на 1–2 ч будет самым популярным форматом обучения в 2021 г. Чем длиннее программа, тем меньшее количество опрошенных видит её в фаворитах на будущий год.

4 При этом дистанционное обучение не сможет полностью вытеснить офлайн-образование. 95% опрошенных в этом уверены. Большинство также за микс онлайн и офлайн.

5 Почти ¾ компаний уже сейчас готовы обучать онлайн и их число будет расти.

6 Продажи и переговоры — наиболее популярная тематика тренингов по мнению 60,9% опрошенных.

7 Большинство экспертов рынка видит потенциал в привлечении клиентов на обучения в социальных сетях, но не отказывается и от других способов продвижения (тематические ресурсы, рекомендации, контекстная реклама).

Портал "ВсеТренинги.ру" благодарит всех участников опроса за ваши мнения и комментарии. Мы получили огромное удовольствие, обрабатывая ваши ответы:)

Вместе с вами мы внесли немного определённости в сумбурный и непредсказуемый 2020-й год.

Будем рады вашим комментариям и обратной связи!

И ждём вас на портале "ВсеТренинги.ру"!

Начать дискуссию