Как привлечь инвестиции на покупку франшизы?

Стас Тихомолов, CEO "Бизнес Консалтинг"
Стас Тихомолов, CEO "Бизнес Консалтинг"

Меня зовут Стас Тихомолов, я основатель компании "Franchteam" — консультируем и помогаем предпринимателям упаковать франшизу, а начинающим предпринимателям подобрать твердую и прибыльную франшизу.

Многие начинающие предприниматели задумываются об уходе из найма в свой бизнес, и как правило у них есть какие-то сбережения.

И с этими исходными данными, они выбирают между: открыть бизнес самостоятельно или купить франшизу.

Рассмотрим первый вариант — самостоятельно открыть бизнес, к примеру с бюджетом до 1 млн. руб.

Как правило, это микро бизнес, связанный с торговлей, к примеру открыть кофе с собой, или точку с шаурмой, либо же студию маникюра.

И по опыту, этих денег достаточно, чтобы просто открыть. Но тут встает другой вопрос, а как все этим эффективно управлять, какой должен быть управляющий и с каким опытом должны быть сотрудники?

Сколько нужно тратить на маркетинг? Понятное дело что чем больше, тем лучше. Но это работает, только когда вы знаете свою метрику — а именно, сколько стоит заявка, стоимость клиента, какой у клиента LTV (Lifetime Value — это показатель, демонстрирующий прибыль, которую получает компания за все время сотрудничества с покупателем), при каких цифрах ваша юнит-экономика будет сходиться и вы будете получать прибыль.

А так же — как правильно оказывать услуги клиенту, какую обратную связь собирать от клиента, какие инструмента маркетинга наиболее эффективны конкретно в вашем бизнесе и прочее.

И здесь возникает вопрос, а точно ли вам хватит не просто денег, а именно опыта и ресурсов, чтобы вы через 3 месяца начали выходить хотя бы в операционный ноль?

И тут возникает много вопросов много, при этом мало опыта.

Вариант второй — покупка франшизы. Здесь как правило есть уже все, что вам необходимо для правильного и эффективного запуска бизнеса, и при этом, вы экономите колоссальное количество времени на приобретения опыта, не тратите деньги на тесты рекламы, сотрудников, выстраивания бизнес-процессов и их контроля.

Отваливаются такие вопросы — где и как находить клиентов и сотрудников, в какой системе учета вести ваш бизнес, сколько тратить денег на маркетинг, какая стоимость аренды должна быть у вас и т.д.

Но при этом, необходимое кол-во денег на покупку франшизы нужно чуть больше, чем если запускать самостоятельно.

Почему? Во франшизе есть паушальный взнос и ежемесячные отчисления роялти в головной офис, во вторых в финансовой модели закладывается сразу необходимое кол-во денег в качестве оборотных средств на первые 3-6 месяцев пока вы не выйдете в операционный ноль или плюс.

Поэтому часто возникает вопрос, а откуда взять недостающую часть денег на покупку франшизы?

Давайте разбираться.

Способ 1 — взять кредит в банке. Это самый простой и распространённый способ найти денег.

Способ 2 — 3F: Family, Friends, Fools — семья, друзья, дураки.

Способ 3 — найти инвестора.

Если с первыми 2 способами вы вероятнее всего сталкивались, вы брали кредит на покупку машины, или занимали деньги у друзей и семьи на первоначальный взнос ипотеки, то с инвестициями все совершено иначе.

Как найти инвестора?

Во-первых, давайте разберемся, какие виды инвестиций бывает?

1. Займ — это классический способ как в банке, только с обычным человеком.

2. Продажа доли — отдать часть бизнеса и соответственно часть прибыли инвестору.

Не будем углубляться в разновидности займов (они есть ещё — роялти займ, конвертируемый займ), и разновидности продажи долей.

Во-вторых, чтобы найти инвестора и презентовать ему свою идею, вам потребуется действительно стоящая франшиза, которая работает более 1-2 лет, у которой есть собственные точки (кофейни к примеру), есть уже действующие франчайзи — 5-10, и их прибыль подтверждается системой отчета и контроля в которой они работают.

Вам необходимо запросить у собственника франшизы финансовую модель, календарный план запуска бизнеса, презентацию франшизы и договор (лицензии либо коммерческой концессии), а так же пару контактов франчайзи, которые работают более 6-10 месяцев — это важно, так как если вам дадут контакт франчайзи который купил франшизу вчера, у него явно нет еще опыта и мнения о данной франшизе.

Далее внимательно изучаем полученный пакет документов и если всё ок (как определять ок или нет, разберем в следующей статье), идем искать инвестора.

Как и где искать инвестора?

1. Открываем свой справочник в телефоне и обзваниваем всех, и предлагаем рассмотреть вариант инвестировать в вашу кофейню.

2. Открываем Авито и/или Инстаграм/Фейсбук/Вконтакте/Одноклассники, и размещаем объявление о поиске инвестора. Выставляем скриншоты финансовой модели, договора, фото действующих кофеен и пишем вкусное предложение для инвестора. Например:

Ищем инвестиции на открытие кофейни «Название бренда».

«Название бренда» — это федеральная сеть кофеен, работающая более чем в 30 городах, где открыто более 45 точек. Средняя прибыль кофейни 200 000 руб. чистыми ежемесячно.

Кратко пишем о себе и своём опыте. Будет сильным тот факт, если вы до этого работали в кофейни на позиции бариста или управляющего к примеру.

И пишите, какую цель вы преследуете: "Планирую открыть точку кофейни в своем городе в районе таком то, вывести в прибыль на 6-7 месяц, с окупаемостью вложений до 16-18 месяцев."

Ищем инвестора по следующим условиям:

1. Формат займа — 1 млн. руб. Под 20% годовых на 2 года, процента выплачиваются ежемесячно, тело займа закрываем в конце срока, либо гасим частично от чистой прибыли, при условии что чистая прибыль свыше 100 000 руб. (Если чистая прибыль составила 150 000 руб., 50 000 руб. Идут в счет погашения тело займа)

2. Формат инвестиций — 1 млн.руб. За 20% доли от чистой прибыли. До окупаемости инвестиций, инвестор получает 80% чистой прибыли, после окупаемости, инвестор всегда получает 20% чистой прибыли.

Так же необходимо честно и открыто написать и рассказать инвестору о рисках. Почему это важно?

Инвестор должен видеть перед собой не просто сказочника, а разумно думающего человека, который понимает, что бизнес это не вклад в банке, а каждодневный труд по 12 часов.

И что есть определённые риски — уход или воровство сотрудника, локдаун в стране, ремонт дороги где будет стоять ваша кофейня и прочее.

И если вы донесете основную мысль для инвестора, что вы намерены работать в этом бизнесе ближайшие 2-3 года, уделять этому свое время и расти как предприниматель, то высока вероятность получения инвестиций.

При этом учтите, что бывает так что из 100 встреч с инвесторами, вам могут отказать 99 раз, и только 100-й инвестор скажет да.

Но бывают и случаи, когда с 1 звонка, можно найти инвестора.

Надеюсь для вас это было полезно. Если же вы хотите получить консультацию конкретно под ваш случай, пишите мне в Инстаграм, с радостью вас проконсультирую.

С уважением, Стас Тихомолов.

44
1 комментарий

Хорошая статья. Спасибо. Из своего опыта считаю важным добавить. Если первый же инвестор согласился, все равно сделайте еще несколько встреч-презентаций. Так как, лучше, чтобы у вас был выбор.

1
Ответить