Страх чистого листа и не только: как преодолеть

Я работаю с текстами уже лет 8: пишу сама и редактирую разное, от коротких постов до статей в блогах. За это время и я как автор / копирайтер / редактор, и коллеги, которым я помогаю оформить их мысли и опыт в связный текст, сталкиваемся с плюс-минус похожим набором страхов и убеждений, мешающим сесть и написать качественный материал. Попробую развеять часть из них, и заодно сразу прошу в комментариях делиться, какие барьеры есть у вас.

Для текста нужно вдохновение

Если бы надо было писать кратко, я бы сказала «чушь», и на этом мы бы с вами закончили абзац про вдохновение.

Вдохновение — прекрасная штука, но само по себе оно не работает. По сути, это перекладывание ответственности, мол, я не могу сформулировать мысль, потому что муза не идёт. Но пишете вы, мысль ваша, так при чём тут какая-то муза?

Или вот ещё любимое: «я технарь, я не умею в это ваше словоблудство». Так и отлично! Текст — это структура, он живёт по своим законам, которые не так уж сложно освоить. Я вообще люблю говорить, что текст — та же самая математика: у тебя есть задача, есть инструменты для её решения в виде цели, плана, знания темы и т. д. Садись и решай!

Итого имеем: обычно за «отсутствием вдохновения» скрывается незнание инструментов, которые помогут собрать мысли в текст. Следующие абзацы частично этот вопрос закроют и, надеюсь, помогут вам чуть меньше тосковать о музе и чуть больше писать.

Не знаю, с чего начать

Тут всё просто и сложно одновременно. Просто, потому что есть три вопроса, ответы на которые избавляют от мучительных размышлений. Сложно, потому что ответить на эти вопросы нужно честно и лаконично.

  1. О чём я хочу написать
    Мыслей много, хочется охватить всё подряд, рассказать и про то, и про это, и вот это не упустить — знакомо? Если так и оставить ворох идей жить в своей голове, ни одна из них не увидит свет на бумаге / экране. Чтобы начать писать, нужно ёмко в одном предложении ответить себе на вопрос «о чём мой текст?» Это предложение — главная тема, идея, которую вы хотите донести до аудитории. Всё, что не вошло в него, смело отбрасывайте. Если всё же так получилось, что предложений несколько (или одно, но длинное) — разбивайте темы и пишите несколько текстов.
  2. Зачем я пишу этот текст
    У любого действия есть цель, у написания текстов тоже: выразить себя, рассказать о продукте, замотивировать друзей посмотреть классный фильм, показать свою экспертизу — цель может быть любой. Ответ на вопрос «зачем?» самый важный. Если вы на него не ответите, у читателя после прочтения вашего материала возникнет другой вопрос, который в народе звучит так: «и чо?» И тогда все ваши усилия пойдут насмарку.
  3. Для кого я пишу
    Да, это про целевую аудиторию. Когда ответили на первые два вопроса, подумайте, кто будет читать ваш текст. Исходя из этого сможете выбрать стиль повествования, решить, насколько детально вам нужно раскрыть тему, какие потребности аудитории закроет ваш текст. Например, вы можете вести блог про ИТ и около-айтишные темы, и вашей аудиторией могут быть начинающие специалисты, которые хотят «войти в айти», опытные ребята — мидлы и синьоры, и люди, вообще никак с ИТ не связанные, но интересующиеся всеми технологическими новинками. И для всех этих людей будет свой контент, свои темы, свой язык, на котором они готовы будут с вами разговаривать. И так в любой сфере.

Начну, а там уж как-нибудь само пойдёт

Можно подумать, что, раз уж страх чистого листа преодолели, то дальше всё пойдёт как по маслу. Да, бывает, что идёт. Но мы же ответственные люди, поэтому «на авось» полагаться не будем, у нас есть план. Должен быть. План — это структура текста, он может быть

  • тезисным (ключевые мысли)
  • вопросным (интервью)
  • в виде опорной схемы (любые слова и фразы, по которым вы восстановите текст)
  • каким вам захочется, главное, чтобы работал

Даже если вы умный пирожок, определили тему, выбрали ЦА и точно знаете, зачем вам всё это нужно, в процессе легко сбиться и «утечь мыслию по древу» не в том направлении. План — гарантия того, что вы сможете быстро это отследить и вернуться на заранее продуманный путь повествования. Это не значит, что план нельзя менять. Представьте, что планируете поездку на машине: вам нужно заранее посмотреть, где по дороге есть заправки, какие достопримечательности вы хотите посетить, где остановиться перекусить и т. д. Да, если вдруг сильно захочется, можно свернуть с маршрута и посмотреть невероятный закат над рекой или забежать за блинами в придорожное кафе, но общий вектор движения у вас сформирован, именно благодаря ему вы точно знаете, что у вас хватит топлива, чтобы доехать до конечной точки.

Надо сформулировать идеально с первого раза

Когда вы пытаетесь написать идеальное предложение с первого раза, вы мешаете сами себе. Вместо того, чтобы выразить свои мысли, фокусируетесь на нескольких словах, которые, как вам кажется, всё никак не складываются, и в результате у вас теряется всякая мотивация и желание вообще что-либо писать.

Идея здесь крайне проста: не останавливайте себя. Пишите всё, что приходит в голову (только про план не забывайте) , хвалите себя за каждое новое слово, каждое предложение. Примите тот факт, что редактура — это 60-70-80% времени от работы с текстом. Пишите так, как думаете, как говорите в обычной жизни, причёсывать текст будем потом.

Если хотите, представляйте себя во время того, как пишете, ребёнком. И не пускайте родителя-взрослого в этот процесс, позовите его на этапе редактуры, когда вам понадобится помощь. Там его дотошность и стремление к идеалу будут уместны.

Финалим

Уверена, есть и другие убеждения, которые мешают вам написать любой текст, будь то пост в блог или поздравление другу с днём рождения. Постараюсь дальше в публикациях делиться полезным, а если у вас есть вопросы или конкретные пожелания по темам, пишите в комментариях.

11
Начать дискуссию