Кто подставил «Аленку»? Знаменитый российский бренд стал в Европе нон грата

Противоречия обусловлены различиями в стандартах: законодательство ЕС гораздо более требовательно к содержанию вредоносных веществ в пищевой продукции. А в наших изделиях предельно допустимая концентрация глицидиловых эфиров, являющихся опасным канцерогеном, превышена в 5 раз. Как результат, такая продукция изымается из продажи, а сотрудничество с ее производителями прекращается.

Дело идет к тому, что все наши кондитерские фабрики вскоре будут объявлены «нон грата». Только за этот год торговые сети Европы отказались от десятков наименований российской кондитерской продукции. На этом фоне настоящим ударом стало закрытие петербургской фабрики «Авангард» после обнаружения Федеральным департаментом защиты прав потребителей и безопасности продовольственных товаров Германии запредельного содержания в продукции фабрики глицидиловых эфиров. Информация появилась и в соответствующем подразделении ВОЗ, что привело к скандалу всеевропейского масштаба.

Влияние глицидиловых эфиров на появление некоторых форм рака и мутаций в организме ранее было доказано ВОЗ, а это значит, что вслед за потерей германского рынка «Авангард» ждала целая серия судебных исков от европейских онкобольных, связывающих свой недуг с употреблением содержащих канцерогены сладостей. Все это и привело к тому, что крупнейшее кондитерское мероприятие не смогло продолжать работу и запустило процесс ликвидации, ведь европейские иски – это штрафы в миллионы евро.

Но настоящим позором для отечественных кондитеров стало изгнание из Европы продукции бренда «Алёнка», являющимся одним из гастрономических символов России еще со времен СССР. Германия выявила запредельное количество глицидиловых эфиров (1,3мг/кг) и 3MCPD (3,7 мг/кг) в вафельном торте «Аленка» главного российского кондитерского холдинга «Объединенные кондитеры». Торт поставлялся в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды, Швецию, Португалию и Финляндию, и после появления соответствующей информации в системе экстренного реагирования о качестве пищевых продуктов(RASFF)он был повсеместно изъят из продажи.

Репутация российских кондитеров приняла на себя страшный удар. Судя по всему, возобновление экспорта продукции бренда «Аленка» будет уже невозможно. А по европейским СМИ пронесся настоящий шквал публикаций о том, что продукция российского производства может вызвать рак и генетические мутации.

Но почему же наши кондитеры так часто попадают под этот маховик? Дело в том, что в производстве отечественных сладостей используются жиры и пальмовое масло, не соответствующие международным стандартам. Сырье импортируется из Индонезии крупнейшим в стране производителем специализированных жиров – группой компаний «Эфко», которая официально объявляет свою продукцию абсолютно безопасной и продает ее по цене, перед которой ни один отечественный производитель устоять просто не может.

Стандарты Европы и России по канцерогенам различаются в разы. Так, допустимая норма глицидиловых эфиров в пищевой продукции в ЕС не должна превышать 1 мг/кг в еде для взрослых и 0,5 мг/кг для детей. А для нашей реальности и 9-15 мг/кг – не редкость.

Конечно, попытки привести российское законодательство в соответствие с общепринятыми европейскими стандартами принимаются. Три года назад Евразийская экономическая комиссия приняла технический регламент, обязывающий предприятия ЕАЭС маркировать товары с пальмовым маслом в составе. А прошлым летом были внесены изменения в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, предусматривающие установление нормативов глицидиловых эфиров жирных кислот и глицидола в пищевой продукции в пределах 1 мг/кг для обычной пищевой продукции и 0,5 мг/кг – для детской. Но почему же это решение до сих пор не ратифицировано?

Разгадка здесь несложная. ГК «ЭФКО» — крупнейший поставщик специализированных жиров в РФ, выпускающий майонез, соусы, молочные продукты и растительные масла под брендами «Слобода», Altero и пр. Выручка «ЭФКО» за прошлый год – 122 млрд руб. Имея такие ресурсы, они могут использовать высокопоставленных лоббистов, способных отсрочить принятие такого невыгодного для себя решения. В данном случае уровень лоббиста просто запредельный – все говорит о том, что интересы «ЭФКО» защищает белорусский политик, Министр по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии Виктор Владимирович Назаренко, близкий друг владельца и председателя совета директоров компании «ЭФКО» Валерия Кустова, о чем также пишут в Телеграмм канале "КСТАТИ".

Очевидна и задача Виктора Назаренко – как можно сильнее оттянуть принятие решения по ограничению содержания глицидиловых эфиров в пищевых жирах. Причем продовольственная безопасность и увеличение экспорта продукции России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении его похоже не волнуют.

И это все происходит на фоне разворачивающейся скрытой эпидемии онкозаболеваний: 300 тысяч смертей от рака за год и, по общему мнению целого ряда общественных организаций, 100 тысяч смертей – из-за полуторагодового затягивания господином Назаренко ввода нормативов. Вот так – цинично, но прибыльно – «ЭФКО» пытается выиграть время.

А российским кондитерам на европейских рынках все сложнее. Масло в огонь подлило отравление Алексея Навального, после которого западный обыватель начал буквально шарахаться от наших товаров, как от чумы, во всем подозревая «русскую отраву». И дело идет к масштабным санкциям в отношении целой отрасли промышленности, а может и к полному бойкоту товаров под знаком «MadeinRussia».

Опасность ситуации понятна всем. Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин направил этой осенью в адрес Виктора Назаренко письмо с просьбой максимально сократить сроки внесения утвержденных нормативов по глицидиловым эфирам в технический регламент, применив для этого разработанные ЕАК ускоренные процедуры, чтобы предупредить срыв задачи по увеличению экспорта. Но для лоббиста Назаренко авторитет – не Катырин, а Кустов, для которого единственный ориентир – деньги.#аленка, #гкэфко, #санкции, #пальмовоемасло, #глицидиловыеэфиры

Начать дискуссию