Логистика для продавцов на маркетплейсах

Логистика для продавцов на маркетплейсах

Рынок работы с логистикой маркетплесов сейчас радикально меняется. Маркетплейсы приходят к выводу, что продавец должен сам решать, каким образом его товар будет доставлен покупателю, и для этого может напрямую работать с логистами. Раньше такая возможность была ограничена.

Какие именно изменения происходят в доставке?

В 2020 году локдаун вынудил людей оставаться дома, осваивать онлайн-покупки в разных категориях, а продавцам пришлось оперативно подключать срочную доставку и организовывать самовывоз из собственных магазинов, особенно для товаров первой необходимости. В начале локдауна повысился спрос на курьерскую доставку, в Москве на апрель-май 2020 года она стала более популярна, чем другие способы. Затем люди начали выходить в магазины и аптеки, все вернулось на свои места и в доставке - самовывоз вышел на доковидные показатели – 68% онлайн-заказов сейчас получают в постаматах и пунктах выдачи по данным аналитиков Data Insight.

Исторически, такая популярность самовывоза стала возможной за счет трансформации этого типа доставки. Покупатели теперь могут через мобильное приложение в своем смартфоне пользоваться сервисами оплаты заказа, переадресации на другую точку выдачи, продлять срок хранения заказа. То есть не надо никого ждать и тем более созваниваться. Дату, место и время получения товара покупатель выбирает сам. Всем удобно. А во время первой волны пандемии еще и стало понятно, что постаматы – это по-настоящему бесконтактный способ получения покупок. А для того, чтобы свести все возможные формы контактов к нулю, в июле 2020 года PickPoint внедрил открытие ячеек через свое мобильное приложение по QR-коду заказа.

В итоге постаматные сети стали расти как никогда раньше. На 134% увеличилось число постаматов за период с мая 2019 по сентябрь 2020 года и сейчас динамика не замедляется.

Что от этого имеет пользователь? Частота установки постаматов в мегаполисах составляет 300 метров. То есть терминалы вплотную подходят не только к домам своих клиентов, но и к подъездам этих домов.

Над увеличением плотности установки работают и основатели постаматного рынка в России и новые игроки, недавно появившиеся в этом секторе последней мили. PickPoint увеличил свою сеть в 2 раза, и мы еще видим огромный потенциал в развитии этого рынка. Количество ПВЗ увеличивалось не так активно как раньше, рост 2019-2020 составил всего 22%. Во время локдауна произошло закрытие одной из крупнейших сетей ПВЗ из-за того, что они находились в тех объектах, которым запретили работать. И малые предприниматели, которые открывали эти ПВЗ по франшизе, просто не смоги пережить 2-3 месяца без работы. Поэтому сеть, к сожалению, после пандемии так и не открылась.

По данным исследовательского агентства «Ингейт» за декабрь 2020 года, 40% из 8000 опрошенных в городах-миллионниках выбирают постаматы для получения своих онлайн-заказов.

Постаматные сети на сегодняшний день имеют интеграции со всеми существующими маркетплейсам, если они работают с логистическими провайдерами. На апрель 2021 года постаматных сетей нет только у Wildberries.

Из существующих моделей работы, по которым сейчас маркетплейсы позволяют осуществлять логистику своим продавцам, PickPoint работает со всеми.

Классическая модель работы, при которой у логиста контракт с маркетплейсом, и доставщик забирает заказы со склада торговой площадки для обработки и выдачи покупателю. То есть это так называемая FBO-модель – fulfillment by operator. На текущий момент по этой модели доставляется наибольшее число отправлений, поскольку следующие модели, о которых мы будем говорить далее, появились у российских маркетплейсов не так давно, буквально в этом году.

При этом мы видим тренд и со стороны площадок и со стороны продавцов на переключение доставки на более гибкие и бюджетные новые модели.

Вторая модель – FBS - fulfillment by seller, дает возможность логисту забирать заказы со склада продавца или из офлайн-магазина продавца. При этом юридически мы работаем через контракт маркетплейса: договор у нас с площадкой, интеграция у нас с ними же, и трекинг на заказ нам передает маркетплейс.

Третья модель у OZON называется Real FBS, у AliExpress - DBS - Delivery by Seller. Все договорные отношения и все отношение в плане физического движения груза у логиста сделаны с продавцом, а маркетплейс получает от PickPoint трекинг по тем заказам, которые были оформлены покупателем на его сайте. Эта модель самая быстро растущая из трех представленных и, по нашим прогнозам, через год она станет более востребованной, чем классическая, первая модель.

Логистика для продавцов на маркетплейсах

Удачных и выгодных продаж!

Начать дискуссию