Кейс Lazurit – разработка кроссплатформенного мобильного приложения для интернет-магазина

О том, как Userstory запустила дополнительный канал для интернет-магазина мебели, разработав кроссплатформенное мобильное приложение.

Кейс Lazurit – разработка кроссплатформенного мобильного приложения для интернет-магазина

Клиент: Lazuritкрупнейшая в России сеть по продаже мебели. Собственное производство и торговая сеть, более 560 салонов в 170 городах России. Омниканальная инфраструктура Lazurit сейчас поддерживает 500 000 заказов в месяц.

Цель для бизнеса: Получить новых клиентов благодаря запуску дополнительного канала продаж.

Решение: Разработать кроссплатформенное мобильное приложение для интернет-магазина мебели.

Срок реализации: 4 месяца.

Что сделали и результат

Срок разработки кроссплатформенного мобильного приложения занял 4 месяца. Мы стартовали работу в мае, появилось приложение в сторах в сентябре.

Кейс Lazurit – разработка кроссплатформенного мобильного приложения для интернет-магазина

Если говорить про цифры, доля ecom в общей выручке компании выросла в 2 раза, мобильное приложение приносит 5% от общего income. Но в первую очередь вместе с Userstory мы заложили базу. Потому что она первична и именно на ней появляются цифры.

Дамир Мангутов, Head of Product Lazurit.

Почему решили делать мобильное приложение

Развитие электронной торговли — важное направление для Lazurit. У компании уже был интернет-магазин в веб-версии с мобильным адаптивом. Решили запустить мобильное приложение, чтобы захватить долю мобильного трафика и получить больше клиентов.

Есть несколько причин, почему мы решили делать мобильное приложение:

1. Лучше конвертируем пользователей в покупку в сравнении с адаптивной версией интернет-магазина.

2. Получаем новых пользователей, до которых проще дотянуться через каналы, связанные исключительно с мобильным приложением.

3. Имеем под рукой витрину, через которую легче дотягиваемся до пользователей, в том числе за счет мобильных пушей. Retention в мобильное приложение выше, чем на веб-сайт.

4. Создаем конкуренцию между витринами мобильного приложения и сайта. Это всегда хорошо для компании, когда появляется конкуренция, она позволяет развиваться более динамично. Мы можем проводить эксперименты, и если они получаются удачными, забираем их на другую витрину. Таким образом мы развиваемся параллельно, есть синергия этих продуктов.

Дамир Мангутов, Head of Product Lazurit

Ценность приложения для пользователей

Кейс Lazurit – разработка кроссплатформенного мобильного приложения для интернет-магазина

Lazurit сделали ставку на то, что клиентам будет проще и удобнее выбирать товары через мобильную витрину, а саму покупку оформлять в офлайн магазине.

Для наших клиентов типично ROPO-поведение. Порядка 75% из них приходят на одну из витрин (сайт или мобильное приложение), потом приезжают в офлайн-магазин, чтобы оформить заказ. Там они смотрят, трогают, щупают, консультируются и только после этого покупают.

Дамир Мангутов, Head of Product Lazurit

Мобильное приложение для мебели – это не самостоятельный инструмент продаж. Это сопровождающий канал касания с клиентом, который у него всегда под рукой. Он там может вдохновляться интерьерами, просматривать отдельные товары. А когда примет решение купить, посмотрит ближайший магазин на карте и поедет туда.

Мобильное приложение – то каталог, который пользователь может в любой момент открыть и посмотреть, какие товары есть у Lazurit. Например, клиент ходит по IKEA, выбирает диваны, но не находит такой, который бы ему понравился. Думает, куда пойти дальше, достает мобильное устройство, скачивает приложение Lazurit, смотрит какие есть диваны и решает поехать в магазин.

Приложения для мебели нужны скорее для того, чтобы человек познакомился с ассортиментом и принял решение приехать в офлайн-точку. Мебель онлайн покупают очень редко. Диваны выбирают, полежав на них, проверив мягкость, пружинистость матраса. Бывает и обратная ситуация, когда человек уже потрогал диван, а потом дошел до дома и решил, что хочет его купить, тогда оформляет заказ в приложении, но это не самый частый кейс.

Станислав Елисеев, генеральный директор Userstory

Действительно, в мебельном сегменте чаще всего клиент покупает офлайн, поэтому задача приложения сделать так, чтобы он посмотрел фотографии, вдохновился и поехал смотреть, трогать и покупать.

Еще для мебели почти не работает Click & Collect. Клиент стоит перед сложным выбором, у него более долгий срок принятия решения. Наличие мобильного приложения дает клиенту уверенность, что он в любой удобный момент может вернуться и продолжить выбор, при этом сохранится вся история просмотров, избранное, корзина.

Также у нас есть не только конечные клиенты физики – пользователи приложения это еще и дизайнеры, и консультанты по интерьерам. Этим пользователям важно быстро открыть приложение и что-то показать своим клиентам. То есть., приложение у них служит не для цели заказа, а для цели выбора.

Ян Дорошенко, дизайн-директор Userstory

Проектное решение

Предложили Lazurit разработать кроссплатформенное мобильное приложение на Flutter, подходящее сразу для iOS и Android.

Фреймворк Flutter позволяет создавать сложные интерфейсы в максимально нативном исполнении. Скорость обработки изображений, загрузки и воспроизведения анимации также приближена к стандарту нативной разработки. Фреймворк Flutter широко используется для создания мобильных приложений — на нем сделаны Alibaba, «Яндекс», Airbnb, Uber, Ригла и многие другие.

Кейс Lazurit – разработка кроссплатформенного мобильного приложения для интернет-магазина

Преимущество такого решения — его стоимость по сравнению с нативной разработкой. Flutter позволяет переиспользовать большую часть кода между различными платформами. Это позволяет сэкономить до 50% бюджета. Также для создания кроссплатформенного приложения достаточно одной команды разработчиков, когда для нативных приложений уже требуются две отдельные команды — одна пишет приложение на Swift (для iOS), вторая — на Kotlin (для Android).

Подход к развитию продукта

Решили начать с MVP приложения — версии с базовым функционалом. Затем поэтапно прорабатывать флоу и добавлять новые фичи, которые действительно нужны клиентам.

Кейс Lazurit – разработка кроссплатформенного мобильного приложения для интернет-магазина

Прежде чем проектировать приложение с уникальным функционалом, решили запустить его базовую версию, чтобы понять особенности поведения клиентов Lazurit. Это подход к развитию продукта через исследование – запускаемся в MVP версии, изучаем поведение пользователей и начинаем формировать гипотезы – как мобильные пользователи покупают в тех или иных контекстах, какой их Customer Journey, какой UX для них будет лучшим. Такой подход позволяет перед внедрением сложного функционала понять, насколько он актуален. Мы не тратим сразу много ресурсов на проработку сложного UI, а развиваем продукт итерационно.

Ян Дорошенко, дизайн-директор Userstory

Проектирование и дизайн интерфейса

Создали дизайн-макеты мобильного приложения, используя стандарт Human Interface Guidlines. На его основе собрали экраны главной, каталога, товарной карточки, чекаута и оформления заказа. Кастомизировали часть элементов библиотеки, чтобы улучшить пользовательский опыт.

За счет того, что было выбрано кроссплатформенное решение, смогли использовать единый дизайн-макет сразу для обоих приложений iOS и Android.

Кейс Lazurit – разработка кроссплатформенного мобильного приложения для интернет-магазина

Когда мы разрабатываем нативные мобильные приложения, то отрисоваем две версии дизайн-макетов, потому что гайдлайны iOS и Android отличаются. Для кроссплатформенных приложений достаточно одного макета. Такой подход почти вдвое сокращает стоимость и ускоряет Time To Market.

Также если мы развиваем продукт через тестирование гипотез о поведении пользователей, приложение на Flutter будет Musthave, если бизнес не готов инвестировать большой бюджет в их проверку. Валидировать гипотезы на Flutter гораздо проще, чем в нативных приложениях.

Ян Дорошенко, дизайн-директор Userstory

Как шла разработка продукта

Кейс Lazurit – разработка кроссплатформенного мобильного приложения для интернет-магазина

Сначала мы определили список функциональных требований и разработали информационную схему мобильного приложения. Это позволило определить, какое API нам нужно на back-end. Когда был готов прототип мобильного приложения, сделали front-End на Flutter. Параллельно шла разработка API для интеграции front-End с back-end, которое получает данные и отображает их в мобильном приложении.

Евгения Белова, менеджер проектов Userstory

Для приложения Lazurit мы оптимизировали работу с медиа-файлами, таким образом уменьшили время загрузки страниц, увеличили скорость отрисовки на малопроизводительных устройствах, уменьшили размер всего приложения. Продумали систему кеширования запросов – так у пользователя по-прежнему есть актуальные данные, а запросов на back-end стало меньше. Регулярно проводили мониторинг производительности приложения – отслеживали скорость запуска, загрузку экранов.

С ростом числа пользователей приложения требуется постоянная оптимизация системы. Поэтому после публикации мы продолжили заниматься поддержкой и развитием приложения, предвосхищая возможные просадки производительности за счет регулярного Code Review.

Максим Мамонов, технический директор Userstory

Про IT-стратегию

Параллельно разработали и внедрили IT-стратегию. Это позволила глубоко погрузиться в бизнес клиента, помогло выбрать лучшее проектное решение с учетом всей инфраструктуры.

Кейс Lazurit – разработка кроссплатформенного мобильного приложения для интернет-магазина

Мобильное приложение – это не изолированный продукт, это front-End, который в свою очередь связан с back-end, где реализуется вся бизнес-логика. То есть, мобильное приложение посылает запрос серверу, сервер отвечает, мобильное приложение отображает ответ в интерфейсе, который видит пользователь. Поэтому чтобы мобильное приложение работало хорошо, важна хорошая реализация всей IT-архитектуры.

Когда мы сделали 1-й подход к созданию мобильного приложения, оказалось что его front-end работает медленно, хотя и был качественно выполнен. Так мы пришли к необходимости проработать полноценную IT-стратегию, чтобы оптимизировать back-end. Также проработка и внедрение IT-стратегии позволила значительно ускорить Time-To-Market, обеспечить бесперебойную работу цифровых систем, сократить число системных ошибок и повлиять на показатели продаж.

Максим Мамонов, технический директор Userstory

Как дальше будет развиваться приложение?

Сейчас вместе с продуктовой командой Lazurit мы продолжаем работать над предложением и усиливать его функциональность через проработку и проверку гипотез.

Кейс Lazurit – разработка кроссплатформенного мобильного приложения для интернет-магазина

Мы дорабатываем UI приложения с целью добавить функционал, который хотят видеть клиенты и в которых заинтересован бизнес. Вместе с этим определяем стратегию развития UI мобильного приложения с точки зрения его уникальности. Определяем и фиксируем четкие ценности приложения, благодаря которым его будут скачивать.

Дальше приложение может развиваться двумя путями. Например, мы можем добавить в него тот функционал, который сложно реализовать на web-сайте – это VR и встроенная программа лояльности. Есть и другой вариант развития – приложение может трансформироваться из витрины в некий журнал об интерьере, вдохновляющий пользователя, а не просто показывающий ассортимент. Это полярно разные направления и они выбираются только после проведения серии экспериментов и тестов.

Ян Дорошенко, дизайн-директор Userstory

Мы провели исследования и знаем, чего ждут наши пользователи от мобильного приложения. Есть уникальные сценарии, которые клиентам было бы намного удобнее проходить именно через приложение. Например, такой сценарий:

Клиент оформляет заказ на сайте →

Получает ссылку на установку мобильного приложения →

Скачивает приложение, авторизуется →

Попадает в личный кабинет, видит подробно описанный флоу, статус движения своего заказа.

Проработка омниканальных сценариев дает классный Customer Experience, который влияет на удержание и возврат клиентов, на Retention. Есть еще идеи. Например, размещать понятные и удобные инструкции для тех пользователей, которые сами хотят собирать мебель. Или дать возможность просматривать 3D-модели товаров. Все это должно дать уникальность и ценность мобильному приложению по сравнению с сайтом – в приложении такой функционал намного органичнее.

Дамир Мангутов, Head of Product Lazurit

Отзыв Lazurit о работе с Userstory

На мой взгляд, лучшая студия, с которой мне пока что пришлось работать. Почему я так считаю:

- Помогли построить весь IT-отдел, привнесли экспертизу и построили работающую систему. То, что есть сейчас, возможно, не было бы без Userstory.

- Действительно исповедуют продуктовый подход к разработке, что на мой взгляд редкость. Это то, к чему нам нужно было прийти и то, что удалось.

- Важный факт – это люди - что они привносят, обучают. Был опыт и наставничество от сильных специалистов. Есть, конечно, негативный опыт взаимодействия по конкретным людям, но он быстро решался: как-то в проект попали два новичка, но их оперативно заменили.

В общем, все шикарно, кайф, я очень доволен».

Дамир Мангутов, Head of Product Lazurit

Команда проекта

Проектная команда Lazurit

  • Head of Product
  • Product Owner

Проектная команда Userstory

  • Продуктовый аналитик
  • UX-проектировщик
  • Арт-директор
  • Дизайнеры
  • Flutter-разработчики
  • Bitrix-разработчики
  • QA-инженер
  • Менеджер проекта

Этой бизнес-истории не было бы без:

Дамир Мангутов
Head of Product Lazurit
Станислав Елисеев
Генеральный директор Userstory
Максим Мамонов
Технический директор Userstory
Ян Дорошенко
Дизайн-директор Userstory
Евгения Белова
Менеджер проектов Userstory

Автор бизнес-истории

Анастасия Горькая
Директор клиентского успеха Userstory
66
Начать дискуссию